Рассказ о том, как нас прокатили

Остановка «Радуга» не вмещает очередь автобусов, которые паркуются как угодно, а не как пассажирам удобно

Илья АЗАРОВ, ng@ng.kz

Водители пассажирских автобусов в Костанайской области совершают ежедневно 133 нарушения

Таковы итоги недавней проверки дорожной полиции. Наш пассажирский опыт тоже показывает: общественный транспорт далек от идеала по показателям комфортности, доступности и безопасности. Двери, которые закрываются после того, как автобус тронулся, парковка на остановках в два ряда, гонки с конкурентами, бесконечный треп водителей со знакомыми как по сотке, так и лично, грязные салоны, нарушение графиков движения... Редкий пассажир возмутится: привыкли люди.

Все внутригородские автобусы в Костанае обслуживают 6 перевозчиков. Выбрав у каждого несколько наиболее ходовых маршрутов, корреспонденты «НГ» 3 дня потратили на поездки в автобусах.

Селедки в бочке

13 марта в 7:45 на остановке «Депо» (район Костаная-2) уже около 10 человек. Все они хотят уехать в город. Примерно столько же ждет напротив. Они готовы сделать круг по старому поселку, лишь бы иметь гарантии, что они сядут в переполненный автобус.

К моей остановке «восьмерка» подъезжает, набитая битком. Людям приходится стоять и на одной ноге, и держаться за пальто другого. Надежнее всего фиксируют тела плотно прижавшихся пассажиров. На всех последующих остановках в салон ввинчиваются новые пассажиры. Легче становится только на ж.-д. вокзале, где многие выходят. У «Центрального рынка» я наконец опускаюсь на сидение. Мне уже наплевать, что водитель не объявляет остановки, хотя должен бы...

20.45. Конечная КСК. Пытаюсь проехать по маршруту №22. Вместе со мной еще 7 человек, люди явно нервничают в ожидании. Не проходит и 7 минут - положенный интервал - как автобус появляется. Пассажиры инстинктивно делают шаг вперед, но он равнодушно проезжает мимо. Следующего ждать приходится до 21.40. Пассажиры жалуются, что такая ситуация повторяется ежедневно. После девяти вечера на «22» вообще невозможно уехать ни из центра, ни с окраин.

В Костанае автобусы пока ходят по «зимнему» графику - до 22.00. В 20.45 на «Радуге» народ переминается с ноги на ногу. За 10 минут проехало 2-3 автобуса №24,№27, №3. Автобусов №2, №8 - ни одного.

- Когда же подъедет автобус №38? Я замерзла! - возмущается молодая девушка.

Он подъезжает минут через 5, осчастливив сразу 10 человек. Остановка заметно опустела. Оставшиеся ждут автобус №9. Машина с номером №P257NAM подъезжает в 21.10. Его ждали 25 минут! Сидеть на холодных сиденьях дискомфортно. Несмотря на кромешную тьму за окном, водитель остановки не объявляет.

В 21.30 возвращаемся на маршруте № 20. По расписанию он должен быть минут через 15-20. Проехало 3 автобуса №24, один автобус №105 и автобус №9. На часах 22.00, а «двадцатки» все нет. Стойко выжидаем еще 10 минут и... возвращаемся пешком.

«Прилично» ведет себя после девяти «тройка». С завидным постоянством, причем даже после 22 часов ходят маршруты №27 и №24.

О комфорте и автобусных нравах

13 марта. 17.45, остановка «Радуга», поджидаем маршрут №2. Приезжает быстро. В салоне тихо. Совсем тихо - остановки водитель не объявляет. Зато явно приглядывает за пассажирами - все ли сели, нормально ли держатся. Приятно, несмотря на то, что на выходе приходится протискиваться мимо ведра с тряпкой - милый «сувенир» во входной двери явно в моде у автобусников.

14 марта. 10.58. Конечная КСК. Маршрут №5: внутри чисто, музыка негромкая и, что случается не всегда, приличная. Но... через несколько метров водитель закуривает.

- У вас табличка висит, что нельзя, а вы все равно курите, - укоряет его женщина лет 50, - ущемляете наши права.

Водитель не скандалит. Спокойно докуривает и выбрасывает окурок в окно.

