Малому бизнесу — малые месторождения

Хусаин Валиев: «Пока в горно-металлургическом комплек- се доля МСБ не выше 5%»

Галина ПЕТРЕНКО

Сенатор Хусаин Валиев считает, что МСБ должен осваивать недра по особым правилам

5 марта депутат направил премьер-министру РК Серику Ахметову запрос. В нем обосновал новую схему взаимодействия государства с предпринимателями, которые хотят работать в секторе горнодобычи. Сенатор считает, что существующий порядок выдачи разрешений на недропользование отсекает от этой отрасли малый и средний бизнес, и предлагает внести существенные изменения в законодательство. 

Хусаин Хасенович, как вы вышли на эту проблему? Предприниматели обращались, называли конкретные месторождения?

Я по специальности металлург, в этой сфере работал, все, что происходит в горно-металлургическом комплексе страны мне понятно. Ситуацию я знаю не понаслышке. С очень большими месторождениями — все понятно, но есть небольшие, которые крупному бизнесу совершенно не интересны. А малый и средний к ним приблизиться не может, хотя в Казахстане около 1000 таких месторождений полезных ископаемых. Проблема в том, что для субъекта МСБ сложно получить разрешение на недропользование. Правила такие же, как для мощных крупных компаний, процедура затягивается на 2-3 года. Я в своем запросе предлагаю правительству для начала упростить процедуру получения лицензий на разработку малых месторождений и техногенно-минеральных образований, содержащих, например, шлаковые составляющие и еще много чего, что можно переработать, использовать.

Во многих странах мира именно малый и средний бизнес участвует в создании валового внутреннего продукта на 60-70%. То есть не большой бизнес привносит в ВВП главную долю. Мой запрос содержит предварительные расчеты: в разработку казахстанских малых месторождений МСБ, присутствие которого сегодня в горно-металлургическом комплексе не превышает 5%,  мог бы инвестировать около триллиона тенге, а налоговые отчисления, когда начнется работа,  - около 200 млрд тенге. Но чтобы эти деньги стали реальностью нужно, по моему мнению, внести изменения и дополнения в действующую законодательную базу.

Сейчас почти все, что касается разрешений на использование недр, делается через Астану.  Я считаю, правильнее права на разработку, поиск, горные отводы и эксплуатацию малых месторождений отдать местным властям. Они лучше знают свою территорию. Им виднее. И налоговые поступления от работы на таких месторождениях надо ориентировать на местный уровень. Конечно, республике тоже что-то надо отчислять, но большую часть оставлять территориям. Тогда и местная власть будет иметь к этому интерес.

То есть я предлагаю сосредоточиться на трех моментах: изменить условия получения разрешения на эксплуатацию малых месторождений, отдать наделение правами на их использование на откуп региональной власти и, конечно, прежде всего определить критерии отнесения месторождений к разряду малых, чтобы не было путаницы.

Хотелось бы уточнить, а разве разрешения на эксплуатацию месторождений общераспространенных полезных ископаемых  - гипса, песка, глины известняка — и так не даются местными властями?

Я имею в виду другие полезные ископаемые — марганец, железо, барий, золото, серебро, то есть месторождения реально гораздо более привлекательные для бизнеса, но при этом небольшие. 

Но в Казахстане существует еще одна проблема, связанная с освоением недр. Предприниматели, получив права на недропользование годами ничего не делают с доставшимися месторождениями. Сидят, как собака на сене. Будто главной целью и было — получить права на использование. Так что, может, и не надо им никаких преференций?

Я в курсе этой проблемы. Действительно, люди получают документы, сидят, ждут, когда придет инвестор с деньгами. То есть явно сами и не собирались эксплуатировать месторождение... Но на мой взгляд, предлагаемые изменения позволят переломить эту ситуацию. Мне кажется, в законе надо поменять и вот что: если в течение определенного времени после получения прав на недропользование ничего на малом месторождении не изменилось, нужно возвращать его в собственность государства. И процедура должна быть простой и быстрой, как и получение разрешения на недропользование. Тогда есть больше шансов найти действительно предприимчивого человека.

Малому бизнесу надо помогать не только деньгами от государства, ему надо предлагать конкретное дело, в которое он может вложить эти деньги, заработать на этом.

Хусаин Хасенович, а насколько долог путь от депутатского запроса до результата?

Ответ на запрос, по процедуре, должен поступить до истечения месяца с момента подачи запроса. Ну, с учетом сложности вопроса, может, чуть дольше. Сейчас как раз вносятся изменения и дополнения в закон о недропользовании, так что, думаю, я вовремя его направил. Наверняка с ним будут работать в нескольких министерствах — министерстве индустрии и новых технологий, где есть Комитет природопользования, а также в Налоговом комитете министерства финансов. Я еще предлагаю для тех, кто осваивает эксплуатирует малые месторождения предусмотреть налоговые преференции — брать только роялти за использование земельного участка и экологические платежи.

Фото из архива "НГ"