В путевках - полеты, наяву - пролеты

Из Костаная в Анталию теперь можно попасть только через оператора «TEZ TOUR»

Ольга ГОРАЙ, gorai@ng.kz
Ольга ЛИХОГРАЙ, likhograi@ng.kz

Скандал, разразившийся в конце мая вокруг казахстанского туроператора «Гульнар тур» привел к тому, что генеральный директор компании бесследно исчез, его подчиненные массово увольняются. Филиалы туроператора по всей стране закрыты, чартерные рейсы не выполняются.

Прокуратура Алматы возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество». От действий туроператора пострадали 15 000 туристов и более 60 казахстанских турагентств. Решением проблемы наконец-то занялись на республиканском уровне. В каждом регионе открыли «горячие линии» по работе с пострадавшими. Директорам агентств и туристам советуют обращаться в суд.

А пока люди отстаивают свои интересы, туристический рынок заполняют новые игроки.

Крах «Гульнар тур»

 Еще в начале мая никто из туристов не предполагал, что путешествия сорвутся

Казахстанский туроператор «Гульнар тур» начал медленно идти ко дну с 20 мая, когда пришло время отправлять первые чартерные рейсы из регионов РК. Они были сорваны. Руководство компании попыталось успокоить клиентов, заявив, что произошла задержка разрешений с турецкой стороны. Но дальше ситуация только ухудшилась. Даты вылетов переносили, туристов из Турции вместо городов, откуда они вылетали, доставляли в Астану и Алматы.

20 июня чартерный рейс «Гульнар тур» совершил экстренную посадку в Костанае, после чего 75 человек отказались лететь на том же самолете. Тогда же выяснилось, что самолет, выполняющий чартерные рейсы, принадлежит кыргызской авиакомпании, у казахстанской Jet Airlines - в «мокром» лизинге. И если что-либо случится, отвечать будут владельцы самолета. Но и после этого руководство «Гульнар тур» продолжало уверять, что все в порядке.

С 1 июля отдых в Турции для многих и вовсе обернулся кошмаром. Cотни туристов не могли заселиться в отели и вернуться домой. 70 человек только из Костаная без денег, без информации на 5 дней застряли в Турции. 3 июля генеральный директор «Гульнар тур» Али Исмаилов, отчитываясь перед чиновниками Комитета индустрии туризма, заверял, что туроператор решит проблему и вернет всем клиентам деньги.

- Ситуация сложная, но не критическая, ведутся переговоры с банками, с партнерами, - заверил он.

А спустя неделю Исмаилов исчез. Как сообщила Национальная палата предпринимателей, он скрывается за границей, выехав туда по поддельным документам. Прокуратура расценивает действия Исмаилова как мошенничество.

- Нами возбуждено уголовное дело по ст. 177 ч. 3, - сообщил в СМИ прокурор Бостандыкского района Алматы Бауыржан ЖУМАКАНОВ. - Сейчас сумма ущерба уже свыше 30 млн тенге. В суд на компанию уже подали 35 человек.

Также готовятся необходимые документы, чтобы фирму лишили лицензии.

- Комитет индустрии и туризма согласовал проверку с Генпрокуратурой. - сделал заявление в СМИ председатель Комитета индустрии туризма МИНТ РК Марат ИГАЛИЕВ. - Мы начинаем комплексную проверку «Гульнар тур». Хотим сделать все оперативно и все предоставить в соответствующие органы. Отзывом лицензии занимается суд.

Офис «Гульнар тур» в Костанае закрыт, на двери - объявление с номером телефона «горячей линии»

С авиаперевозчиком договорились

Как только Исмаилов скрылся, Jet Airlines, выполнявший чартерные рейсы из регионов Казахстана и Atlas Jet, выполнявший регулярные рейсы из Астаны и Алматы, отказались летать.

