Семья переживает период кризиса

Лилия Саркисян: «В семье можно хлеб с чаем поесть и радоваться, а можно кушать чер- ную икру и давиться от обиды и слез»

Евгений ШИБАРШИН

Диагноз ставит социальный психолог Лилия Саркисян

Случай с костанайской школьницей Настей Спивак, которая из-за конфликта в семье ушла из дома и до сих пор не нашлась, можно было бы отнести к числу рядовых. Дескать, мало ли поводов у взрослеющих подростков для конфликтов со своими родителями. Но вот что тревожно: в последнее время участились суициды среди школьников. Значит, в нашем обществе что-то делается не так. Что именно? Для разговора на эту тему «НГ» пригласила профессора Костанайского госуниверситета, кандидата психологически наук Лилию САРКИСЯН.

Нравственность стала рыночной

- Лилия Вагановна, то, что у подростков в определенном возрасте в отношениях с родителями появляются проблемы - дело не новое. Но то, что происходит сейчас, не является ли отражением кризиса нравственности, о котором уже говорят не только некоторые интеллектуалы, но и президенты Казахстана и России?

- Вы правы. И ученые, и политики отмечают, что современный период развития общества характеризуется кризисом нравственности. К этому нужно отнестись конструктивно, понять, что кризис - это поворот, изменение от худшего к лучшему. И сегодня надо не только определиться в выборе направления, но и активно действовать.

Важно понять, что в каждом человеке есть Добро и Зло, есть инстинкты и разум. Инстинкты помогают человеку приспособиться к этой жизни и выжить, но, с другой  стороны, неоразумленные, неодухотворенные инстинкты превращают человека в животное. Человек безнравственный - это лишь еще один биологический вид. Нас от животного мира отличает наличие сознания и совести - нравственный стержень человека, который спасает его от самоуничтожения.

В давние времена воспитанием человека занимались религиозные конфессии и семьи, которые исповедовали религиозные заповеди, при этом отец и мать были весьма почитаемы. Потом эту роль взяла на себя власть. Мам поглотила работа, но для детей создавались эффективно работающие общественные организации: октябрятские, пионерские, комсомольские. Дети и молодежь были заняты социально-полезной деятельностью. Нравственные ценности идеологии советского времени по сути своей были перефразированными библейскими заповедями.

За годы перестройки мы многое растеряли. На людей, живущих по строгим нормам и правилам, обрушилась свобода. При этом каждый по-своему понял смысл этого слова, и многие освободили себя  сразу от всего: и от необходимости жить, руководствуясь нравственными принципами, и от традиционной семьи (появились гражданские, гостевые браки), и от родительской ответственности (я имею в виду социальное сиротство, «воскресных» пап и т. п.), и от осознания ценности детей. Все объяснялось с рыночных позиций: выгодно - невыгодно.

Сегодня общество это, к счастью, осознало. Проблемы кризиса нравственности уже начали обсуждать публично, в обществе инициируются интересные социально значимые проекты, развивается благотворительность, больше внимания стали уделять социально уязвимым слоям населения. Это первые шаги. Теперь нужна многолетняя, кропотливая, совместная работа и органов государственной власти, и религиозных конфессий, и семьи, и всех институтов гражданского общества.

Веры нет, есть подражание

- Почему семья не компенсирует разрушенную общественную систему воспитания?

- Общество и семья находятся в постоянном взаимовлиянии. Все социальные изменения не могли не затронуть семью, которая отзеркаливает все социальные процессы. Конечно, есть гармоничные семьи, но есть и иные тенденции. В современной семье, как и в обществе в целом, наблюдается эмоциональное отчуждение. Проявления его разные - это и отсутствие доверительного общения внутри семьи, и снижение интереса к проблемам друг друга, и снижение как родительской мотивации, так и взаимной супружеской ответственности.

На мой взгляд, началом выхода общества из кризиса нравственности должно быть создание условий для полноценной жизни семьи и мотивации молодежи к вступлению в традиционный брак. Это проблема многоаспектная, включающая и социально-экономическую поддержку семьи, и психолого-педагогическое просвещение общества, и возрождение семейных традиций. Поскольку ничто не может заменить семью по силе воспитательного воздействия.

