Не глухота, но слух избирательный

Галина ПЕТРЕНКО

Новая программа развития АПК разрабатывается в пожарном порядке

9 декабря в Костанае члены Союза фермеров Казахстана обсудили концепцию этой программы, которая будет действовать ближайшую пятилетку. На конференции говорилось, что это последний шанс заявить свои изменения и уточнения в проект документа: президент велел, чтобы к 10 декабря обсуждения завершали. И выдавали на-гора то, что уже можно будет принимать на уровне правительства. А принято все будет наверняка до нового года. Уже 14 декабря на места пришел очередной обновленный вариант проекта, в который вошло совсем немного из того, что предлагали костанайцы.

За себя и парня

Самое скверное, что все эти процедуры в рамках «пожарного» принятия программы проходят вне массового участия аграриев. Да, было несколько встреч в районах. Но большая часть сельхозтоваропроизводителей, особенно мелкоземельных, вообще не в курсе, что и зачем верхи меняют. Так что СФК в этой ситуации можно воспринимать прямо как маслихат, представительский орган, активисты которого говорят и действуют за себя и за того парня. Более эффективного механизма обсуждения и оценки того, что предлагает минсельхоз, просто нет.

В числе принципиальных дополнений, которые костанайские предприниматели сочли нужным включить именно в концепцию, - сохранение льгот в налогообложении, субсидирование выращивания пшеницы, от чего минсельхоз неуклонно отодвигается.

Пшеницу - без поддержки

Министерством было заявлено, что уже в 2017 году субсидирование выращивания пшеницы будет происходить по остаточному принципу. Сначала деньгами поддержат производство приоритетных культур, таких как масличные, овес, ячмень, а вот если средства в регионе не будут освоены - направят на пшеницу. В будущем же она вообще останется без поддержки.

- Мы считаем такое решение поспешным, - заявил директор камыстинского ТОО «Кайрат» Туремурат УТЕПОВ. - Пшеница - признанный казахстанский бренд. Прекращая стимулировать ее выращивание, мы рубим сук, на котором сидим. Я объехал полмира и могу точно сказать, что у нас господдержка - одна из самых маленьких. Мы же не просим 500 евро на гектар, как в Финляндии. Совсем прекращать субсидирование пшеницы неправильно.

Основной причиной грядущего «обрезания» по живому минсельхоз называет перепроизводство пшеницы в стране. Один из аргументов - переходящие остатки зерна, которые практически ежегодно имеет Продкорпорация. Звучала цифра - около 2-3 млн т. Даже если ее подвергать сомнению и признать, что именно столько составляют приписки, то пшеницы, которую не удается продать, в РК производится все равно слишком много, отметил член общественного совета при министерстве сельского хозяйства Евгений АМАН.

- Несколько лет назад минсельхоз анализировал эту проблему, - сказал он. - Возможно, вам на местах не все видно в масштабах страны, к тому же свою роль играли неурожаи нескольких последних лет, но как только Казахстан выйдет на уровень производства пшеницы в пределах 20 млн т, вы почувствуете давление этого избытка, падение цены на зерно. Один пример: в 2011-2012 годах правительство из бюджета направило 30 млрд тенге на транспортировку закупленного Продкорпорацией зерна в порты Новороссийска и Балтики.

Понимаете, корпорация поддержала производителей тем, что скупила 5 млн т зерна по хорошим ценам и вытолкнула его за пределы внутреннего рынка. Были свободные средства. Больше такого не будет. А рынки наши не изменились - внутренний и азиатский, Европа для казахстанского зерна закрыта прежде всего из-за транспортных расходов, которые невозможно постоянно дотировать.

Предложение костанайских предпринимателей министерству все-таки было записано в протокол: разработать новый механизм субсидирования пшеницы, может быть, делать это только для сильного, высокопротеинового зерна, которого сегодня производится крайне мало. Может, субсидировать не само производство, а делать расчет на тонну реализованной пшеницы.

В обновленном проекте программы это предложение не учтено.

Налоги и социальная ответственность

Этой программой предприниматели еще раз пытались воспользоваться, чтобы доказать: нельзя лишать растениеводство 70-процентной льготы по НДС и единого земельного налога. Отмена льготы по НДС запланирована с 2018 года в связи со вступлением Казахстана в ВТО.

Налоговые бонусы агросектору - давно уже притча во языцех в Казахстане и причина говорить о том, что как сфера бизнеса сельское хозяйство РК абсолютно неэффективно: съедает денежной поддержки больше, чем вливает в бюджет само.

Но ведь и то, что сегодня вынуждены делать на селе частные предприятия, далеко выходит за рамки понятия «бизнес».

