Стоит ли переходить на газ?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ

В последнее время многие водители начали устанавливать на автомобилях газобаллонное оборудование. Главный мотив - с газом поездки обойдутся дешевле. Однако в последнее время появились публикации, в которых специалисты опровергают такие оценки. Вот что по этому поводу рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ.

- Некоторые автолюбители показывали мне свои расчеты. Снижение затрат после установки газобаллонного оборудования вроде бы есть. Но вот что настораживает - одному из них после некоторого времени эксплуатации машины на газе пришлось ремонтировать головку блока цилиндров. Причем автомобиль у него относительно новый. Кстати, эта деталь зачастую ремонту не подлежит, ее приходится менять на новую.

Возможно, причина поломки - не в использовании газа вместо бензина. Но в последнее время в специальных журналах появились материалы, в которых авторы утверждают: расчет на экономию при установке газобаллонного оборудования может быть ошибочным. По их оценке, газовый режим работы сокращает ресурс головки блока цилиндров, а ее преждевременная замена вылетает в копеечку. Эти непредвиденные затраты в сумме с расходами на покупку и установку газобаллонного оборудования могут перекрыть выигрыш от разницы цены между газом и бензином.

Специалисты ссылаются на тот факт, что практика использования двигателей, способных работать и на жидком топливе, и на газе, существует уже не один десяток лет, однако машин, использующих только газ, в серийном производстве почему-то нет. Действительно, если такие моторы в эксплуатации финансово более экономичные, то почему бы не сделать их выпуск массовым? Отдельные детали для переоборудованных двигателей, учитывающих температурный режим при работе на газе (например, свечи зажигания), начали выпускать. Но специально сконструированный под газ для массового производства так и не сделали.

Оказывается, виной всему техническая проблема, которую конструкторы не преодолели. Дело в том, что жидкое топливо имеет примеси, которые после сгорания в цилиндре двигателя откладываются на поверхности тарелки клапана. Эти продукты сгорания служат своего рода смазкой. Конструкция такова, что клапаны прихлопываются всегда с вращением, которое производится для очистки поверхности тарелки от продуктов сгорания. К тому же продукты сгорания герметизируют клапан, который закрывается с большой ударной скоростью. При работе на газе поверхность тарелки клапана оказывается сухой. Эта пара жестко ударяется и ухудшает условия смазки направляющей втулки и стержня клапана.

Компания Volkswagen работала над этой проблемой, сделала другой сальник, который бы загонял масло во втулку, но с седлом так ничего и не добилась.

Так что, если кто-то решил установить ГБО, рекомендую еще раз все взвесить. Тем, кто уже приобрел это оборудование, советую не отказываться и от использования бензина. Особенно при поездках на дальние расстояния, когда негативный эффект от применения газа будет наибольший.