И тут власти начали реагировать. 18 и 19 июля в Астане состоялись переговоры между руководством турецкой авиакомпании Atlas Jet и Комитетом индустрии туризма МИНТ РК, Комитетом гражданской авиации МТК РК и Национальной палатой предпринимателей РК. Atlas Jet согласилась с 19 июля возобновить регулярные рейсы в Казахстан из Анталии и принять пассажиров «Гульнар тур». Но при условии, что туристы предоставят подтверждающий документ об оплате билета на борт самолета Atlas Jet и отеля. Если будет установлено, что клиент оплатил «Гульнар тур» проживание в отеле, а туроператор не оплатил отелю и брони нет, то туристы не смогут вылететь.

Как сообщает Комитет индустрии туризма МИНТ РК, туристы, у которых есть билеты Atlas Jet, должны обращаться по телефонам «горячих линий» в регионах. В Костанае она тоже создана и работает.

Увы, для костанайцев предпринятые меры проблемы не решат. Большинство наших туристов покупали путевки с вылетом из Костаная, а чартерные рейсы из Костаная выполняла авиакомпания Jet Airlines. И разрешение на эксплуатацию самолета казахстанской авиакомпании Jet Airlines действовало только до 30 июня. Комитет гражданской авиации сроки не продлил, и Jet Airlines перестала выполнять чартерные рейсы. Более того, авиакомпания считает себя пострадавшей и собирается через суд взыскать с «Гульнар тур» 10 млн тенге.

Что делать нашим туристам - никто пока не определил.

За справедливостью - в Алматы

Офис костанайского филиала «Гульнар тур» закрыт. Снята даже вывеска. На двери красуется только о многом говорящая просьба владельцев офиса: «Не беспокоить! Не стучать в двери и окна!»

- Филиал находится в замороженном состоянии, - сообщила «НГ» представитель «Гульнар тур» в Костанае Ксения ЛЕОНТЬЕВА. - Мы работаем только по указанию гендиректора. Но где он - сейчас никто не знает. Офис закрылся, потому что истек срок аренды. Мы работали через головной офис, там был отдел бронирования. Все заявки и оплату отправляли в Алматы, и они уже работали с партнерами в Турции. Мы в подвешенном состоянии, не можем даже уволиться, потому что нас некому уволить. Сейчас в Костанае работает «горячая линия», и мы создали электронную почту для того, чтобы пострадавшие могли написать и отправить заявления. Адрес почты: kostanay_gt@mail.ru. Все заявления и документы будут переданы в акимат. В Костанайской области ориентировочно 300 туристов, у которых путевки куплены с июля по октябрь.

Леонтьева также пояснила, что несмотря на то, что Atlas Jet согласилась выполнить обязательства по регулярным рейсам, туристы, которые оформляли путевки с вылетом из Алматы или Астаны, без повторного бронирования не смогут вылететь в Турцию. Сотрудники фирмы и туристические агентства выяснили, что этой брони в отелях Турции нет. По всей вероятности, ее сняли турецкие партнеры «Гульнар тур».

Единственная помощь для туристов в Костанае - «горячая линия». Там принимают заявления пострадавших и советует туристам обращаться в суд и прокуратуру. Но и тут оказалось не все так просто.

- В Костанайский городской суд уже поступило два заявления от туристов, - пояснил и. о. председателя Костанайского городского суда Аркадий ТИМОФЕЕВ. - Но мы вынуждены будем вернуть иски их авторам, чтобы они обращались по адресу, указанному в договоре.

В договоре «Гульнар тур» указано, что споры и разногласия разрешаются... в Турксибском районном суде Алматы. Клиенты, расписываясь на каждой странице, соглашались с тем, что будут судиться в Алматы. Теперь, похоже, им это и предстоит.

Срок аренды офиса по ул. Баймагаметова у «Гульнар тур» истек

В лодке пострадавших

Многие покупали путевки не на прямую у «Гульнар тур», а через туристические агентства и, соответственно, заключали договоры с ними. Сегодня они не видят другого выхода, кроме как подать в суд на агентство.

