Пандусы преткновения и кнопки альтернативы

Владимир Петросов считает, что проверять именно аптеку по Чкалова,10 оснований не было

Галина ПЕТРЕНКО

От механизмов реализации закона о социальной защите
инвалидов предприниматели хотят большей четкости

Права инвалидов - тема особенная. Такая, что любой, кто скажет хоть слово даже не против, а просто в дискуссионном контексте, вызывает негативную реакцию. Тем более предприниматель, в понимании многих человек не бедный, обремененный большой социальной ответственностью. Инвалидам по казахстанским законам сейчас он должен очень много. Вопрос только в том, реально ли это выполнить. Ведь на самом деле, если нереально, то от пустых деклараций людям с особыми потребностями тоже легче не станет. Разобраться в этом попробовали на Совете по защите прав предпринимателей. 

Неправильная проверка

Разбирались на примере. В Палату предпринимателей Костанайской области за защитой своих прав обратилось ТОО «Фармаком Импэкс». После проверки костанайской аптеки товарищества по адресу: ул. Чкалова, 10 оно было оштрафовано на 840 тыс. тенге. Внеплановую проверку проводил департамент Комитета труда и соцзащиты по заявлению городского общества инвалидов. Как доложил на заседании совета эксперт Костанайской областной палаты предпринимателей Ануар КУЖАХМЕТОВ, ТОО наказали за отсутствие пандуса в аптеке. Штраф не выплачен - до рассмотрения апелляционной жалобы товарищества.

Вопрос в том, что, признавая отсутствие в аптеку доступа для инвалидов-колясочников, ТОО тем не менее считает, что наказано незаслуженно. Аргументов директор ТОО «Фармаком  Импэкс» Владимир ПЕТРОСОВ и юрист компании привели целый перечень. Они считают, например, что изначально были нарушены критерии назначения внеплановой проверки. Пожаловаться на аптеку, в которую нельзя попасть, должен был конкретный инвалид, чьи права нарушены, а не общественное объединение, выражающее интересы подобных людей. Проверяющие, оценивая доступность, а точнее - недоступность аптеки для людей с особыми потребностями, основывались на строительных нормах и правилах «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» 2011 года выпуска, тогда как действующими на момент проверки были другие. И вообще, СНиПы регламентируют проектирование и строительство, а не эксплуатацию зданий. По закону о соцзащите инвалидов (пункт 4 статьи 25) здесь требуется опираться на государственные стандарты, которые... в Казахстане не разработаны.

Еще довод - указанная аптека была сдана в эксплуатацию и благополучно прошла государственную приемочную комиссию в 2001 году. Да, сейчас к таким публичным объектам другие требования с точки зрения законодательства о защите прав инвалидов. Но предприниматели считают, что предъявлять их можно только к зданиям, прошедшим паспортизацию и адаптацию, то есть приспособленных к нуждам людей с особыми потребностями. Не зря же в РК реализуется Национальный план обеспечения прав инвалидов и улучшения качества их жизни на 2012-2018 годы. У «Фармакома», по словам Петросова, паспортизацию прошли две аптеки. Вот к ним, на его взгляд, и можно предъявлять требования по части доступности для маломобильных групп населения. Аптека по ул. Баймагамбетова, 168 уже прошла адаптацию, в ней сделано все необходимое. Аптеке в Алтынсаринском районе это предстоит: паспортизацию она прошла, адаптация будет завершена в 2016 году, так как сроки назначены, штрафы ей не грозят. А чкаловской аптеки в списках паспортизации нет. 


Недоступность для инвалидов аптеки по Чкалова,10 стала поводом для штрафа и суда

Позиция департамента

При наличии всех этих аргументов ТОО «Фармаком Импэкс» суд проиграло.

- На наш департамент возложены обязанности обеспечивать контроль за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов. Соответствующий закон был принят в 2013 году, а работа по контролю вплотную начата с 2015 года в связи с утверждением проверочных листов. Департамент проводит работу как планово, так и по поступившим заявлениям. Причем в плановом порядке проверку субъектов малого и среднего бизнеса на предмет соблюдения этого закона департамент не ставит. А на поступающие заявления мы обязаны реагировать, - объяснял свою позицию руководитель департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции Мурат МУРАТБЕКОВ. - С начала 2016 года поступило 54 заявления от общественных объединений, от самих инвалидов и от органов государственного надзора. Мы обязаны реагировать на все. Кроме того, согласно Предпринимательскому кодексу, мы проводим перед проверкой положенную подготовительную работу: направляем уведомление, регистрируем акт о назначении проверки. Эта проверка регистрацию в органах правовой статистики прошла. У «Фармакома» по названной аптеке было обнаружено полное отсутствие доступа для инвалидов. Доступность, уточню, не исчерпывается наличием одного пандуса. Это комплекс условий как для маломобильных групп инвалидов, так и для инвалидов с нарушениями функции зрения, слуха.

Муратбеков прокомментировал и такие моменты, как пользование СНиПами вместо стандартов и ссылку в постановлении по итогам проверки на недействующий нормативный акт.

- Да, стандартов пока нет, - признал он. - Но мы получили разъяснение вице-министра здравоохранения, что должны руководствоваться СНиПами. И это логично. Адаптация объектов требует зачастую реконструкции их, а значит, проектирования, строительных работ. Так что строительные нормы и правила вполне уместны. Что касается недействующих правил. Фактически они не были отменены, просто СНиПы 2012 года, вступившие в силу с 1 июля 2015 года, не противоречат предыдущим, содержат приложение, где расписаны условия доступности - начиная от благоустройства, входной группы, зоны оказания услуг, угол наклона пандуса указан и так далее. Касательно ГОСТов нами направлено письмо в Комитет по делам строительства для дачи дополнительных разъяснений по данному вопросу. И несколько слов о Национальном плане. Он, подчеркну, не называется Планом адаптации. Формирование доступной среды - только его часть. Он направлен на улучшение качества жизни инвалидов и обеспечение им равных со всеми гражданами прав. И чтобы их обеспечить, надо соблюдать закон о социальной защите инвалидов, который обязывает везде создавать для них доступную среду, а не по неким спискам. Говорить о том, что вы не обязаны приспосабливать свои здания к особенным потребностям этих людей, потому что на каком-то объекте не была проведена инвентаризация местными исполнительными органами  и в связи с этим вы не выполняете требования о соцзащите инвалидов - это некорректно.

Точки возможных компромиссов

Не сказать, что позиция предпринимателей вызывала большую симпатию. Создавалось впечатление, что спорят они о формальностях и инвалидов не видят в упор, не воспринимают их даже как клиентов своих коммерческих аптек. Петросов в свое время запрашивал у соцзащиты списки инвалидов (с перечнем заболеваний), проживающих в окрестностях злополучной аптеки. А директор ТОО «Фармация-Нео» Нина ЧИЧЕНКОВА, которая тоже присутствовала на заседании, сообщила, что они сделали анализ и выяснили, что за пять лет ни один колясочник в их аптеки не стучался.

С одной стороны, во многие костанайские аптеки не только колясочник, но и просто человек на костылях не сунется. Не войдет. Но с другой стороны - проходимость для бизнеса имеет значение. Особенно с учетом того, что строительство пандуса может сегодня стоить от 600 тыс. до 1 млн тенге. И когда предприниматели говорят о желании попасть в четкие списки паспортизации, то это еще и потому, что считают: при этой процедуре должна учитываться посещаемость и реальная техническая возможность адаптации. Чтобы в первую очередь адаптировались самые востребованные объекты. А остальные - в порядке очередности. И, возможно, с альтернативой пресловутым пандусам.

Давайте по-честному. Львиная доля магазинчиков, парикмахерских, аптек расположена на первых этажах жилого сектора, разрешения на это давались еще в скорбные 90-е годы. И вживить в эту стихию пандусы, соответствующие всем нормативам, технически невозможно или крайне сложно. Закон о соцзащите инвалидов это вроде бы учитывает и говорит, что при невозможности установки пандусов надо использовать другие способы. Какие, спрашивают предприниматели, подъемники, кнопки вызова? Они хотят ясности по вопросу, что  проверяющие сочтут достаточным и главное - на основании какого регламентирующего документа.

В «НГ», кстати, принесли письмо от имени аптечных работников, где они объясняют, почему и подъемники не решение всех проблем - их надо караулить, на улице механизм легко испортить. Пишут, что кнопки вызова у нас законной альтернативой не считаются... 

Редко, но бывает, когда суды становятся отправной точкой для поиска полезных компромиссов. Может, процесс «Фармакома» даст делу именно это направление?

Со своей стороны, проинформировал Муратбеков, департамент Комитета труда и соцзащиты направил в минздрав предложения о возможности поэтапного привлечения предпринимателей к ответственности. В случае выявления нарушений - сначала предупреждение с указанием сроков исправления, потом уже штраф. Это первое. Второе - снижение самого штрафа, сейчас для крупного бизнеса это 400 МРП, для среднего - 200, для малого - 120 МРП. Альтернатив штрафу статья 83 Адмкодекса сейчас не предусматривает. Вот в нее министерство и может инициировать изменения.

Дословно

Из письма в «НГ»: «Сегодня не надо ходить по аптекам и узнавать, есть ли лекарство. В Костанае работают справочные аптек: 54-03-03, 54-32-32, 56-32-32, 54-42-29. У всех аптечных сетей есть сайты, где размещена подробная информация об их работе. Все аптеки могут сделать доставку лекарств этой категории больных на дом бесплатно».