В 14.30 мы на остановке «Колос». Автобус №24 с номером Р245 SEM приходит быстро. Обычно в этом маршруте остановки начитывают, как положено, дикторы. Но - не то магнитофон сломался, не то водитель от шума устал - объявлений нет. Впрочем, в 18.15 в другом «24-м» с номером P 967 MCM остановки звучат четко.

Затобольск: было еще хуже

Маршрут №106 «Костанай-Затобольск». Изучен нами досконально. С утра интервалы между атобусами затягиваются до 10-20 минут, автобусы набиваются до такой степени, что уже на пятой от начала поселка остановке «Улица Ленина» люди не вмещаются, и водитель проезжает мимо. Участь оставшихся разделяют их собратья на остальных затобольских остановках.

Уехать вечером из Костаная еще проблематичнее. Не успеешь до 20.00 - простоишь минут 30-40 либо вообще не дождешься. В один из декабрьских дней корреспондент «НГ» лично простоял на остановке 1 час 20 минут. Автобус так и не приехал. В 21.20 пришлось добираться домой на такси за 450 тенге! Объявлять остановки тоже, по-видимому, не входит в обязанности водителей маршрута №106.

Превращать любую остановку в отстойник, регулируя график движения как понравится, умудряются многие водители. 106-й особенно долго стоит на остановке «Центральный рынок». За это время водители успевают перекинуться не всегда цензурными фразами с коллегами и выкурить не по одной сигарете, напустив дым в салон.

И все равно затобольцы рады - еще недавно тут и автобусы были грязные, и ходили еще хуже. А сейчас шоферы в белых рубашках и галстуках, в автобусе есть вся информация о водителе и обслуживающей фирме - цивилизация!

Перевозки по-рудненски

Костанай и Затобольск отличаются от рудненского общественного транспорта примерно так же, как европейские муниципальные автобусы - от них. Автобусы сплошь старые, грязные внутри и снаружи. Доминирующие фирмы-перевозчики - ТОО «Транс Экспресс Сервис» и ТОО «Рудныйавтотранс». Обследовали четыре основных маршрута - №30, №12, №26, №10. Остановки не объявляют нигде. Ни в одном нет информации по обязанностям и правам водителя и пассажиров. Едва сев на остановке «Дока-хлеб» в автобусе №30 с номером Р 723 АО, замечаю молодого человека, мило беседующего с водителем. На каждой остановке он явно мешает людям расплачиваться за проезд. Но не отходит ни на шаг и голоса не понижает. Выхожу на конечной остановке, парень явно собирается на второй круг.

Водитель автобуса №12 Алексей не скрывает, что автобусы старые.

- Мы последняя точка, куда привозят убитый транспорт, после нас можно отправлять сразу на свалку, - говорит он. - Если закупать новые автобусы, нужно поднимать цену за проезд.

Начальник эксплуатации «Транс Экспресс Сервис» Раиса БУРНАЕВА сообщила, что в их фирме 14 маршрутов.

- Пассажиров обслуживаем до 22.00, - рассказала специалист. - Но есть еще автобус №26, который совершает последний рейс в 00.50. Техническое состояние автобуса зависит от финансового состояния перевозчика. Если средства позволяют, то и машины будут поновее.

Начальник эксплуатации «Рудныйавтотранс» Султанбек ЕРМУХАНОВ вообще не захотел комментировать ситуацию с перевозками, сославшись на коммерческую тайну.

За 10 дней - 1328 нарушений

С 23 февраля по 4 марта в Костанайской области проходила операция «Автобус».

- Мы выборочно проверяли как внутригородские, так и междугородные маршруты, - пояснил «НГ» старший инспектор УДП ДВД Юрий ПАНАСЕНКО. - Проверяли автобусы на конечных остановках, непосредственно на автодорогах, автостанциях и на постах системы «Рубеж». Было выявлено 79 водителей - без техосмотра, 313 - без соответствующих документов. 35 оштрафовано за превышение скорости, двое - за выезд на встречную полосу. За выпуск на линию технически неисправных автобусов было привлечено к ответственности 5 должностных лиц.

Главное - убытки

- Начало движения у всех маршрутов Костаная с конечной остановки в 6.45, - рассказал «НГ» специалист по транспорту ГУ «Отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная» Валерий РЫМАРЕВ. - Могут чуть раньше, но раньше 6.30 движение никто не начинает. Заканчивают движение в 22.00 в зимнее время, летом ходят до 24.00, и то только отдельные маршруты. Интервал движения - утром не более 10 минут, на мало востребованных маршрутах, таких, как №8, №11, - 15 минут. После 20.00 интервал увеличивается до 20 минут. Это должно перевозчиками исполняться, это прописано в тендерной документации.

