В Непал за духовной свободой

Влада ИЛЬИНА, ng@ng.kz

Путешествие в обход туристических агентств и избитых маршрутов

Поехать в Непал и пройти буддистские обряды посвящения в монастыре у непальского Ринпоче, великого учителя, - уникальный шанс. О поездке договаривались очень долго. Связаться с постоянно путешествующим Ринпоче и уговорить его принять группу из Казахстана оказалось непростым делом, но настойчивость организатора взяла верх, и вскоре шесть счастливцев из Костаная отправились в Непал в поисках духовной свободы. Среди них оказалась и Катя Савон.

Маршрут перелета получился не самым коротким: из Костаная в Екатеринбург, оттуда - в Стамбул, и только потом - в Катманду, столицу Непала. В аэропорту гостей из Костаная встретили нестерпимая жара и обезьяны; впоследствии оказалось, что эти животные здесь повсюду и очень любят стащить у туристов что-нибудь вкусненькое.

В ожидании второй части казахстанской группы костанайцы отправились ночевать в самый недорогой отель. По дороге представилась возможность немного посмотреть город.

Берега реки Багмати обрамлены горами мусора

Для неподготовленных путешественников из развитых стран Катманду может показаться шокирующим: здесь очень грязно и запахи не самые приятные. Берега реки Багмати обрамлены горами мусора, что однако не мешает местным жителям купаться и даже полоскать рот водой из этой реки. Все потому, что Багмати впадает в священную реку Ганг, и сама является священной, превращающей все грязное, мертвое, мирское в благословенное и вечное. Мечта каждого непальца - после смерти быть сожженным на берегу этой реки. Для местных это дорогое удовольствие: обряд обойдется в $150, при месячной зарплате менее $50.

Дорожное движение в Непале - то еще зрелище. Светофоров и дорожных знаков тут нет, пешеходы переходят дорогу где вздумается, а если на пути встретится мирно дремлющая корова, никто ее не прогонит, - это священное животное, беспокоить корову нельзя.

Люди в Непале очень религиозны. О них можно сказать: «Грязное тело, чистая душа». В городе много «тематических» храмов: храм благополучия, храм любви, даже храм бизнеса. Возле них бывает много народа, и среди толпы - не только любопытные туристы.

На улицах рядом с шикарными расписными домами богачей ютятся невзрачные мазанки бедняков. Многолюдно и шумно. Сердце города - рынок, где большинство продавцов - мужчины (женщины в Непале почти не работают). Как только торговцы угадают национальность туристов, они начинают выкрикивать что-то на родном языке потенциальных покупателей. Кате они громко кричали «Привет!».

Электроэнергия в Непале - роскошь. Несмотря на то, что провода беспорядочно висят кругом, электричеством могут похвастаться по большей части только отели. Хотя... В отеле, где остановилась Катя, тоже были неполадки со светом.

- В одной из комнат света не было. А электрогенератор работал так громко, что невозможно было заснуть. Вдобавок ночью под окнами устроили дискотеку, - вспоминает Катя.

Так что после встречи второй части группы костанайцы без сожалений поторопились к месту назначения - монастырю в горах. Туда их должен был проводить монах. Он щеголял в кедах и пользовался смартфоном, в общем, произвел необычное впечатление.

На улицах Катманду

До монастыря путешественников должны были доставить микроавтобусы. Дорога оказалась экстремальной. С одной стороны высилась гора, с другой - довольно крутой обрыв. Когда машина глохла, испуганные путники начинали упрашивать ее: «Маши-и-инка, не ломайся!»

Подъехав к храму, Катя почувствовала странную перемену. Говорит, так представляла себе невидимый защитный барьер в Хогвартсе, перешагнув через который, начинаешь ощущать волшебство.

В непальском монастыре может пожить любой желающий. День проживания для туристов стоит $16 вместе с питанием. Кормят хорошо, а улыбчивый повар пытался запомнить пару слов по-русски. «Он говорил только на непальском. Мы пытались научить его говорить «спасибо», но он запомнил только «сибо». Кое-кто в итоге начал думать, что это непальское слово», - вспоминает Катя.

В таких домиках обитают жители монастыря

В храме помимо монахов живут дети. Для каждой семьи отправить ребенка на воспитание в монастырь – великая честь. Считается, что таким образом весь род может очистить свою карму. Для детей порядки строже, чем для туристов, особенно когда дело касается еды: у детей не должно быть никаких пристрастий, поэтому питаются будущие монахи в основном рисом и овощами. Казахстанские путешественники решили разделить с ними этот вегетарианский рацион, но им разрешалось пить чай с арахисовой пастой и конфетами.

Перед отъездом казахстанцы решили сделать подарок для воспитанников храма: привезли из города по ящику разных фруктов и попросили раздать детям. Так и сделали. И наблюдая за детьми, некоторые не могли сдержать слез.

- Происходит такая переоценка ценностей, когда ты видишь восторг в глазах детей, впервые пробующих яблоко. Им для счастья не нужен дорогой телефон, игрушка или одежда - для них самым лучшим подарком может оказаться это самое яблоко, - рассказывает Катя.

Перед встречей с великим учителем все очень волновались, и не мудрено, ведь Ринпоче - важная персона, его тщательно охраняют, и все почитают. Ринпоче - это титул, буквально означающий «драгоценный», им награждаются высшие религиозные учителя буддизма.

Но волнения оказались напрасны: Ринпоче оказался доброжелательным и простым человеком, с хорошим чувством юмора и самоиронией. Кроме того, за ним по пятам ходил его преемник - мальчик лет трех с китайским барабанчиком в руках, что еще более смягчало образ учителя. Наблюдая за общением шкодливого преемника и его наставника, все невольно улыбались.

После недельного пребывания покидать храм было тяжело. Все очень привязались не только к монахам, но и друг к другу. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Описывая общие впечатления от поездки, Катя уверенно заявляет:

- Я бы осталась там жить навсегда!

Пейзажи в Непале красивые...

... А обезьяны наглые