- То, что намечается убрать льготы, - это совершенно неправильно, - высказал мнение на конференции СФК директор мендыкаринского ТОО «Заря» Александр КЛИМКО. - Кто помнит, как валилось сельское хозяйство в 94-95 годах? Я хорошо помню, хоть наше хозяйство через банкротство не проходило. У меня все задокументировано. Например, в пятилетке 1994-1998 годов сумма выплаченных налогов у нас в хозяйстве составляла 44,5% от объема реализованной продукции. Какое производство это могло выдержать? С 1999 года, когда применили льготы по налогообложению, нам начислялось 12%, по факту платили 15%. С 2003-го по 2015 год - 9,1%, но если учесть содержание социальной инфраструктуры в поселке, то 12 с лишним процентов. Уберем льготы - вернемся к середине 90-х. Ведь тогда «Заря» за счет чего удержалась? Было поголовье 2,5 тысячи КРС, за 5 лет уменьшилось до 1 000... Налоговые льготы важнее тех же субсидий, о которых много говорим. Субсидии одни получают, другие нет, а налоги всех касаются. Вот мы говорим, кадров катастрофически не хватает на селе. Почему? Потому что социальная инфраструктура на произвол судьбы брошена. Кто, скажите, строит сегодня жилье в деревне? Додумались, для села в реестр естественных монополий включили котельные. В итоге даже успешное ТОО им. Карла Маркса котельную передало на баланс в район, вопрос стоит о закрытии; тарановское ТОО «Викторовское» свою закрыло, мы держим еще, но с трудом. Люди к печному отоплению возвратиться должны, а когда-то мы стремились выравнять условия жизни в городе и селе, чтобы люди из деревни не бежали. Если пока еще нет программы строительства, улучшения социальной инфраструктуры села, то мы хотя бы за счет налоговых льгот что-то на себя берем. Но без них почему бизнес должен это делать?

Вопрос в самое яблочко. Это «яблочко» в Казахстане многие годы называется социальной ответственностью бизнеса. И теперь вот наконец сами крестьяне признают, что оно с червоточиной.

По поводу налогов в проекте программы запись такая, что разбирать надо с толмачом.

Раздел 5.4.4. документа. «Оптимизация налоговой политики в отношении субъектов агропромышленного комплекса». Дальше дословно: «МСХ РК совместно с МНЭ РК, МФ РК, НПП «Атамекен» с учетом отмены льготы по НДС с 2018 года в связи с вступлением Казахстана в ВТО и концептуальной направленности налоговой политики по сохранению налоговой нагрузки на субъекты АПК в пределах действующего законодательства». Поняли? Ну есть вроде бы намек на то, что сохранится существующая налоговая нагрузка. Четче пока никто не комментирует.

Никто не почешется

Если вернуться к выступлению Климко, то оно подтверждает тезис, высказанный Евгением Аманом на недавней встрече в Костанае с главой минсельхоза - программа, предлагаемая министерством, остается просто отраслевой. Разработчики даже не пытаются вывести ее на уровень государственной, включив направления, которые касаются технического, таможенного регулирования, связанные, например, с защитой внутреннего рынка и вообще добросовестного предпринимателя, опять же строительства жилья на селе.

Обновленный проект в этом смысле недалеко продвинулся, те же меры таможенного регулирования только упоминаются, но прописано все нечетко.

- У СФК есть возможность сформулировать эти задачи и внести их в проект указа президента по утверждению государственной программы, - пояснял на конференции Аман. - Госпрограмма принимается сначала на правительстве, а затем утверждается указом президента. Вот в сам указ надо попытаться включить то, чего нет в программе. А нет там, например, поручения министерству инвестиций и развития заниматься вопросами технического регулирования, то есть строить лаборатории, которые бы определяли качество нашего молока и импортного, другие подобные вещи. Если этого не будет прописано, никакое министерство в пользу сельского хозяйства не почешется.

Из того важного, что на своих обсуждениях проговаривали костанайцы, в проект программы вошло намерение на государственном уровне поддерживать органическое земледелие. Кроме того, в течение двух лет все процедуры, связанные с субсидированием, должны перейти в электронный формат, записано в проекте. Дело в том, что министерство намерено в 10 раз увеличить количество получателей субсидий. То есть если в этом году их было около 67 тысяч, то будет 500 тысяч. Сегодня процессом субсидирования практически вручную дирижируют акиматы, их отделы сельского хозяйства и областное управление. Пакеты документов к заявкам аграрии оформляют и предоставляют преимущественно на бумаге. Если число получателей увеличится на порядок, то бюрократия и коррупция возрастут в кубе. Выход один - переводить в электронный формат.

«Кто-то додумался сельские котельные включить в реестр естественных монополий. В итоге они закрываются, а люди возвращаются к печкам»

Фото Николая СОЛОВЬЕВА