По тем же маршрутам, теми же тропами

Директор ТОО «Жарык-Жол-1» Виктор Мущинский не согласен с тем, что городские рентабельные маршруты объединили в один лот

Ольга ГОРАЙ

16 июля в Костанае пройдет новый тендер на организацию регулярные городских и пригородных перевозок. 5 лет перевозчики работали на одних и тех же маршрутах, схемы которых менялись лишь в экстренных случаях. За это время областной центр отстроился, появились новые микрорайоны, зоны отдыха, которые остались за чертой обслуживания общественным транспортом. Самое время изменить.

Но, как выяснили корреспонденты «НГ», после проведения открытого конкурса на право обслуживания городских маршрутов для горожан ничего не изменится.

Конкурс по правилам

Единственное нововведение - возвращение маршрута № 25 с новой схемой движения. Как считают перевозчики, в Костанае достаточное количество общественного транспорта.

6 июня отдел ЖКХ акимата Костаная провел предконкурсную конференцию. Согласно тендерным условиям, на конкурс выставляются 20 лотов. Практически каждый объединяет городской и социальный (дачный). После проведения тендера областной центр будут обслуживать 19 регулярных городских маршрута (№№ 2, 3, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 38), 12 пригородных (№№ 101, 102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110, 115, 116) и 9 дачных (№№ 41, 42, 112, 18А, 113, 113А, 113Б, 114).

- Для участия в конкурсе допускаются физические и юридические лица, владеющие автобусами, микроавтобусами на праве собственности или иных законных основаниях, способные организовать данный вид перевозок, обеспечить техническое обслуживание и ремонт автобусов, - отметил на конференции специалист отдела ЖКХ Чингиз ЕСМАГАНБЕТОВ. - Победителем каждого лота будет признан перевозчик, который предложит наилучшие условия по качественному обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности и наберет наибольшее количество баллов.

Среди критериев, по которым будут оценивать перевозчиков, важное значение имеет срок эксплуатации автобусов. Чем новее автобус, тем больше баллов можно получить. Дополнительные бонусы будут давать и за автобусы отечественного производства. Учитывается опыт работы в сфере пассажирских перевозок. Основные баллы в копилку можно заработать, имея отличную производственно-техническую базу. Важно, чтобы у участников конкурса были резервные автобусы. Также организаторы тендера объявили о дополнительных условиях: все автобусы должны быть оборудованы громкоговорящими устройствами для объявления остановок, а водители обеспечены единой формой одежды (белой рубашкой и темным галстуком).

Борьба за маршруты

Сейчас в Костанае услуги по перевозке пассажиров предоставляют 7 фирм: ПК «Альтаир», ТОО «Жарык-Жол-1», ТОО «Костанайавтотранс», ТОО «Костанайтаксотранс», ТОО «ТТС», ТОО «Компания STA», ТОО «Сапар». Эти же перевозчики готовятся до 1 июля подать документы на новый конкурс. Условия тендера устроили не всех перевозчиков.

- Социально значимые маршруты - это дачные, они нерентабельны, и их включают в один лот с рентабельными маршрутами, - отметил на конференции директор ТОО «Жарык-Жол-1» Виктор МУЩИНСКИЙ. - А с каких пор маршрут № 25 стал социально значимым? Почему его включили в один лот с маршрутом № 3? Также соединили маршруты № 7 и № 22. Все маршруты необходимо было разъединить, чтобы дать возможность каждому из перевозчиков претендовать на любой из городских маршрутов. Сформировав лот по нескольким маршрутам, меня, как перевозчика, лишили права претендовать на какой-либо один из них. Я считаю, это неправильным.

Заместитель акима Костаная Валерий Полешко ответил, что со своей претензией он может обратиться в письменном виде.

Также перевозчики подняли вопрос по поводу требования к одежде водителя. Обозначив, что в жаркое время водитель не может ездить в черном галстуке. В результате этот пункт исправили. При температуре 25 градусов водителю будет разрешено ездить в белой рубашке, без галстука.

Очень важное замечание и предложение внесла заведующая сектором по работе с ветеранами и инвалидами отдела занятости и социальных программ акимата Костаная Алла ХАРАХОРИНА.