Перевозчики отмечают, что в этом году объем перевозок значительно снизился, а работать себе в убыток никто не будет. Это касается и графика движения, и, как мы понимаем, модернизации автобусов.

Но с чем, в таком случае, связано упорное нежелание наших водителей соблюдать правила безопасности, воздерживаться от курения в салоне, праздных разговоров и опасного «подрезания» конкурентов при финише и старте на остановках?

Полагаем, с нашей сверхтерпимостью и отсутствием какого-либо серьезного контроля со стороны чиновников, банкующих подрядами на пассажирские перевозки. Мы привыкли к плохому, они - к хорошему. Как сказал нашему корреспонденту с полгода назад один высокопоставленный чиновник: «Я на автобусах не езжу» - «А вы ездите?! Шутить изволите!!!»

ОПРОС

Как вы оцениваете работу общественного транспорта?

Александр КАЛЬНИЦКИЙ, костанаец:

- Плохое качество обслуживания. Водители, подъезжая к остановкам, вытягиваются, что называется, «змейкой». Не знаешь, с какой стороны к ним подбираться. Кроме того, слишком уж продолжительны стоянки. Автобусы должны двигаться 20-25 км/ч, они же, по моему наблюдению, едут не быстрее 10 км/ч. Пассажиры вынуждены дольше, чем положено, простаивать на остановках и нервничать. К тому же практически все водители курят в салоне, создавая тем самым дискомфорт пассажирам. Уже не раз хотелось позвонить диспетчеру и нажаловаться, но потом зло проходит до следующего раза.

Виктор МУЩИНСКИЙ, директор ТОО «Жарык Жол-1»:

- Стараемся держать на уровне. Главное для пассажира - долго не стоять на остановке. Наши автобусы ходят как часы, в салонах чисто. Другое дело, что, учитывая слабый пассажиропоток, нам приходится работать в убыток. Если в субботу у нас на маршрут №27 выходят 19 автобусов, то в воскресенье и праздничные дни - всего 14. Интервал между ними увеличиваем с 7 до 10 минут. И то мы не можем набрать нужного количества людей. Маршрут №24 вообще в воскресенье «сидит» на дотациях.

Юрий ПАНАСЕНКО, старший инспектор УДП ДВД:

- Транспорт обновляется, автобусы импортные. Но каждый год выявляются довольно существенные нарушения. Мы не отсматриваем интервал движения и т. д., это не в нашей компетенции. Но проверяли автобусы на конечных остановках, разговаривали с водителями. Они говорят, людей стало ездить меньше, все работают на частников, есть процент, который нужно отдать. Естественно, главное для них - это гонка за пассажирами, а не сервис. Все-таки в советское время был более жесткий контроль за пассажирскими перевозками. Автопарк был государственный, а сейчас - то мораторий, то еще что-нибудь, и толком не проверишь.

Аркадий ДЕНИСОВ, председатель обкома профсоюза работников культуры:

- Я думаю, что больше нареканий по качеству перевозок вызывают так называемые не основные маршруты, следующие не по центральным улицам. Такие, как №19, 21 - старые автобусы, в которых пахнет бензином и т. д. Я пользуюсь маршрутами, которые следуют через центр, к ним больших претензий нет. Наоборот, кажется, что в последнее время качество перевозок улучшилось. Если раньше автобусы срывались с остановок и уезжали, не дожидаясь пассажиров, то сейчас они борются за каждого. Могут даже притормозить на красный свет, лишь бы взять лишнего человека. Что касается доходов перевозчиков, то, я думаю, у них то густо, то пусто: бывают часы пик, а бывает, вообще без пассажиров ездят.

Сергей ТИТОВ, водитель автобуса №3:

- Я считаю, качество обслуживания у нас хорошее. Судить об этом могу по маршруту, по которому езжу сам. Мы всегда соблюдаем график движения, никогда его не сбиваем. На это просто нет причин, автобусы у нас относительно новые, ломаются крайне редко. На этом маршруте я работаю третий год, и никто из пассажиров не жаловался ни на задержки маршрута, ни на качество обслуживания. Стараемся соблюдать и установленные правила. К тому же довольно часто бывают проверки начальства. За выполнением всех правил и норм строго следят.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА