Искусство без определённого места жительства

Марина ЕЛИНА, ng@ng.kz
Игорь ПРАВЩИКОВ, ng@ng.kz

В этом году популярный проект поиска звёзд Superstar.Kz обошел Костанай стороной. По неофициальной версии, за время существования проекта наш областной центр показал не блестящий коэффициент «талантливости». Корреспондент «НГ» попробовал сделать из центрального сквера «Арбат на час», проведя несколько дней в роли бродячего музыканта. Жива ли в Костанае культура и её субкультурные ответвления? 

       

День первый:

«Город для репетиций»

Мораль дня: «Или если ты захочешь, чтобы слушал вас народ, либо пой про день рождения, либо пой про Новый год»

(Bez Bileta «Песенка артиста»)

Каморка 3 на 4 метра. Сверху - трубы, завешенные полиэтиленовыми пакетами и каким-то картоном.

- Так удобнее, - говорит вокалист Plastic trees Артём НОВГОРОДОВ, - чтобы штукатурка не падала на аппаратуру.

Костанайская группа Plastic trees на жизнь не жалуется. Говорят, что барабанные установки помог купить университет, а остальные инструменты покупали сами: кто б/у у знакомых музыкантов, а кто новые, правда, в кредит. Музыка - дело дорогостоящее. 

Через пару минут каморка заполняется музыкой. Для разминки «пластмассовые» исполняют пару песен британской группы Muse. Ещё через минуту я забываю, что нахожусь в Костанае. 

Во времена существования костанайского рок-клуба «Пластмассовые деревья» и многие другие имели место для самовыражения на первом этаже некогда «Пассажа братьев Яушевых».

- Когда концерты перестали приносить доход, - делится солист группы, - рок-клуб закрыли, финансирование прекратили, выступать стало негде.

- А разве сложно в Костанае устроить свой «Арбат»? С музыкантами, поэтами, свободными художниками, - спрашиваю, - чтобы люди самовыражались?

- Несложно, - отвечают Plastic trees, - только разом надо менять менталитет большинства населения, а этого не получится. Костанай - город для репетиций. Очень хороший генератор. Но не больше. Мы тоже отсюда уедем.

От участия в акции «пластмассовые» вежливо отказываются - на улице руки мёрзнут.

День второй:

Художественный отказ

Мораль дня: «И я не левый и не правый.

 Просто я сижу сегодня дома,

 Пропадая в этом безнадёжном экранчике»

(Леонард Коэн - канадский автор песен и исполнитель)

Пятница. Вечер. На том конце провода супруга костанайского художника Вадима Быкова - Алла.

- Вадим сейчас в Астане, по приглашению выставляться поехал.

- А где творит муж обычно? - спрашиваю.

- Подвальчик такой, под библиотекой... Там с ним ещё несколько молодых художников.

- И как успехи?

- Да что успехи, - вздыхает трубка голосом Аллы БЫКОВОЙ, - у нас существует художественная школа, целый факультет искусств, а выставлять работы негде!

Тут она права. Выставочный зал, закрывшийся год тому назад, принёс неплохую прибыль бывшим руководителям от культуры и полный пшик художникам - выставляться негде. Правда, сами мастера кисти, в обидном своём большинстве бороться за свой зал не спешили. Бывшее здание выставочного зала и сейчас стоит пустым.

- А что, если устроить в центральном сквере аналог Арбата, с художниками, поэтами, музыкантами? Поддержите разовую акцию «НГ» в эту субботу?

- Вадим ещё не приедет, а вот телефон его товарища Владислава могу дать, может, он поможет.

Звоню художнику Владиславу.

- С удовольствием бы, да только работаю я... в субботу. А давайте я вам телефоны дам, кого-нибудь из нашей молодёжи?!

Беру телефоны. Звоню. Художницы Татьяны  нет дома. Осталась ещё Полина.

- Да, идея хорошая, у нас много творческих людей, которых просто надо собрать всех вместе и... - почти поддержала меня молодой мастер кисти, - да только я не могу сейчас, болею.

Так «Наш Арбат» остался без художников. А жаль. Говорят, в 90-х костанайские маэстро не брезговали посидеть в выходной в центральном сквере или у бассейна с лебедями, осчастливливая прохожих портретами.

Заведующая отделом живописи и графики областного краеведческого музея Галина МЕДВЕДЕВА считает, что костанайская художественная поросль  и сама по себе не очень активна:

-  Мысль об уличных выставках посещала меня давно, да только не знаю, найдёт ли она отклик в среде молодых талантов...

 

День третий:

Уличный «треш-гламур» (попытка внедрения)

Мораль дня: «Берегитесь людей, монеты в чехол от гитары кидающих! Придут другие. Посчитают, пригрозят и прогонят» 

(Почти восточная мудрость)

Суббота. 13.00. Корреспондент «НГ» и солист группы «Аквилон» Александр Пономарёв предпринимают попытку внедрения «Арбата на час» в  центральном сквере города. Становимся на центральной аллее. На нас строго зеркалит новая отделка областного акимата. Через 10 минут подготовки и распевок на лавочках появляются бабушки и молодые мамы с детьми. Просят петь громче. Разворачиваем чехол на подтаявшем снегу (для заработка) и начинаем...