- Министерство транспорта и коммуникаций РК в ноябре 2013 года внесло изменения в Правила перевозок для определенных категорий граждан в инватакси, - отметила Харахорина. - Сейчас инватакси имеют право пользоваться инвалиды, имеющие медицинские показания на предоставление индивидуального помощника и медицинские показания на обеспечение кресла-колясками. Все остальные инвалиды вынуждены пользоваться общественным транспортом. А в Костанае низкополые автобусы ходят только по маршрутам №№ 24, 27 и 18. В тендерных условиях не прозвучало ничего о том, что общественный транспорт должен быть доступен для инвалидов.

Есмаганбетов пояснил, что Правила перевозок не предусматривают, что все автобусы должны быть приспособлены для инвалидов. Но заметил, что комиссия будет учитывать наличие таких автобусов у перевозчиков.

Что касается маршрутной сети, то никакие изменения в нее ни перевозчики, ни власти не предлагали внести. А это значит, что после 16 июля схемы движения автобусов не изменятся.

Вновь по тем же улицам

А ведь жители города и вслед за ними корреспонденты «НГ» регулярно поднимают тему о необходимости изменений в маршрутной сети Костаная. Еще в январе «НГ» отправила запрос в отдел ЖКХ, где перечислила районы, отрезанные от общественного транспорта, попросила при организации конкурса учесть все пожелания жителей города. Ответ был обнадеживающим.

- Аппарат акимата Костаная будет планировать проведение очередного открытого конкурса на право обслуживания городских маршрутов не позднее 60 календарных дней до прекращения действия договора, - сообщил в ответе на запрос «НГ» руководитель ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Руслан САНДЫБАЕВ. - Все дополнения и изменения к маршрутной сети города будут сформированы в процессе проведения конкурса. Также будут рассматриваться предложения от автоперевозчиков, обслуживающих городские маршруты, и учитываться мнение пассажиров.

Но практически все пожелания горожан остались за пределами возможного. Ничего не изменится для жителей района «Зеленстрой». Зимой людям приходится идти пешком до ближайшей остановки «Теплицы» 1,5-2 км либо караулить маршрут № 107, он проходит мимо района несколько раз в день.

Несмотря на то, что ул. Герцена в следующем году будет капитально отремонтирована до 3-й Костанайской улицы, ни один из маршрутов, следующих по Герцена не продлили.

- Чтобы добраться до остановки, я трачу 15-20 минут, - говорит Айсулу АБДУКАДИРОВА. - У меня маленькие дети, с ними приходится идти по трассе. Это очень неудобно.

Такая же ситуация и у жителей п. Киевский. Маршрут № 11 идет только по ул. Матросова, а район уже растянулся на 2 км.

Нечем порадовать и жителей Колесных рядов. Они регулярно обращаются в акимат с просьбой пустить какой-либо маршрут в их район. Чиновники несколько раз проводили эксперимент, но автобус так и не запустили, говорят, нерентабельно. Так же нерентабельно городскому маршруту проезжать через военный городок.

Не стали учитывать чиновники и благоустраивающиеся зоны отдыха - городской пляж, Набережную, пляж на ул. Гашека. Добираться в эти места жители должны самостоятельно.

Два убрали, один восстановили 

 

Маршрут № 17 отменили полгода назад, в новом тендере его нет

В Костанае не только не появятся новые маршруты, здесь окончательно похоронят № 17 и № 20. «Двадцатку» закрыли из-за форс-мажорных обстоятельств. В сентябре 2013 года у ПК «Альтаир», обслуживающего маршрут № 20, сгорело 8 автобусов. В результате маршрут № 3 был продлен до аэропорта. После конкурса «тройка» продолжит ходить в аэропорт. В итоге по утрам автобусы маршрута напоминают «бочки, плотно набитые селедкой», - желающих уехать со стороны КЖБИ больше, чем они могут вместить.

А вот маршрут № 17 свернули незаметно. Если до нового года он хоть редко, но ходил, с 2014 года и вовсе перестал выезжать. Его обслуживал также ПК «Альтаир». Хотя, согласно правилам, перевозчик не имеет право нарушать условия тендера, если изначально он на них согласился.

Также ТОО «ТТС» закрыло в 2013 году маршрут № 25, назвав его нерентабельным. Костанайцы писали жалобы на блог акима, выражали протесты. Власти пошли навстречу и включили в лот маршрут № 25 с измененной схемой движения. Теперь он будет соединять микрорайоны, КЖБИ, центр и КСК. И на этом чиновники считают свою миссию выполненной, потому что, по их мнению, маршрутная сеть города полностью удовлетворяет потребности населения.

