Они уехали, но обещали жениться

Галина ПЕТРЕНКО

Предприниматели из Турции рассказали, каким им показался наш бизнес

«НГ» уже сообщала о недавнем визите в область делегации предпринимателей из Турции. Конечно, это не первый и, даст бог, не последний приезд возможных инвесторов в область. Однако чаще всего их общение с журналистами начинается и заканчивается первым парадным брифингом. Пресса слышит об оптимистичных намерениях - и потом концов не найдешь.

С представителями компании «Фимакс» получилось по-другому. После посещения самых разных предприятий в Костанае, Рудном, районах турецкие предприниматели на пресс-конференции поделились впечатлениями о нашем бизнесе. Мы сочли, что заинтересованный взгляд со стороны может быть небесполезным для наших предпринимателей.

Все не так, ребята

Тем более что гости реально собираются вернуться - намерены участвовать в начале июля в традиционном Дне поля. Это, по сути, большая специализированная выставка для предпринимателей, работающих в сфере сельского хозяйства. В ней участвуют обычно не только компании, продающие технику, запчасти, средства защиты, удобрения, но и ученые-аграрники, специалисты Костанайского филиала НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства. Вот туда, где машины и оборудование можно не только потрогать руками, но и узнать экспертное мнение о них, послушать практиков, «Фимакс» собирается привезти образцы своих машин.

Напомним, что эта компания производит сельскохозяйственную технику, в частности, силосные жатки, самоходные смесители-кормораздатчики, разбрасыватели навоза и другое. В Турции, которая имеет весьма развитое сельское хозяйство, «Фимакс» в своем секторе доминирует, занимая более 60% внутреннего рынка. Кроме того, компания наладила экспорт продукции в 85 стран мира: от Франции, которая в Европе является одним из сельскохозяйственных лидеров, до Китая и Японии. А в промежутке покорила аграрную Южную Америку. Все конструкторские разработки, ответили они, в частности, на вопрос акима области, у них собственные. Цены иной раз вполовину ниже, чем на европейские аналоги. Сервисное обслуживание прилагается. Это все к тому, что даже просто к мнению улыбчивых и разговорчивых турок нашему бизнесу стоит прислушаться, а не ронять в ответ на предложение поделиться опытом по части менеджмента снисходительное «тоже мне помощники»...

«НГ» попыталась у наших предпринимателей узнать мнение о том, как они оценивают эффективность таких контактов. И в ответ прозвучало немало высказываний о том, почему туркам работать легче и почему их опыт к нам не очень пристегнешь. И площади, мол, у нас несравнимые, и климат жесткий, и логистика (в частности, расстояния до покупателей) всю выгоду губит, и энергоносители сами знаете, какие запредельно дорогие.

Ну да, до Японии-то от Турции рукой подать. А что касается энергоносителей, то в Европе газ, например, в разы дороже нашего. Так что дело явно не только в отдельно взятых частностях. В чем, турецкие предприниматели позволили себе сказать на второй пресс- конференции. Кстати, они оказались неплохо информированными о реалиях нашего рынка, в частности, о наших сложностях, связанных с экономической интеграцией.

Богатые и эффективные?

Гости посетили предприятия самой разной отраслевой принадлежности: и животноводческие, и птицефабрики, и перерабатывающие сельскохозяйственное сырье, а также домостроительный комбинат и машиностроителей.

- Очень богатая страна. Мы вчера встречались с предпринимателями, каждый из которых имеет около 10 тысяч гектаров земли. Во всей Турции нет ни одного такого бизнесмена. У вас есть все условия быть экономически успешными, - оценил увиденное президент компании «Фимакс» Исхан ЮМЛУ. - Это возбудило у нас желание не упустить возможности для инвестирования. Для этого, конечно, должен быть ответный интерес. Я в Казахстане первый раз, но, уверен, не последний. И, надеюсь, в следующий раз наша делегация будет более многочисленной.

При этом гости считают, что у части тех предприятий, где они побывали, есть явные проблемы с менеджментом. Даже там, где хозяева - богатейшие люди. «Много денег и большая команда подчиненных - этого мало, чтобы получать прибыль», - заметил Юмлу. Туркам не очень понятно наше стремление все укрупнять, работать в формате многопрофильных комплексов. Отчасти это, конечно, связано с тем, что техника «Фимакса» рассчитана на сравнительно небольшие производства. В самой Турции, отметили предприниматели, реально доминируют средние и малые предприятия, которые более гибко реагируют на риски, быстрее перестраиваются. Даже когда мир переживает финансово-экономический кризис, подчеркнул господин Юмлу, именно они придают экономике Турции устойчивость. Недаром на саммите «Большой двадцатки», который в этом году состоится в Анталье, принимающая сторона намерена демонстрировать именно опыт своего среднего бизнеса.

Естественным образом разговор зашел о птицеводстве - в составе турецкой делегации был хозяин бройлерной птицефабрики Реха ЧЕЛИКЛЕР, и журналисты поинтересовались мнением об увиденном. На наших производствах гости отметили высокий уровень санитарии, порядок, вот, собственно, и все. Вежливо сказали, что явно есть проблемы с переработкой, упаковкой, да и реализацией курятины. Дескать, дело надо поставить так, чтобы соответствовать мировым стандартам, и тогда откроются внешние рынки.

Прессе это показалось банальностью, и мы тут же стали ссылаться на то, как именно нас давит сегодня мощный птицепром России, а также Украины и Белоруссии.

- Ну так вы даже для внутреннего рынка не можете обеспечить конкурентную себестоимость, - мгновенно отреагировал Юмлу. - Ввозимая к вам аналогичная продукция дешевле. Это основная проблема, которой надо заниматься.

А Челиклер заметил, что все кроется в тонких деталях. И даже не очень тонких. Не только в Турции, в большей части мира, где производят товарное птичье мясо, циклы производства разведены по узкоспециализированным предприятиям. Специфика отрасли это прекрасно позволяет. И это, по мнению турецких предпринимателей, в данном случае путь к снижению себестоимости, так как каждое отдельное предприятие единой технологической цепочки стремится быть эффективным.

А вообще, они пригласили костанайских предпринимателей совершить визит в Турцию. Своими глазами посмотреть, что и как устроено на предприятиях «Фимакса», на измирской птицефабрике. Потому как налаживание деловых контактов сродни женитьбе, пошутил глава компании. Стороны невесты и жениха должны детально изучить друг друга, чтобы вступить в брак.

Тонкие детали

Президент компании Исхан Юмлу между делом продемонстрировал класс в убедительной и остроумной рекламе своей фирмы:

«Мы продаем технику в Японию, что без высокого качества невозможно. В продвинутую Францию не войдешь без надлежащего уровня технологии, наконец, мы удовлетворяем требованиям Китая, где, как известно, производят все самое дешевое... Значит, и наши цены адекватны».

Фото Николая СОЛОВЬЕВА