РУБРИКИ |
[an error occurred while processing this directive]
|
ИНФОРМАЦИЯ |
|
|
|
При любом использовании материалов, ссылка (для онлайн-изданий - гиперссылка www.ng.kz)
обязательна.
© "Наша
Газета", 2002-2003
Дизайн
TOBOL Web Design
© 1999-2003
|
|
|
[an error occurred while processing this directive]
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ "КРОТ" НАЧАЛ РЫТЬ ГЛУБЖЕ
На прошлой неделе председатель Агентства по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Ерболат Досаев познакомил депутатов Парламента РК с некоторыми планами своего ведомства. Особый интерес у парламентариев вызвали меры по повышению прозрачности финансовой деятельности естественных монополий. В последнее время вся проблема тут сконцентрировалась в том, насколько обоснованы желания монополистов из сферы инфраструктуры повышать тарифы на различного рода коммунальные услуги. С одной стороны, предприятия - производители этих услуг пытаются обосновать свои притязания ухудшением технического состояния оборудования. А с другой – антимонопольщики, пытаясь ограничить их аппетиты, больше руководствовались не точными расчетами, а пониманием, что желания монополистов обязательно завышены. Ибо те руководствуются установившейся практикой “проси больше, и дадут, сколько тебе надо”. Похоже, все устали от этой игры в кошки-мышки.
Г-н Досаев сообщил, что для решения этой проблемы была утверждена Программа совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий на 2002-2004 год. В ней предусмотрено применение новых методик тарифообразования, которые, в конечном счете, должны стимулировать привлечение инвестиций в основные фонды предприятий-монополистов. Это, в свою очередь, обеспечит стабильность тарифов. Предполагаются меры по устранению посредников из сферы коммунальных услуг, которые их только удорожают. Усилен контроль над закупками естественными монополистами материальных и финансовых ресурсов.
Дает ли данная Программа уже эффект сказать трудно. По данным Антимонопольного агентства, из поданных в течение 2002 года 866 заявок с повышением утверждены лишь 204. И тем не менее, антимонопольщики считают: учитывая, что причины большинства их отказов заключаются в рекомендации монополистам решать свои финансовые проблемы не за счет потребителей, а путем пересмотра структуры своих расходов, то и условный эффект таких отказов составил в прошлом году 50525,1 млн. тенге.
А почувствовали ли это потребители? Ухудшения материальной базы производителей коммунальных услуг пока не заметили. А вот индекс цен: если он в производстве и распределении электрической энергии, воды и газа за 2001 год в сравнении с 2000 годом составил 104,3%, то за 2002 год к аналогичному периоду – уже был 100,3%.
Впрочем, граждане и этот выигрыш навряд ли заметили. Потому как еще не отошли от шока общего повышения тарифов, который произошел в предыдущие годы. Хотя государственные чиновники и тут не преминули использовать пропагандистский прием. Депутатов утешили следующими цифрами. С 1998 по 2002 год рост стоимости коммунальных услуг в Казахстане составил 23,1%, в то время как доходы населения выросли на 82,2%. В России рост цен на коммунальные услуги в течение последних 3 лет превышает 40%, в 2002 году индекс цен на коммунальные услуги опередил индекс потребительских цен на 33,2%.
Тут, конечно, никто не стал вспоминать, от какой базовой цифры происходил рост в России. Как, впрочем, и о том, что в Казахстане “средняя температура по больнице” регулируется далеко не за счет увеличения доходов бедноты. Однако, учитывая, что радости у граждан сейчас не так много, можно поблагодарить чиновников за лишний повод хотя бы улыбнуться.
Правда, есть еще одна организация, которая излучает жизнеутверждающий свет. Как минимум, для 2 млн. 82 тыс. граждан. В смысле, абонентов. Ибо они являются потребителями услуг, предоставляемых ОАО “Казахтелеком”. На пресс-конференции 4 марта президент данного ОАО Абен Бектасов сообщил, что по уровню телефонизации Казахстан сегодня уступает лишь России, Беларуси и Украине. И то, только потому, что те ушли далеко еще в советское время. А главная радость, которую сообщил своим клиентам руководитель “Казахтелекома”, заключается в том, что с их (клиентов) помощью данная компания в 2002 году получила чистый доход около 11,76 млрд. тенге. И это при том, что происходило обновление технической базы, которая расширила возможности телекоммуникационной сети Казахстана.
При таких показателях невольно возникает вопрос: тогда зачем вводить повременную оплату внутригородских телефонных переговоров? Или кто-то решил таким образом переделать менталитет казахстанцев? Дескать, всем надо активно участвовать в рыночных преобразованиях, а не вести пустые разговоры. Да еще по телефону.
И еще одна новость. Ее принесли археологи. Она оказалась настолько радостной, что ученые поспешили поделиться ею с главой государства. Возможно именно ее он и ждал уже 4 года. С тех пор, как инициировал в окрестностях Астаны раскопки остатков средневекового города Бузук. Это поселение возникло и функционировало в 10-12 веках. По данным ученых, на месте нынешней столицы Казахстана уже тогда существовал город, в котором была военная ставка и резиденция правителей.
Неужто после этого кто-то еще будет сомневаться, что в принятии судьбоносных решений участвуют силы небесные?
Евгений Шибаршин
|
|
|
|