Справки с препятствиями

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

О снижении административных барьеров только говорят много

На днях сподобился я оформлять справки в департаменте юстиции для банка, где мы собирались брать кредит. Пустяковое дело, казалось бы. В канцелярии департамента милая девушка, внимательно прочитав заявления (а я запросил справки для трех юридических лиц), принимать их поначалу отказалась, сославшись на то, что вначале надо заплатить госпошлину, а уж потом... Однако мне удалось убедить ее заявления все-таки принять, так как изготовление справок вообще-то занимает две недели, а уж за это время я безусловно заплачу. И потом, без квитанции об оплате услуги мне все равно справки искомой не выдадут. На том и порешили.

Рядом «Народный банк», туда и отправился, полагая, что уплачу по-быстрому. 72 тенге госпошлины - всего и делов! Не тут-то было. Это в рекламах у банков все быстро и просто, а на деле... Талончик под № 681 при высветившемся на табло в это время № 639 заставил меня провести в помещении банка около часа. На кассе же оказалось, что имеются два номера 681, но мой взят на час позже, а потому: «...Ваш номер снова высветится через сто человек», - заявила мне кассир и стала обслуживать моего более везучего соперника. Прождать 45 минут и еще ждать сто человек!!! Я было тут же хотел сказать «пару ласковых», но понял, что этим здесь никого не проймешь. Железобетонно! За стеклом кассового окошка как в дзоте.

Учитывая, что время поджимает и других дел полно, рванул на Главпочтамт, где, по счастью, окошечко № 8 оказалось занято лишь одним человеком. Как мог заполнил кучу извещений - по два экземпляра квитанций мельчайшего шрифта на каждый платеж! Поприсутствовал при небольшом «совещании» операторов-кассиров, которые ну никак не могли сразу уразуметь, куда отнести пошлину «за справку», потому как таковой графы нет в бланке извещения.

Заплатил наконец. Но не 72 тенге за каждую услугу, а 122, так как почта взяла свои комиссионные. А не мнго ли - 50 тенге на 72 тенге пошлины департамента юстиции ?! Скажете - это копейки, а я скажу, что у нас 98 тысяч частных предпринимателей в области. А ну как каждый из них «за справку» по полтиннику «сверху» накинет. Неплохо - почти 5 миллионов?

Сдал квитанции в канцелярию департамента юстиции и услышал: «Ждите пятнадцать дней, но позванивайте ...» Я уж попросил хотя бы почтой справки не отсылать, сам приду. А то если две недели справку делают, да неделю она почтой будет идти, то на кой она вообще нужна. Время-то, как известно, деньги.

Вот так я сходил за справкой. Заметьте, только за одной из целой дюжины, которые требуют в банке для получения кредита, И заметьте, в департаменте юстиции нам дадут справку о том, о чем мы сами же в свое время департаменту юстиции и сообщили в своих правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах при регистрации! Ну почему для этого надо аж 15 дней?

Малюсенький эпизод, а как много и о многих он говорит. Вот такие у нас порядочки. И что там за разговоры о преференциях для малого и среднего бизнеса? О простоте и доступности банковских кредитов? Об упрощении получения справок и прочих документов?

Да, и еще вот что. Как ни сунься в госорганы за справкой, так - госпошлина. Да еще и морока, и все, кроме предпринимателя, на ней свой интерес соблюдают, да еще какой. А когда сами госорганы к предпринимателю за справкой или информацией приходят (одни налоговые встречные проверки по мелочам просто достали), так им все бесплатно и все срочно. А с какой стати? Пусть и госорганы платят по всякому поводу, обращаясь к частникам. У нас ведь равным образом  - ст. 6 Конституции РК - признаются и защищаются в стране и государственная, и частная собственность. Не так ли?

Карикатура Батырбека ДЖУЗБАЕВА