[an error occurred while processing this directive]
ЗАГРАНИЧНАЯ АВАРИЯ
Уровень сервиса на постсоветском пространстве и через десятилетие после крушения коммунизма все еще
остается совковым и далеким от стандартов развитых стран. Однако сдвиги в этой сфере все же происходят.
Во всяком случае - с точки зрения водителя, читающего перед каждой поездкой молитву о том, чтобы не
случилось серьезной поломки.
Пишу это для сведения бедолаг, пытающихся на обочинах с помощью ржавых пассатижей сделать то, с чем
не всегда хорошо справляются и автозаводы. Сам на днях сошел с трассы, пропахав дорогу левым рычагом
передней подвески: лопнула шаровая опора.
Случилось это, едва отъехал от российской таможни. Качество дорог тут ни при чем. Просто шар, как показало
“вскрытие”, давно прирос ржавчиной к своей лунке. Прикрывавший опору резиновый чехол был абсолютно
цел, и никому – просил ведь мужиков в мастерских проверять машину! – не приходило в голову заглянуть
под него. В этом отношении лучше прозрачные пластиковые чехлы: можно что-то разглядеть, не снимая.
На исторической родине автомобиля, в Германии, злосчастную опору уже раза два бы поменяли, не глядя
- только потому, что ЕЕ ПОЛОЖЕНО ПЕРИОДИЧЕСКИ ЗАМЕНЯТЬ. У нас же принято ездить, пока машина не встанет:
чего зря тратиться! И только когда начнешь где-то на обочине подсчитывать убытки и предстоящие траты
- начинает доходить, почему немцы при такой их “расточительности” живут не в пример богаче.
Итак, время к вечеру, а мое семейство приходит в себя в нескольких сантиметрах от кювета. Хорошо,
скорость была в пределах правил - менее ста. Будь чуть больше – кувыркнулись бы вниз. Студентами на
военной кафедре университета мы пробавлялись анекдотами про армию, пока офицеры-преподаватели пытались
втолковать, что нудный устав написан кровью. Теперь все чаще склоняюсь к тому, что и ПДД не водицей
писаны.
Слава богу, все остались целы, и даже машина могла еще сгодиться. Но как с ней быть, если отремонтировать
на месте явно невозможно, а отбуксировать – только поставив передок на другое шасси?
Метнулся на таможню, где стояло в очереди десятка полтора буксируемых таким образом “газелей”. Однако
свободного шасси не наблюдалось. Ждать у моря погоды было бесперспективно, решил поехать за помощью
в Костанай.
Напросился в попутную машину. В ней увидел знакомую предпринимательницу. Она предложила другой выход
из ситуации. По ее словам, при СТО возле развилки дорог на Челябинск и Троицк, что километрах в тридцати,
стоит грузовик с надписью “Эвакуатор”, ворота станции открыты. Вдруг удастся хотя бы оттащить "калеку"
на охраняемую стоянку.
Прошусь в другую попутку, уже до Троицка… Хозяин станции предложил привезти мой 190-й “мерс” к нему,
а не на стоянку: у него раньше, до “крайслера”, был свой такой же – может, удастся скоро поставить
на ход. Поехали, доставили. Андрей – хозяин СТО – тут же по сотке позвонил партнеру в Челябинск, чтобы
тот до возвращения в Троицк поискал там шаровую.
- Она стоит в пределах штуки, рублей сто ребята могут попросить за услуги, - прикинул Андрей.
Я признался, что денег с собой немного, хотели повидаться с родственниками в Миассе и завтра же назад.
- Не вы первый попали, что-нибудь придумаем, - был ответ.
Пока удаляли обломки шаровой, из Челябинска привезли новую, фирменную. Из машины вышли двое бритоголовых
верзил с профессионально перебитыми носами. Ну, Валера, тоскливо пропело в голове, сейчас ты за железку,
умещающуюся в кулаке, отдашь всю машину.
- Стоит пятьсот десять, вот чек, - передал мне один из них содержимое кармана.
- А сколько с меня? – все еще в прострации поинтересовался я.
- Нам чужого не надо, - парни сели в свою “десятку” и укатили.
Не буду описывать процесс довольно трудоемкой замены, замечу только, что несмотря на наличие 2,5-тонного
подъемника и различных приспособлений механики вместе с хозяином немало работали и кувалдой, и головой,
придумывая простые и эффективные решения: у русских культ Левши.
Между делом отметили и день рождения одного из работников – чаепитием с пирожными. Я предложил в подарок
пару бутылок “Коронной” от “Арая”. Завязался мужской разговор о качестве и ценах на водку по обе стороны
границы, ребята не возражали, что в Казахстане мужику в этом отношении лучше живется, хотя едко заметили,
что наши производители хвастают все же русскими рецептами и используют российскую символику. Покрутили
бутылки так и эдак, после чего Андрей вернул мне их с, прямо-таки скажем, неожиданным утверждением:
- У нас не пьют.
За ремонт с меня взяли пятьсот рублей, еще пятьсот причиталось эвакуаторщику. Но он к тому времени
уехал на другую аварию, да и пяти сотен у меня не набиралось, надеялся призанять у родственников.
Андрей предложил мне на обратном пути завезти деньги оператору заправочной, она передаст. И все это
без каких-либо залогов, записи адресов и фамилий… Не сказать, что я был потрясен, однако не мог успокоиться,
пока не рассчитался.
Выехал со станции в семь вечера, пошел безостановочный дождь. Фары встречных машин и елочная иллюминация
автозаправок бликовали в потоках дождя на стекле. Хорошо, что на тамошних дорогах почти везде есть
разметка, иначе хоть поводыря впереди пускай. Все равно напряжение страшное, видел измятую новенькую
“десятку”, которая в темноте “надела” на себя корову.
Если бы не поломка шаровой, то задолго до семи я уже был бы на месте. Плюс своевременная замена сэкономила
бы расходы на эвакуатор… Но я навсегда останусь признателен продвинутым сервисменам из Троицка и костанайской
бизнесвумен, умеющей быстро находить самое рациональное решение.
Валерий ВЕДЕНКО,
специально для “НГ”