Пристегнись и живее будешь

«Автосалон» продолжает тему снижения аварийности на дорогах (начало в «НГ» №13 (261) от 29 марта 2007 года).  Напомним, что вопросы безопасности водителей и пешеходов обсуждались в Алматы на совещании региональных руководителей Союза водителей транспортных средств РК. Об опыте других стран, который может быть использован и в Казахстане, рассказывает директор областного союза водителей транспортных средств, член Евразийского альянса автомобилистов Валерий НОВИКОВ.

 

Сначала немного статистики - в Швейцарии, Великобритании, Норвегии, Нидерландах на каждые 100 000 жителей приходится от шести до восьми погибших. В Казахстане эта цифра составляет 22 человека. При этом надо учесть, что в США на 1000 жителей приходится 800 автомобилей, в Германии, Швейцарии, Канаде, Японии, Италии, Австралии - 700, в Казахстане - 120. Большинство экономически развитых стран уже прошли этап «взрывного» увеличения количества легковых автомобилей, который, как правило, продолжается до уровня 300 автомобилей на 1000 жителей. Значит и пик аварийности в Казахстане ещё впереди.

Сравнительно невысокие показатели аварийности в европейских странах объясняются тем вниманием, которое уделяется в них проблемам безопасности дорожного движения, разработкой и реализацией соответствующих программ.

Так, в Нидерландах на ближайшие пять лет предусмотрено уменьшение числа погибших и раненых в ДТП на 25%, в Дании - на 40%, Великобритании на 30%.

Методы снижения аварийности и смертности просты. Подсчитано, что число пострадавших в авариях уменьшится на 15%, если хотя бы 90% водителей и пассажиров на передних местах, а также 70% пассажиров на задних сиденьях будут пристегиваться ремнями безопасности. На 12% уменьшится число погибших, если все водители будут включать фары в дневное время суток, на 10-40% - если один из 20-ти водителей, изредка водящих машину, впредь не будет садиться за руль. Ещё на 25% уменьшится число погибших, если средняя скорость движения снизится на 5 км/ч.

Шведские учёные доказали, что улучшение освещённости дорог приводит к снижению аварийности на 10-30%. Обозначение края дороги с помощью дорожной разметки снижает аварийность на 3-5%, увеличение ширины дороги - на 10-20%, разметка дороги - на 10-20%, оборудование всех перекрёстков светофорами - на 40%, снижение скорости движения с 70 до 50 км/ч - на 20-25%.

Думаю, что примерно таким же образом должна планироваться и программа снижения аварийности в Казахстане. В случае принятия национальных и региональных программ организации безопасности дорожного движения, значительная роль в их реализации зависит от принципиальности и настойчивости дорожной полиции, совершенствовании её контрольно-надзорной деятельности. Не меньшую роль играет и качество дорог.

Но дело того стоит. Результаты зарубежных исследований свидетельствуют о том, что на каждого погибшего приходится приблизительно 20-30 раненых, многие из которых госпитализируются. На их лечение уходит до 3% ВВП каждой страны, независимо от уровня ее экономического развития. Всё познается в сравнении. К примеру, на оборону выделяется 1% ВВП. Представьте, какой это колоссальный ущерб для страны.