Упущенные шансы

Дарья БРЯНЦЕВА, «Немецкая волна»

Что принесёт стране преемник Сапармурата Ниязова - реформы или «косметическую» демократию?

Президентские выборы в Туркмении представляли собой скорее спектакль, фарс вместо подлинного участия граждан в избирательном процессе. Такое заявление сделал докладчик по правам человека в ОБСЕ испанский политик Хесус Лопес-Медель. Испанский депутат входит в состав делегации ОБСЕ, которая находилась в Туркмении в ходе голосования. По словам Лопес-Меделя, наблюдателям не позволили присутствовать при подсчёте голосов, из чего он делает вывод, что всё было решено заранее, а голосование проводилось для видимости.

Кристиан Штрогал, директор Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, высказывает относительно выборов в Туркмении иное мнение. Он отмечает, что делегация ОБСЕ имела в Туркмении свободу передвижения, могла ехать туда, куда пожелает, и вообще, приглашение в Туркмению западных наблюдателей уже само по себе внушает оптимизм. Запад действительно довольно оптимистично реагирует на происходящее в Ашхабаде. Американские дипломаты заявляют о реальной возможности «перевернуть страницу» в истории Туркмении. Чиновники ООН рассчитывают на «расширение диалога»...

Как передаёт анонимный источник, представители ОБСЕ выступили по местному телевидению, говорили о «честных демократических выборах», о том, что «имели удовольствие прочувствовать весь ход избирательного процесса, что очень довольны». Но при этом, указывает источник, были они только на одном участке. А вот мнение лидера Республиканской партии Туркмении, экс-посла республики в Турции и Израиле Нурмухаммеда ХАНАМОВА:

- Я понимаю реакцию Запада так: действительно, если закрыть глаза на всё, то нынешние выборы в Туркмении отличаются от прежних. Во-первых, было шесть кандидатов, как бы была альтернатива. Во-вторых, на самом деле были приглашены наблюдатели от ОБСЕ. Но за время с того момента, когда их пригласили, до момента, когда были назначены выборы, невозможно было полноценно подготовить наблюдателей. И конечно, если занять выжидательную позицию и думать больше о геополитических, энергетических интересах, а не о правах людей, то можно на минусы закрыть глаза и сказать: «Есть прогресс, и в дальнейшем этот прогресс может продолжаться».

Насколько серьёзно можно воспринимать предвыборные обещания кандидатов в президенты? Временно исполняющий обязанности президента Гурбанкулы Бердымухаммедов, одержавший победу на выборах, говорит, что будут реформы, но какие? Нурмухаммед Ханамов смотрит в будущее без особого оптимизма:

- Реформы невозможно провести в короткие сроки. Потому что вопросы очень серьёзные и требуют больших финансовых затрат. Но ведь кандидат Бердымухаммедов - не просто кандидат. Он был исполняющим обязанности президента. И было немало таких нюансов, которые народ бы хотел, а он мог бы «исполнить». И не надо было на это много времени и финансовых затрат. Достаточно было одного росчерка пера! И его рейтинг действительно повысился бы. Причём как среди народа, так и среди международного сообщества. И этим шагом он бы доказал, что действительно хочет каких-то изменений. Но в течение этого периода он ничего не предпринял как и.о. президента. Поэтому вот эти все обещания о реформах вызывают сомнение.

В частности, не составило бы особых трудов для Бердымухаммедова ввести в стране свободу передвижения, чтобы жители смогли спокойно передвигаться из области в область. Есть и ещё несколько пунктов, о которых Бердымухаммедов не вспомнил или не захотел вспоминать, считает Ханамов:

- В своё время Ниязов ввел такой закон: не признавать зарубежные дипломы. Что вот Бердымухаммедову сейчас стоило это отменить?

Как отмечает Нурмухаммед Ханамов, развитие ситуации после смерти Сапармурата Ниязова могло быть и другим. Но международное сообщество, судя по всему, упустило тот момент, когда можно было вмешаться и попытаться изменить ситуацию в стране:

- Если бы те, кто так быстро хотел провести выборы, прислушались бы, развитие ситуации могло бы быть нормальным. Сроки выборов можно было бы передвинуть на более поздний срок. Не 11-го февраля, а где-то через 5-6 месяцев. Тогда бы народ отошёл от шока, вышел бы из страха, и были бы выдвинуты на самом деле «народные» кандидаты. И за этот период международное сообщество могло бы поработать с переходным руководством, добиться, может быть, даже и диалога с оппозицией, и, возможно, участия оппозиции в выборах, и освобождения политзаключённых... Вот тогда было бы все так, как это может быть в нормальном, цивилизованном государстве. Тогда бы это были открытые демократические выборы...