Можно ли чистить воздушный фильтр?

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

На вопрос отвечает старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Воздушный фильтр в автомобиле рассчитан на разовое применение, поэтому, если он забился, его нужно менять. Хотя некоторые водители, не желая тратиться на покупку нового фильтра, пытаются его чистить. И находят в Интернете советы, как это правильно сделать. Но специалисты все-таки экспериментировать с чисткой не советуют. Проигрыш может оказаться несоразмерно больше выигрыша.

Воздушный фильтр предохраняет двигатель от попадания в цилиндры мелких абразивных частиц, которые находятся в воздухе. Иначе двигатель может преждевременно выйти из строя. Но тут есть одна тонкость, которая, возможно, и подталкивает к желанию не спешить с заменой фильтра, а ограничиться лишь его чисткой.

В руководстве по эксплуатации автомобиля смену фильтра рекомендуют делать через 10-15 тыс. км пробега. Если машина чаще эксплуатируется в условиях сильно загрязненного воздуха (например, на полевых дорогах), фильтр может забиться раньше. Это определяется визуально. Фильтрующий материал специально изготавливается белым, поэтому при загрязнении он приобретает серый цвет. Даже если в его порах не видны крупные частицы (по которым визуально можно сделать вывод о сильной забитости фильтра), но он приобрел серый цвет, тогда его нужно менять.

Некоторые водители в таких случаях надеются продуть фильтр воздухом от компрессора, другие даже пытаются промыть. Эффект будет минимальный. Более того, фильтрующий материал может незаметно повредиться, а после установки под напором воздушного потока настолько прохудится, что грязный воздух напрямую пойдет в цилиндры. Водитель будет считать, что после чистки все идет нормально, а на самом деле начнется разрушительная работа.

То, что фильтр «посажен», можно определить и по увеличению расхода топлива. В этом случае двигатель недополучает необходимую порцию кислорода, и для сохранения нужной мощности электронный блок управления двигателя выдает команду на дополнительную подачу топлива.

Особенно высоки требования к чистоте воздушного фильтра на турбированных моторах. Если у них фильтр «посажен», эффективность турбины снижается. Более того, такой режим работы отрицательно сказывается на ее ресурсе.

Сегодня покупка нового воздушного фильтра больших финансовых затрат не требует, но если вы решили взять тот, что подешевле, то обратите внимание при его установке на укладку уплотнителя. В таких случаях бывают отклонения от стандартов, тогда через образовавшуюся щель в цилиндры пойдет неочищенный воздух.

Определенное распространение получили так называемые фильтры нулевого сопротивления. Фильтрующий материал в них - из хлопковой ткани, которая имеет специальное покрытие. Промывать и обрабатывать их нужно через каждые 5-6 тыс. км пробега. По цене они дороже, к тому же их установка требует определенной переделки двигателя. Главное преимущество таких фильтров - прибавка мощности мотора, поэтому устанавливают их на спортивных машинах.