Не наливают регулярно и объективно

Конец сентября. В Костанае - очередной всплеск бензинового голода

Галина ПЕТРЕНКО

Но бензина на октябрь Костанайской области дают больше, чем в сентябре

Трудности с заправкой машин на АЗС, похоже, скоро будут расцениваться, как осенние дожди. Грязно, за ворот течет, но неизбежно. Очередное «ухудшение погоды» на нашем рынке ГСМ наступило в конце сентября. Адреса заправок, где сегодня можно вдоволь налить любимой машине, тут же передаются по мобильнику друзьям и знакомым. Время дефицита

Дефицит прогнозируется затяжной. И говорят это уже не только независмые аналитики. Изменился тон и смысл официальных комментариев. Три месяца назад речь шла о временных трудностях и попытках стабилизировать ситуацию, которая вдруг вышла из-под контроля. Потом в разъяснениях стали проскальзывать намеки на то, что потребителям аукается позиционная война компаний, реализующих ГСМ, что операторы придерживают бензин, стремясь заставить правительство изменить невыгодные для них условия ценового регулирования.

Сейчас заместитель министра энергетики Узакбай КАРАБАЛИН в интервью КазТАГ заявляет, что «дефицит топлива на внутреннем рынке страны возник в результате ряда объективных причин». Одной из первых, впрочем, называет большой объем вывоза горючего из нашей страны туда, где оно стоит дороже, в частности, в Россию.

Вот сколько об этом ни говорят, никогда не звучит ни одной, пусть приблизительной, прогнозной цифры - так сколько вывозят, хотя это не ведро солярки через границу перенести.

Вторая причина, которую, по справедливости, надо считать основной - своими нефтеперерабатывающими мощностями наша нефтеносная страна из года в год обеспечивает только 70% потребностей рынка ГСМ. Остальное - импорт, который в последние годы к тому же взялись регулировать, а запретительные меры не замедлили дать отрицательный эффект. И вот теперь в комментариях госчиновников появилось слово «вынужденный». У России, елки-палки, проблемы после аварии на Ачинском НПЗ, ну и Крым сейчас поглощает изрядную долю горючки, опять же нефтеперерабатывающие заводы у них останавливаются на плановый ремонт, поэтому нам РФ отпустит бензина меньше, чем мы хотели бы получить. Да еще и с нарушением оговоренных контрактами сроков.

В качестве ремарки - еще месяц назад Шымкентский НПЗ, несмотря на ажиотаж с нехваткой бензина в родном отечестве, собирался тем не менее в октябре остановиться на плановый ремонт. И только сейчас его сроки передвинуты на весну 2015 года.

- Оговоренные контрактами объемы так необходимого нам топлива поступают в Казахстан со значительным опозданием, - сказал Карабалин в интервью 29 сентября, - и мы были вынуждены в форс-мажорном режиме искать иные источники поступления ГСМ на рынок.

Компанией «КазМунайГаз» подписаны с компаниями Российской Федерации контракты на 69,5 тыс. тонн бензина АИ 92, 10 тыс. т  бензина АИ 95 и 64 тыс. т дизельного топлива. Причем, подчеркивается, что КМГ приобретает топливо себе в убыток.

Кроме того, 5 тыс т Казахстану должен поставить Азербайджан, идут переговоры с Китаем.

Карабалин заверил, что во второй половине октября дефицит топлива в Казахстане будет ликвидирован.

- В понедельник я был на совещании в министерстве энергетики. Объемы ГСМ, которые нашей области распределили на октябрь, значительно превышают сентябрьские, - сообщил «НГ» руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Мейрам СОКИТБАЕВ. - Дали 6 600 тонн, а в сентябре было 3 600 т. Из общего объема - около 3 000 т составляет дизельное топливо. Что касается общей ситуации с дефицитом топлива: в начале нынешнего года цена на российское топливо была для нас комфортной и импорт не ограничивался. И мы тогда даже свои объемы - а мы прикреплены к Павлодарскому НПЗ - не выбирали. В целях поддержки отечественного производителя ввели ограничения на импорт из России. НПЗ ведь топливо производит, объемы не выбираются, емкости для хранения там не резиновые... В результате ввели ограничения на импорт ГСМ из России. В конце июля запрет сняли, но за это время РФ дважды подняла цены на горючее и перешла на выпуск топлива более высокого качества - стандарта Евро-4. Естественно, его производство требует больше затрат, оно дороже, поэтому появился такой дисбаланс цен.... Когда поступят распределенные нам объемы? Первая неделя обычно уходит на оргмоменты: подписание договора с ресурсодержателями, в течение 5 дней поступает оплата, после этого начинается отпуск ГСМ, который регулирует сам завод, так как нужны специальные вагоны. Так что действительно текущий дефицит будет скоро ликвидирован.

Если говорить о долгосрочных прогнозах, то, как заявил Узакбай Карабалин, «по завершении в 2016 году модернизации и реконструкции казахстанских НПЗ мы рассчитываем, что с 2017 года потребности внутреннего рынка в высокооктановом топливе будут обеспечены отечественными нефтепродуктами в полном объеме».

Фото Николая СОЛОВЬЕВА