Не занемеет рука берущего

Галина КАТКОВА

В Казахстане сельское хозяйство платит налогов в 5,5 раз меньше, чем получает субсидий

Недавно в Костанае вице-министр сельского хозяйства Кайрат АЙТУГАНОВ спросил по-учительски: «Кто мне скажет, сколько АПК приносит государству налогов?» Аудитория, состоящая из чиновников, предпринимателей, которые часто участвуют в совещаниях, представителей общественных организаций типа Союза фермеров, молчала, как класс с плохой успеваемостью. Потом кто-то разрядил обстановку шуткой: «Больше всех». Вышло не смешно.

Фото caricatura.ru

Карты от вице-министра

- Я назову. Все вместе сельхозтоваропроизводители платят в год 39-40 млрд, а получает АПК только в виде субсидий 224 млрд тенге, - известил Айтуганов. - В пять с половиной раз берем больше, чем даем государству. Значит, забираем деньги у какого-то другого сектора.

Сказанное было прелюдией к сообщению о том, как впредь ведомство намерено менять политику поддержки сельского хозяйства. До недавнего времени существовало 65 видов субсидий, в прошлом году минсельхоз отменил 11 из них как неэффективные. По словам вице-министра, на этом уже удалось сэкономить 25 млрд тенге. В следующем году планируется исключить еще 15 видов и держать курс на то, чтобы сотни миллиардов, которые отдаются сейчас нашим кормильцам безвозвратно, шли к ним в виде льготных кредитов.

Большая часть кормильцев против. Лучшая часть предлагает оставить субсидии в виде доплат за реализованную сельскохозяйственную продукцию. А некоторые говорят о новых видах...

Заместитель министра сельского хозяйства приезжал в Костанайскую область, чтобы рассказать о картах развития АПК до 2021 года. Их 13, каждая разработана по типу «дорожной карты»: постановка проблемы, текущее состояние, что планирует делать министерство.

Малая часть карт уже начала работать. Но в основном они обсуждаются. Затем, подкрепленные нормативными документами, примут вид государственных программ. По всем картам Кайрат Айтуганов приводил итоги анализа, проведенного министерством в разных секторах сельского хозяйства. Таким образом, разговор о будущем совпал с разбором полетов под занавес года. Анализ, впрочем, касался гораздо более протяженного периода. И он, по идее, должен был дать ответ: так во что переплавились громадные деньги государственной поддержки, какую стартовую площадку они собой вымостили, с которой в ближайшее время будет совершен прорыв?

 Счет идет на миллиарды

Однако с прорывом, похоже, придется еще подождать. По всем буквально картам в казахстанском АПК отмечены стратегические проблемы: колоссальный износ машинно-тракторного парка, хронический дефицит удобрений при интенсивном возделывании земель, отставание аграрной науки и селекции в животноводстве, нерациональное использование пашни, диспропорции в кормовом балансе.

Вице-министр презентовал в Костанае карты развития АПК до 2021 года / Фото Галины КАТКОВОЙ

Приводя примеры нарастающего старения техники, Айтуганов отметил, что только по этой причине Костанайская область в нынешнем году недобрала около 800 тыс. га зерновых.

- Сегодня в стране 65% тракторов и 46% комбайнов старше 17 лет. Это утиль, который считается тракторами, - сказал вице-министр. - У вас в области 11 721 трактор старше 17 лет, из них 5 773 подлежат списанию, остальные вообще не работают, просто лежат где-то у крестьян под забором. Такая плачевная картина. Старая техника - это прямые экономические потери из-за пережога горючего во время работы, из-за необходимости постоянно менять запчасти. Мы посчитали, по стране цифра выходит под 95 млрд тенге ежегодно. По вашей области - около 17 млрд тенге. Урожаи недополучают хозяйства потому, что не могут вовремя посеять, вовремя убрать.

Проблемы не только с зерносеющей и уборочной техникой, но и с техникой, например, для подработки семян. В том числе и на опытных станциях. Зерноочистительные комплексы такой древности, что при работе травмируют до 10% семян, снижая всхожесть.

Какие меры предлагает МСХ по карте № 3 - карте интенсивного технического переоснащения АПК?