- При организации конкурса мы учли пожелания жителей, которые они высказывали на блог акима, - отметил заместитель акима Костаная Виктор РАДЧЕНКО. - Провели мониторинг. Горожане просили соединить микрорайоны и КЖБИ, мкрн «Наурыз» и КСК. Мы посчитали целесообразным возобновить маршрут № 25 и изменить его схему движения. Теперь он будет заезжать в мкрн «Наурыз». Необходимости в открытии новых маршрутов пока нет. Если возникнет потребность и жители города обратятся с письменным заявлением и попросят продлить или открыть новый маршрут, то по согласованию с перевозчиками мы будем рассматривать эти вопросы.

Маршрут № 20 сняли из-за форс-мажорных обстоятельств, но возобновлять не планируют

Маршрут № 25 начнет ходить после 16 июля и будет заезжать в мкрн «Наурыз»

Оптимизировать маршруты

Маршрутная сеть полностью устраивает не только городскую администрацию, но и перевозчиков. Они даже считают, что не стоило возобновлять маршрут № 25. А на каждом маршруте, по их мнению, нужно сократить количество автобусов.

- С 2000 по 2004 год был подъем и пассажиропоток увеличивался, - рассказал Мущинский. - С 2004 по 2014 год пассажиропоток упал на 40%, а количество маршрутов осталось прежним. Цена на дизтопливо повысилось на 13 тенге, евро подорожало на 20%. Чтобы маршрут был рентабельным, каждый автобус на этом маршруте должен перевозить в день 600 человек. После тендера в Костанае ежедневно будет ездить 311 автобусов, и, чтобы каждый был рентабельным, в них за день должны проехать 186 600 пассажиров. А где их взять? Я считаю, что мы не имеем права перекладывать все на плечи пассажиров и повышать стоимость проезда. Лучший выход - оптимизировать маршрутную сеть, чтобы маршруты не дублировали друг друга.

По условиям нового тендера перевозчики по-прежнему будут нести все затраты на льготный проезд (сниженная цена для пенсионеров, бесплатный проезд ветеранам ВОВ и инвалидам по зрению). Городской бюджет не выделяет средства на эти цели. Без изменений, согласно конкурсным условиям, останется и тариф.

- Все оговоренные в Правилах пассажирских перевозок льготы предоставляют перевозчики, поддержки со стороны государства в этом вопросе нет, - говорит заместитель директора по перевозкам ТОО Бельгубай ЖИТЕРБАЕВ. - К тому же есть нерентабельные маршруты (дачные), но они являются социально значимыми и идут в одном лоте с другими. Без них никак нельзя. Мы их обслуживаем в летний период. А в реальности дачные маршруты целый день ездят полупустые, они загружены только, когда люди едут на полив. И то в одни часы автобус идет в одну сторону загружен, а в обратную - пустой. Потом - наоборот. Поэтому расширять сеть и вводить новые маршруты нет необходимости. Мы не найдем на них клиентов.

И власти, и перевозчики говорят о том, что маршрутов и автобусов достаточно. Но никто не говорит о том, чтобы пересмотреть существующие схемы движения автобусов. Провести мониторинг и создать новую маршрутную сеть, чтобы она, как того требуют Правила пассажирских перевозок, минимально дублировала маршруты и формировалась с учетом пассажиропотока, предложений граждан и организаций. 

Требования к автотранспортным средствам

Автобусы и микроавтобусы комплектуются:

  1. Медицинской аптечкой;

  2. Знаком аварийной остановки;

  3. Исправными средствами пожаротушения;

  4. Соответствующими приспособлениями для экстренного открывания аварийных люков.

Автобусы и микроавтобусы должны иметь:

  1. Двери пассажирского салона и аварийные люки;

  2. Прочно закрепленные поручни и сиденья;

  3. Чистые и без порывов обшивки сидений и спинок кресел для пассажиров;

  4. Ровные подножки и пол салона;

  5. Прозрачные стекла, очищенные от грязи и пыли;

  6. Громкоговорящие средства для объявления остановок;

  7. Салон должен отапливаться в холодное время и вентилироваться в жаркое;

  8. Влажная уборка должна производиться не менее одного раза в смену;

  9. В салоне, около водителя, должна располагаться полная информация о перевозчике и схема маршрута;

  10. Номер маршрута должен быть написан черным цветом на желтом фоне высотой не менее 120 мм.