- Моя дочь с мужем должны были вылететь на отдых в августе, - рассказала Любовь ЛЯШЕНКО. - Они купили путевки через турагентство еще в марте, потратили 300 000 тенге. Кто теперь им их вернет? Они написали заявление и ждут. Мы понимаем, что агентство всего лишь посредник. Но, с другой стороны, договор был заключен именно с агентством, поэтому судиться надо с агентством. А агентство пусть судится с «Гульнар тур».

В результате турагентства оказались заложниками ситуации. Отстаивать свои права им тоже предстоит через суд в Алматы.

- Мы все свои условия и обязательства перед клиентами выполнили, - пояснила директор турагентства «Эсперанса Тур» Екатерина ФЕТИСОВА. - Наше агентство продало путевки 22 клиентам. Как только у «Гульнар тур» начались в мае проблемы, мы пытались отменить бронирование для остальных клиентов, но по договору отмена брони влечет штраф в 100% размере. В результате 11 туристов успели, хоть и с проблемами, отдохнуть. Некоторых из них мы вывозили из Турции за свой счет. А еще у одиннадцати путевки на август, сентябрь, октябрь. Вернуть им деньги или предложить другие туры за наш счет у нас нет возможности. Эта ситуация под страховой случай пока не попадает. Страховая компания готова признать страховку только после того, как по суду нас признают виновными. Но мы в чем виноваты? Нам придется судиться с «Гульнар тур». Но ведь проблемы с «Гульнар тур» правительственного уровня, и решать ее должны на уровне министерств.

Неконтролируемая сфера

Руководители агентств уверены, что туристическая сфера плохо контролируется со стороны государства. И отсутствие контроля привело к таким последствиям.

По мнению директора ТОО «Mandarin VIP» Александра КОВАЛЕВА, проблемы в туристической отрасли Казахстана начались еще с 1 января 2012 года, когда получение лицензии для турагентств стало необязательным.

- Агентства стали появляться как грибы, - отмечает Ковалев. - Если до отмены лицензирования на территории Костанайской области их насчитывалось около 40, то сейчас уже больше 60. Открывать агентства стали менее подготовленные люди. До 1 января 2012 года необходимо было соблюсти ряд требований, чтобы в Астане получить лицензию, вплоть до высшего туристического образования менеджеров.

Само агентство Ковалева из-за проблем у туроператора «Гульнар тур» не смогло отправить из Костаная в Анталию две семьи.

- Мы уже собрали все необходимые документы, чтобы возместить ущерб, - говорит Ковалев. - Не хватает одного - официального признания оператора «Гульнар тур» банкротом. Только при наличии этого документа мы сможем выплатить компенсацию нашим клиентам.

Другое туристическое агентство Костаная «Лавка странствий» оказалось в более выгодном положении. Менеджеры не отправили ни одного туриста через «Гульнар тур».

- Как только в прессе начали муссировать вопрос о запрете на перевозку иностранными авиакомпаниями казахстанских туристов чартерными рейсами, забеспокоились и наши менеджеры, и туристы, - рассказала «НГ» менеджер по туризму «Лавки странствий» Гульнара КУРМУХАНОВА. - И наше агентство решило, что не стоит связываться с туроператором, у которого в наличии только иностранные самолеты.

Это и спасало местную туристическую компанию от выяснения отношений, судебных процессов и потери денежных средств.

(Читайте также: Девальвация повысила стоимость отдыха на 20%. Снизился ли спрос?)

Туры без посредников

Туристам в виду сложившейся на костанайском рынке ситуации тоже пора учиться самостоятельно просчитывать риски и выбирать надежные агентства. Самостоятельный выбор тура без посредников приобретает всю большую популярность. Правда, в местных агентствах считают, что риски при таком подходе не уменьшаются.

