[an error occurred while processing this directive]
ТЯЖЕСТЬ РЕФОРМ НА МЕСТНЫЙ УРОВЕНЬ!
Этот лозунг был положен в основу концепции по разграничению управленческих полномочий между Центром и регионами нашей республики. Недавно глава государства на совещании по агропромышленной политике сообщил, что разработка такой концепции завершена, и до марта следующего года на заседании Национального совета должен быть представлен соответствующий законопроект. Если госорганы все сделают вовремя, то в бюджете 2004 года перераспределение по уровням уже будет предусмотрено.
Обыватель, прочитав слова “тяжесть реформ”, конечно же, очередной раз вздрогнет: “Ну что еще придумали наши амбициозные реформаторы?” И поскольку у нас нет других “кроликов” для широкомасштабных социальноэкономических экспериментов, то вполне возможно, что его опасения окажутся обоснованными. Но тут другая история. Есть надежда, что речь идет о “тяжести”, которая упадет на плечи местных чиновников. Им теперь придется нести большую ответственность перед гражданами за все дела в регионе. Однако, учитывая, что ответственность это единственное богатство, которым всегда хочется поделиться (и почему бы ее щедро не раздать всем гражданам), то процесс организации местного самоуправления перейдет из сферы фантазии в реальность.
Возможно, после сваливания этой “тяжести” в регионы, у правительств больше времени появится для проведения межгосударственной интеграционной политики. Пока множество союзов, в которых наша страна участвует, служили для цивилизованного раздела экономического пространства бывшего СССР. Денег на революционное техническое перевооружение старого производства еще не хватает, чтобы конкурировать своим товаром на мировом рынке, а зачем возрождать стоящие промышленные гиганты, если никто не купит их продукцию.
А почему бы не заниматься и тем, и другим одновременно? Но для этого нужно договариваться с соседями. Трудно, однако. Потому как все ищут свою выгоду. Даже в объединении усилий по борьбе с международным терроризмом. Руководство нашей страны решило использовать для этих целей такую форму, как “Год Казахстана в России”. 2002 год россияне посвятили Украине, а в 2003м это место займет наша республика. Президент Назарбаев во время недавней поездки в Москву заявил, что мы бы хотели не ограничиваться “песнями и плясками”, а заняться налаживанием “действительного сотрудничества, экономической интеграцией, интеграцией финансовых систем”. Пока препятствий для продвижения наших товаров на российский рынок больше чем достаточно. Взять хотя бы тарифы на железнодорожные перевозки по России. Они делают казахстанскую продукцию неконкурентоспособной по цене.
Главный проект, которым сегодня северный сосед экономически привязан к Казахстану, это, пожалуй, космодром Байконур. Возможно, именно по этой причине теме космического партнерства и были посвящены главные мероприятия предновогоднего визита Нурсултана Назарбаева в Москву. Казахстанский глава государства подчеркнул, что Россия просит продлит договор на аренду Байконура еще на 50 лет, а в разговоре с российскими космонавтами, работающими сейчас на международной станции, он заявил, что наша страна готова подключиться к финансированию космических исследований.
Украина во время своего “Года” подобных предложений не высказывала. По словам Президента Назарбаева, она ограничилась рамками культурных контактов. Похоже, у каждого свой путь сотрудничества. Украина предпочитает и в Евразийском экономическом содружестве, куда входят Россия, Беларусь, Таджикистан, Киргизия и Казахстан, пока быть лишь в качестве наблюдателя. Россия предложила Украине стать полноправным членом названного содружества в обмен на создание зоны свободной торговли стран СНГ. Но, видать, для руководства этого государства курс на независимость, провозглашенный еще в преддверии Беловежского развала СССР, остается главным. Ну, разве что с некоторыми поправками можно слегка пожертвовать ради вступления в Евросоюз. Да вот Западная Европа пока отмалчивается по поводу очень прозрачных намеков Киева.
Накануне нового года Президент Казахстана решил пройтись по Евразийской оси до конца. Для чего после России на текущей неделе побывал и в КНР. Капиталистическому Казахстану есть чему поучиться у восточного соседа. Несмотря на то, что Китай намеревается к 2020 году добиться у себя “окончательного торжества социализма”, государственный сектор в его экономике сейчас составляет 13%. В Казахстане 11%. А, так называемый, средний класс, о необходимости создания которого мы трубим уже не один года, но дальше мелких бизнесменов, “челноков” и чиновников так и не ушли, в Китае, составляет большинство населения городов. При этом месячные доходы у них 200300 долларов.
Возможно, эти поездки и объясняют, почему Закон об инвестициях, принятый недавно нашим Парламентом, отказывает в гарантиях не менять договорные отношения с иностранными инвесторами в случае изменения казахстанского законодательства. До сего времени они были.
Евгений Шибаршин
|