Увеличение инвестиционных субсидий на приобретение техники отечественных производителей, совершенствование для этого кредитных инструментов. По словам вице-министра, в начале следующего года станет ясно, о каких цифрах идет речь. Но, возможно, изменится методика субсидирования, деньги получит производитель техники и вычтет ее из цены комбайна для покупателя. Но это, по словам Айтуганова, пока тема для обсуждения.

В Челябинске, на недавнем форуме межрегионального сотрудничества, между российскими машиностроителями и Аграрной кредитной корпорацией было заключено соглашение. Россияне соглашаются кредитовать через АКК поставку своих машкомплектов на такие предприятия, как костанайский «АгромашХолдинг» и кокшетауский «Вектор». Юридически значимый документ планируют подписать к 1 декабря.

Минсельхоз сумел посчитать и другие определяющие потери в отрасли. Например, по словам Айтуганова, за 25 лет Казахстан потерял 10 млн га пашни. Возделывал 35 млн га, в этом году - 24,7 млн га. Парадоксально, что произошло это на фоне многократных ревизий, связанных с рациональным использованием фонда земель сельскохозяйственного назначения в РК.

Костанайской области предстоит прояснить судьбу 700 тысяч «потерянных» для ведомственной статистики гектаров. А в целом по стране к 2021 году в оборот должны вернуться 2 млн га пашни.

«Надо бы помочь»

Вице-министр на совещании был весьма откровенен. Самокритичен. Говоря о необходимости модернизировать аграрную науку, сообщил, что структура, созданная при министерстве, неэффективно распоряжается земельным банком, сопоставимым с владениями крупнейших холдингов. Речь шла о Национальном аграрном научно-образовательном центре, в состав которого входят НИИ, опытные станции... Айтуганов демонстрировал знание реалий, перечислял продуктивные идеи.

При этом, разрабатывая карты, министерство не может не замечать, как сбоят другие его вроде бы не менее продуктивные и совсем свежие идеи. Кооперация, например, которая сейчас украшена такими победными цифрами. Кооперативов создано вдвое больше, чем планировалось. Их цель - оказывать целый спектр услуг кооператорам. Одна из них - наладить и сделать выгодным закуп молока - в первую очередь для мелких хозяйств и подворий.

- Направление выбрано правильное. Мы чувствуем, - сказал на совещании руководитель филиала СФК Виктор ДРАНЧУК. - Первый шаг сделан. Кооперативы созданы. Но скажем честно, реально работающих среди них - единицы. И социальной составляющей, которая предполагалась очень значимой, там нет. Частные подворья остались, как были. Люди не платят пенсионные. Не делают социальные отчисления. Ну хорошо хоть закуп молока ведут. Но там, где удаленность кооператива больше 50 км от областного центра, от перерабатывающих предприятий, там транспортная составляющая оказывается слишком велика - не покрывается субсидиями, которые выплачиваются кооперативам на молоко. Есть предложение: хотя бы на первом этапе субсидировать кооперативам транспортные расходы. 50 км пусть берут на себя, а что больше этого - государство. А в дальнейшем надо в районах ставить хотя бы первичную переработку, но, опять же, денег на это нет. Может, например, «КазАгро» войдет в кооператив со своей переработкой, а потом кооператив встанет на ноги и выкупит ее. Понимаю, что это, конечно, спорный вариант.

Айтуганов ответил, что кооперация пока - маленький ребенок. Те субсидии, которые сейчас платит государство - достаточное участие с его стороны. Теперь дело за переработчиками, которым нужно сырье и которые должны сами приезжать за молоком.

В теории - совершенно верно. Есть страны, где это и есть практика. В Голландии, например. Была там в деловой поездке пару лет назад. Это молочная держава сплошной кооперации. В плотной связке фермеры и крупные предприятия по производству сыра, других молочных продуктов. Да, заводы забирают молоко сами, сами платят бонусы за высокое качество, сами собирают многолюдные собрания с членами кооператива, чтобы решить, куда пойдет общая выручка... При этом участия государства в этих взаимоотношениях частников нет никакого. В этом разница. Люди сошлись, потому что их вел друг к другу взаимный предпринимательский интерес, а не государственные программы, реализация которых бесконечно форсируется у нас. Голландский минсельхоз лишь информирует производителей о размерах европейских квот на производство молока, исследует рынки сбыта, ищет пути сближения с покупателями продукции за пределами страны. Остальное - не его головная боль.