Первой подходит интеллигентная женщина лет сорока. Внимательно дослушивает до конца репертуар группы «ЧайФ» в нашем исполнении и кидает в чехол 20 тенге. Ещё через пять минут появляется молодёжь. Две девушки просят спеть что-нибудь из репертуара «Глюкозы», мы в задумчивости умолкаем, интеллигентная женщина улыбается и со словами «Лучше бы вы пели ЧайФ» уходит. Мы улыбаемся ей в ответ и всё-таки поём «Глюкозу».

- А можете что-нибудь детское? - в пяти метрах от нас кричит мама с ребёнком.

- По синему морю, к зелёной земле... - запеваю я и замечаю восторг не столько у малыша, сколько у сидящих на лавочке взрослых. Начинаю приплясывать. Руки и ноги уже мёрзнут.

... Через два часа беспрерывного пения решили посчитать свой нелёгкий заработок. 107 тенге. Негусто. Для сравнения: на алматинском Арбате знакомые музыканты из Петропавловска за два вечера пения заработали на билеты домой пятерым. Нам явно высокие заработки не светили, но процесс исполнения увлёк. И мы решили продолжить.

В районе 15-ти часов нас заметили служители уличного порядка - полицейские.

- Что за песни, на... - обращается к нам, не представившись, человек в форме, сделав акцент на последнем, явно несущем какой-то смысл слоге.

- Хорошие песни, - отвечаем.

- А вы не грубите, бременские музыканты, - вмешивается второй полицейский.

- Вы чего вообще здесь стоите? Видите, акимат сзади, там камеры установлены, а вы порядок нарушаете! - снова продолжает первый.

- Налоги вы не платите, на место лицензию не берёте, несанкционированно песни поёте... Ну что, будем наряд вызывать?

От наряда мы отказались. Так и не получив ответа на вопрос, чем навредили обществу, растворяемся в серой массе города вместе с жалким осадком субкультуры.

 

Анализируя «это»

Мораль отсутствует исключительно в целях рационализма.

Налоговой нас, похоже, пугали зря. Заместитель председателя налогового комитета по Костанайской области Кайрат ЖУЛМУХАМБЕТОВ пояснил «НГ», что уличные музыканты не являются налогоплательщиками:

- То, что люди подают музыкантам деньги, - это дело добровольное, своего рода благотворительность, а она у нас налогом на облагается. Ни со стороны подающих, ни со стороны берущих.

Начальник отдела культуры и развития языков акимата Костаная Абдибек БоЖАКОВ считает, что создание костанайского Арбата было бы интересным фактом в развитии культурной жизни города.

- Однако этот вопрос, - пояснил он, - никогда не решится на одном только уровне отдела культуры...

И тут с ним трудно не согласиться. Только отделу это не по силам. А потому в Центральном сквере Костаная скоро привычно заорёт караоке, распугивая очередным вороньим голосом все живое в радиусе 50 м, по утрам начнёт простирывать бельишко в фонтане местный бомж и оглашать окрестности пьяными возгласами компании праздношатающихся.

 

Как это бывает

Не то мы с вами не доросли, не то богема у нас не поспела, но факт остаётся фактом: за два десятка лет существования пешеходной зоны в центре Костаная  прижились только прокат детских машинок да неискусные фотографы с ряжеными героями сказок.

А вот в Астрахани, например, министерство культуры (аналог нашего департамента) взяло под свою эгиду местный Арбат. В 2005-м году оно объявило спецпроекты «Астрахань музыкальная» и «Вернисаж понизовья», пригласив в Братский сад фотохудожников, художников, музыкантов. В 2006-м народ уже активно подрабатывал и самовыражался, а местные чиновники от культуры, гордясь неимоверно (и по делу), водили в сад многочисленные экскурсии гостей.  

В Челябинске пешеходную улицу удлинили, расширили. И ничего не организовывали, предоставив богеме право заселить пространство. За год заселили, обжили настолько, что потом рэкет изживали.

В Санкт-Петербургской подземке под Невским проспектом милиция за местную творческую тусовку радеет, стараясь охранять её от рэкетиров, футбольных фанатов и фашиствующих молодчиков. Сами представители богемы, благо там каких только направлений нет, объявили подземный Арбат мирной зоной и разборок там стараются не чинить. 

Короче говоря, арбаты живут там, где их поддерживают. Поддерживают их там, где власть предпочитает видеть из своих окон не пустые чинные площади, свободные от человеческого элемента, а нечто более живое. Нечто более живое готово выйти на улицу тогда, когда ему есть что сказать. С чего начнём?