А он, мятежный, просит неба…

Надежда КОВАЛЬСКАЯ

Костанаец Сергей ПУШКАРЕВ рассказал «НГ» о своем экстремальном хобби

Таких людей называют экстремалами, адреналинщиками, авантюристами и даже безбашенными. Но Сергей Пушкарев считает, что он просто счастливый человек. У него есть небо, «крылья» и безграничное чувство свободы…

Адреналин в любом виде

Мы увидели его еще на подъездах к Кунаю - черную точку в синем небе под радужным парапланным крылом. Уже через несколько минут Сергей с шумом приземлился и с ходу начал знакомить со своим аппаратом:

- Это паратрайк «Сокол-2», модификационная разработка челябинских конструкторов. Штука надежная, удобная в управлении, набирает высоту до 5 000 м. Двухтактный, двухцилиндровый, 38 «лошадей». Впрочем, что тут рассказывать - садитесь и пробуйте.

Первым вызвался наш фотокор Николай Соловьев. Инструктаж ограничился двумя словами: пристегивайтесь и держитесь. Загудел мотор, мы уже встали по стойке «улыбаемся и машем», но парапланное крыло вдруг сложилось и упало на землю.

- К ветру не той стороной повернулись, - объяснил друг Сергея Владимир КИНСТЛЕР.

Общими усилиями расправили параплан, развернули к ветру нужным местом, и со второй попытки паратрайк взмыл в воздух.

- Парапланы - не единственное увлечение Сергея, - тем временем рассказывал Владимир. - Мы с ним поклонники адреналина в любом виде. Гидроциклы, прыжки с парашютом, водные лыжи, снегоходы… В общем, все, что дает острые ощущения. В небе я только пассажир. Когда я сел на паратрайк в первый раз, мы нечаянно нажали кнопку, которую нажимать нельзя, и мотор заглох. Честно, было страшно. Но сели мы мягко.

5 минут - полет нормальный

Кстати, посадка на этом небольшом воздушном транспорте действительно почти не чувствуется. Ожидаешь неслабого толчка, тряски, но паратрайк одинаково мягко ведет себя как в воздухе, так и на земле. Еще одно развенчание моих собственных мифов произошло уже в небе. Я не страдаю акрофобией, но казалось, что-то все же дрогнуть должно. Ничего подобного. Раз - и ты уже на высоте 2 000 м над землей.

Ветер треплет волосы, в ушах - весь шум мира, а пейзаж внизу напоминает музейный макет. КамАЗы, грузившие песок недалеко от Куная, похожи на игрушечные машинки, оставленные мальчишками в песочнице. На мгновение посетила мысль о слабости человеческой конструкции. К паратрайку в этом плане претензий нет - каждая стропа выдерживает нагрузку по 300-400 кг.


Периодически Сергей показывал вниз и что-то говорил, но ветер относил слова куда-то мимо. Так что пришлось просто кивать с умным видом. Лишь один раз я поняла, что от меня требуется махать детям, которые плескались в водоеме на дачах. На их запрокинутых лицах даже с такой высоты можно было разглядеть улыбки.

Полет был коротким, потому что солнцу пора было за горизонт. Но время в небе растягивается и становится невесомым. Поэтому сложно сказать, сколько минут это все заняло. После полета потянуло на философию: показалось обидным, что при создании мира птицам достались крылья, а нам - нет.

Не спорт, а хобби

Впрочем, Пушкарев эту аксиому разбивает в пух и прах. Крылья у него точно есть, мы сами видели. Впервые потребность в них он ощутил в детстве, увлекшись моделированием воздушного транспорта. Хотел даже учиться в авиационной школе, но зрение подвело. Пришлось ограничиться легкомоторной авиацией. Правда, после первого полета чуть было не отказался от своей мечты.

- Испугался, - с улыбкой признает Сергей. - Да и сейчас страх присутствует. Но я думаю, он и формирует любовь к этому виду спорта. Но через некоторое время я все-таки поехал в Алматы, где еще раз полетал, а потом и в Челябинск, где отучился. Вот уже 3 года летаю. Получил первый спортивный разряд.

Но полеты для Сергея - все же больше хобби, чем спорт. Одна из причин - в том, что в Костанае все это совершенно не развито. В 2014 году в Костанае была попытка провести слет парапланеристов, но воспоминания остались противоречивые. Курганские «воздухоплаватели» почему-то заинтересовали наших полицейских настолько, что люди в погонах гостеприимно доставили их к себе в УВД. Разбирались полдня, после чего россияне обиделись и отбыли восвояси со словами: «Уж лучше вы к нам». Сергей Пушкарев так и делает, периодически участвуя в соревнованиях, проходящих на Урале. Кстати, ездит он туда в гордом одиночестве, потому что Сергей в Костанае такой один. Есть еще один поклонник воздушного экстрима - Олег Шамин, но он больше любит ковыряться в «железе», чем летать. Именно он следит за техническим состоянием опасных игрушек Сергея.

Олега Шамина и Владимира Кинстлера Сергей называет своей командой. Остальные предпочитают наблюдать за хобби Пушкарева снизу. И его семья в том числе. Когда мы летали над Кунаем, убедились в этом сами. Уже под занавес к нам подъехал папа Сергея.

- Давай, пап, полетели! - уговаривал парапланерист. И было видно, что этот разговор заводится не впервые. Но и на этот раз не получилось - отец Сергея добродушно отмахнулся от предложения сына.

Адреналин в чистом виде 

- Надо сказать, хобби не для слабонервных, - поясняет Сергей. - У меня уже было несколько довольно экстремальных ситуаций. Пролетал я как-то над садовым обществом, чувствую - обороты падают, тяги не хватает. Хорошо, что высота была небольшая. Экстренно приземлился на земле какого-то фермера. Там трава такая здоровая была - по пояс. Я пошел за машиной, приехал за аппаратом. И тут выскакивает фермер с ружьем и начинает ругаться, почему это я по его территории разъезжаю. Я попытался вежливо объяснить, что неудачно приземлился. Он не поверил, а когда увидел параплан своими глазами, долго извинялся.

Как-то раз прямо над линиями высоковольтных проводов у Сергея закончилось топливо. Хорошо, что внизу было поле, куда он мягко спланировал. Правда, потом пришлось совершать марш-бросок в 10 км до машины.

Летает он обычно в поле, за городом. Маршрут знакомый до мельчайших подробностей.

- У меня широкий круг почитателей, - смеется Сергей, - от олигархов до бомжей. Возле лыжной базы, например, постоянно собираются бездомные. У них там своя база - с диванами, лавочками, ящиками из-под водки. Как ни пролетаю, они постоянно рыбу о них бьют, как в мультфильме «Ну, погоди!». И машут мне все время. Очень много красивых дач вижу, когда летаю. Действительно классных - с бассейнами, газонами. Мне кажется, для некоторых я являюсь источником положительных эмоций. Жаль, что у нас мало таких энтузиастов…

В ответ на замечание, что хобби Сергея - удовольствие не из дешевых, тот резонно отметил, что дело в правильной расстановке приоритетов. Он видел, как на соревнования люди приезжали на допотопных «Волгах», а летали на приличных аппаратах. В конце концов, можно с таким же успехом прокурить миллион в год. Так что как бы банально это ни звучало, главное - желание. Ну и чуточку авантюризма.

По словам Сергея, страх присутствует при каждом полете, но в этом и смысл его хобби

Фото Николая СОЛОВЬЕВА