Приехали!

Евгений ШИБАРШИН

У монумента Независимости, расположенного на главной площади Алматы, исчезла очень важная его часть - так называемая «Книга желаний». Автор памятника, установленного 17 лет назад, в этой детали попытался воплотить некую легенду, согласно которой люди, прикоснувшись рукой к данной книге, могли загадать себе желание, и оно должно было исполниться.

Почему именно в монументе, посвященном провозглашению Казахстаном независимости, автор заложил эту красивую сказку? Надо понимать так, что суверенитет - есть вековая мечта казахов, и она наконец-то воплотилась в реальность. А произошло так потому, что к «Книге желаний» рукой прикоснулся Нурсултан Назарбаев, отпечаток ладони которого сделан на одной из ее развернутых страниц.

Представитель полиции сообщил журналистам, что исчезновение «Книги» - это не акт вандализма и, тем более, не проявление идеологической диверсии. Скорее всего, это банальная кража. По его информации, данная часть монумента, размером 90х60 см, была изготовлена из цветного металла, который, как известно, пользуется большим спросом в пунктах приема металлолома.

У полиции, конечно, свои критерии в оценке фактов нарушения правопорядка. Делать выводы мировоззренческого характера их никто не обязывает. К сожалению, и у тех людей, которые нами управляют, тоже свой, специфический способ объяснения различных проблем в обществе. Например, они любят употреблять всем известную формулу «вначале - экономика, потом - политика». В Казахстане ее превратили уже в классику и даже поучают своим опытом коллег по СНГ. В том же ранге вторичности пребывает и такая категория, как нравственность. Да и может ли быть иначе в период первоначального накопления капитала, идеология которого оправдывает даже нарушения юридических норм?   

Несколько лет назад тогдашнего акима Костаная г-на Ашимова автор этих строк пытался убедить, что государство должно установить жесткий контроль над оборотом металлического лома. Для этого достаточно было выдать лицензию двум-трем организациям в городе, делающим бизнес на сборе металлолома и продаже его металлургическим заводам. Только так можно укоротить воровство цветмета. Пришлось тогда выслушать лекцию о пользе свободных рыночных отношений и вредности различного рода ограничений, дурно пахнущих «социализмом». Прошли годы, и теперь Ашимов, уже в качестве акима Южно-Казахстанской области, пытается вернуть под государственный контроль землю в центре Шымкента, переданную в аренду или проданную частным лицам. Причем делает это далеко не рыночными методами.

А пока до него и его единомышленников доходит истинный смысл цивилизованных рыночных отношений в экономике, некоторые граждане уже прошли путь от кражи могильных оградок до надругательства над национальными символами. Причем делают это теперь достаточно дерзко: прямо под окнами акимата Алматы и под перекрестным наблюдением уличных видеокамер. В отличие от своих соотечественников, еще не исковерканных эпидемией рыночного маразма, они пришли, прикоснулись к «Книге» и, оторвав ее от постамента, сразу же исполнили свое желание. Как и делают на практике все последовательные приверженцы очень свободных рыночных отношений. «Экономика прежде всего. Удовлетворим материальные потребности, а потом и о святых ценностях позаботимся», - вот их главный принцип.

После этой кражи остается лишь констатировать (читай заголовок).