- Во-первых, забронировать тур напрямую через Интернет, связавшись с отелем, могут только самые продвинутые туристы, как правило, молодые, которые на «ты» с современными технологиями, - отмечает Гульнара Курмуханова. - А позволить себе заграничные полеты в основном могут все-таки люди пожилого возраста. И они предпочитают брать путевки через агентства. Во-вторых, у агентства есть возможность бронировать тур ни на одного или нескольких человек, а целым блоком. Это снижает стоимость путевки.

К тому же, как говорят в местных агентствах, в Костанае уже были случаи, когда забронировавшие без посредников тур путешественники оставались не удел. Не подтверждалась бронь в отеле, на один и тот же номер претендовали сразу несколько семей, либо откладывался перелет в угоду тем, кто оформлял путевку через агентства.

- Человек, готовый оформить путевку напрямую через отель, должен понимать, что вся ответственность ложится только на него, - считает Гульнара Курмуханова. - Многие к этому не готовы. В какой-то степени людям выгодно, чтобы всю работу по оформлению тура сделали менеджеры. Да и не факт, что напрямую забронированный тур будет дешевле.

Новые игроки на рынке

«Гульнар тур» являлся национальным туроператором, и его доля на рынке туристических услуг составляла около 30%. И эту нишу уже готовы занять. Национальная палата предпринимателей выступила с заявлением, что для улучшение качества и стабильности стране нужен новый, более надежный оператор. И они могут им стать.

- Идут переговоры о том, чтобы Национальная палата предпринимателей, возможно, выступила национальным оператором, - отметила заместитель председателя правления НПП Гульнар КУРБАНБАЕВА. - Это спорный вопрос, который обсуждается, но такое предложение есть. Национальный оператор не будет монополизировать рынок туристических услуг. Это будет саморегулируемая организация, которая будет жестко контролировать рынок и ценовое поле.

Но, пока идут переговоры о появлении нового национального туроператора и разворачиваются события вокруг «Гульнар тур», на рынок Астаны и Алматы пришел крупный российский туроператор «Pegas touristik». И их туристов из Астаны и Алматы на регулярных рейсах будет перевозить именно авиакомпания Atlas Jet.

- С 19 июля мы предлагаем клиентам путевки на прямые перелеты из Алматы и Астаны в Турцию, - сообщила «НГ» менеджер «Pegas touristik» Анара АБИРОВА. - Наши клиенты будут летать на регулярных рейсах авиакомпании Atlas Jet. Но обязательства перед клиентами «Гульнар тур» будет выполнять авиакомпания. Мы к этому не имеем отношения. Мы пришли на рынок Казахстана и предлагаем свои путевки. Пока работаем только с агентствами Алматы и Астаны.

Получается, что в туристическом бизнесе началась бешеная конкуренция с учетом исключительно меркантильных интересов крупнейших местных и иностранных туроператоров. Как ни странно, но проблемы туристов опять остаются в стороне, несмотря на то, что в Казахстане 15 лет существует Казахстанская туристическая ассоциация (КТА), созданная для защиты прав туристов и местных агентств. На благо путешественников работает целый республиканский оперативный штаб, куда вошли: МИНТ (министерство индустрии и новых технологий), минтранском, министерство иностранных дел, агентство по связи и информации, Генеральная прокуратура. Только пока без особых положительных результатов. Тем не менее деньги ни одному из тысяч туристов, «пролетевшему» с «Гульнар тур», не вернули, генерального директора злополучного туроператора до сих пор не нашли, фирму банкротом не объявили. Зато новые игроки уже беззастенчиво делят рынок туристических услуг.

 

Куда туристы могут обратиться:

Пострадавшим туристам информацию можно направлять по электронным адресам Комитета индустрии туризма МИНТ РК: kit.mint.gov@gmail.com, ermuhankyzy@gmail.com

Контактный телефон: 8 (7172) 74-91-63.

Телефоны «горячей линии» в акимате Костанайской области: 8 (7142) 57-52-51, 8-705-171-10-12, 8-771-774-32-47.

Адрес электронной почты костанайского филиала «Гульнар тур»: kostanay_gt@mail.ru.