- Важность социально-экономического фактора несомненна, но сколько семей с приличным жильем и доходами имеют проблемы нравственного порядка. Да и с идеологией вроде бы не так плачевно: все говорят о возросшей религиозности населения. Вот только Богу стали молиться больше, а стыдиться  меньше.

- Веры нет. Есть внешнее подражание, которое не влияет на их нравственность. Религия - очень важный слой человеческой культуры, ее основные постулаты высоко нравственны. Если бы она не была востребована человечеством, то давно бы исчезла. Но что знают о ней современные люди, тем более молодежь? Что нужно посещать мечеть или церковь в определенные дни. Недавно, один молодой человек объяснял мне смысл Курбан айта. При этом подчеркивал, что этот день особенный, что именно в этот день нужно помочь слабому, желать людям благополучия. Я задала ему простой вопрос: «А в другие дни надо жить по-другому?» Это  его очень смутило. Поэтому нужно, чтобы люди знали основы религии. В  России в учебные планы средних школ введена дисциплина «Основы религиозной культуры», издали учебник, включающий описание шести основных религий. Этот опыт можно заимствовать. Причем цель этой дисциплины - и образовательная, и воспитательная. Полнота знаний всегда поможет человеку сделать осознанный выбор. А сегодня предложения для молодежи весьма однообразные и односторонние - Интернет и «все можно».

Нас спасет традиционная семья

- Нравственное воспитание во многом формируется на основе примера. Как влияют на детей отношения между мужем и женой?

- Мы анкетировали старшеклассников по проблемам семьи. Их ответы показали, что близким для них человеком является мать, ей они могли бы доверить свои тайны. Отец, к сожалению, назывался после друзей, а иногда и учителей. Объяснение этому простое - у многих из них нет отцов. Например, в одной из школ Костаная 63% учащихся воспитываются без отцов. Кроме того, более половины опрошенных отметили, что родители с ними мало общаются. На вопрос: хотят ли они повторить семейный опыт своих родителей, около 30% школьников ответили «нет». Это и есть симптомы отчуждения, когда ценностью становятся не близкие люди, не дети, а нечто материальное. Но это тупиковый путь, потому что одни потребности рождают другие, и так до бесконечности. Можно ведь хлеб с чаем поесть и радоваться и смеяться, а можно кушать черную икру и давиться от обиды и  слез. Поэтому родителям надо помнить, что детство - это быстротекущий, но фундаментальный период жизни человека. Оно должно быть счастливым. Это период, когда формируются основы нравственности детей, чтобы они понимали, в какую сторону двигаться по жизни. Этот вектор определяют родители.

В социальной психологии есть такое понятие - «социальные роли», исполняя которые, люди участвуют в жизни общества. Содержание этих ролей зависит от социально-экономических, культурно-исторических, политических религиозных особенностей общества. Вот где корень. Изменилось общество, культура, нравственность - изменилось содержание ролей.

Роль женщины в обществе изменилась. В том числе и материнская. Теперь маму часто заменяют воспитатели и няни. Другая роль сейчас и у отца. Все это наложило свой отпечаток и на их отношения как мужа и жены. Зачастую это даже противоречит смыслу семьи. Это видят дети и повторяют в своей жизни.

Нужно напомнить людям, что независимо от всех изменений семья основывается на любви. Проявления любви многолики: от самых простых - положить мужу в карман чистый носовой платок, встретить жену в непогоду, до высших - самопожертвования. Но из семьи это начало уходить. Дети видят, что папа и мама каждый сам по себе.

Думаю, настало время воссоздания традиционной семьи, традиционных нравственных ценностей. Нужно, чтобы девочки осознали, что они будущие жены и матери, а мальчики - мужья и отцы. И тогда все встанет на свои места.

Досье

Лилия Вагановна САРКИСЯН

Родилась в 1950 году в Кустанае.
Окончила Кустанайский пединститут по специальности русский язык и литература, психологический факультет Московского госуниверситета. В МГУ защитила кандидатскую диссертацию. Специализируется на социальной психологии.
Начинала преподавать в Кустанайском пединституте и продолжала там работать после его преобразования в госуниверситет. Заведовала кафедрой, занимала должности декана, проректора, и. о. ректора, сейчас - профессор кафедры психологии и педагогики КГУ.

Замужем. Дочь и двое внуков живут в США.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА