Государство начинает, кто выиграет?

Правительство РК, передав техосмотр в частные руки, рассчитывает на объективность компьютерной диагностики

Евгений ШИБАРШИН

Новая система техосмотра уже дает свои результаты

С 1 января 2012 года в Казахстане обязательный технический осмотр автомобилей передан в конкурентную среду. Теперь проводить его будет не дорожная полиция, а частные предприятия. Несколько лет назад подобное уже практиковалось: частники делали техническую диагностику машин. Тогда конкуренция привела к тому, что  владельцы автотранспорта начали выбирать пункты диагностики, где техосмотр превратили в формальность. Что ждет автолюбителей на этот раз?

От взятки отказались

Необходимость обязательного техосмотра постоянно подвергается сомнению. Цель его  - заставить водителей поддерживать транспортное средство в безопасном для эксплуатации состоянии. Однако дело, и не только у нас, похоже, довели до такого состояния, что однажды даже президент России Дмитрий Медведев заявил публично: а не отменить ли техосмотр?

Причина сомнений в том, что реальная диагностика технического состояния машины достаточно сложна и требует специального оборудования. К тому же и статистика ДТП говорит, что даже в условиях формального проведения техосмотра аварии по причине неисправности автомобиля случаются относительно редко. В итоге сложившаяся практика техосмотра оказалась нужна не столько водителям, сколько тем, кто мог на этом поживиться. Как тут не поставить вопрос: нужен ли техосмотр вообще? Отменить его, дескать, и поводов для коррупции будет меньше.

Основные узлы и агрегаты, которые в обязательном порядке будут проверяться на техосмотре любого автомобиля.

Но эксперты в области техники говорят, что конструкции автомобилей с каждым годом усложняются, их надежность все больше зависит от соблюдения правил технической эксплуатации. Однако сегодня за руль автомобиля садятся люди, не обладающие достаточной технической грамотностью. Нет у нас и сервисного обслуживания автомобилей. А поскольку они зачастую покупаются на вторичном рынке, то что ожидать от этого «кота в мешке», никто не знает. Вот тут бы водителями и взять себе в помощники  обязательный техосмотр. Именно на это и надеялись в правительстве РК, принимая решение о передаче процедуры в конкурентную среду. Поскольку в эту «реку» мы однажды уже входили и до противоположного берега так и не добрели, не получится ли сейчас та же самая история?

В поисках ответа на этот вопрос я поехал на предприятие, расположенное в районе костанайского автовокзала, где у ворот закреплен большой рекламный щит с надписью - «Техосмотр». У въезда в ангар - несколько иномарок. Водитель одной из них, поговорив о чем-то с мастером, направился к своей машине. Спрашиваю у него:

- Техосмотр проходите?

- Да.

- Сложно?

- Очередь занял еще с утра. Все проверили - нормально, а в лобовом стекле нашли трещину. Сказали: надо заменить. Три года назад в стекло попал камешек, но трещины вроде не было. Раньше проходил техосмотр, никто ничего не говорил. Сейчас заметили. Предлагал им заплатить 10 «штук», - замена стекла стоит дороже, - отказались. Говорят, не хотят из-за этого терять работу. Пришлось ехать в мастерскую. Затратил больше 20 000. Сейчас стекло посмотрят второй раз и дадут талон, что техосмотр прошел.

Наш разговор внимательно слушает другой водитель. Показывает на лобовое стекло своей машины - там заметная трещина.

- Думаешь, не пропустят?

- Нет, бесполезно. Мастера говорят, у них «гаишники» уже несколько раз брали объяснительные после того, как  у кого-то после техосмотра что-то обнаружили.

На процедуру не более 30 минут

Начальник Центра технического осмотра костанайского филиала АО «Национальный центр экспертиз и сертификации» Даулетхан ДАРМЕНОВ заверил меня, что их специалисты не могут нарушить регламент проведения осмотра. Не влияют они и на результаты проверки технического состояния автомобиля.

- По всем операциям ведется видеосъемка, которая хранится на сервере, а результаты диагностики с приборов идут в компьютер, который сравнивает их с установленными стандартами и выдает заключение: исправна машина или нет, - пояснил Дарменов. - К тому же нас постоянно контролируют наше руководство и транспортная инспекция.

Он рассказал, что вся процедура состоит из двух этапов. К моменту начала осмотра должен быть уплачен налог на транспорт за текущий год, а также действовать договор страхования гражданско-правовой ответственности владельца автомобиля. После загона машины в ангар делается внешний осмотр кузова на наличие на нем предметов, не соответствующих установленным стандартам, а также повреждений, которые могут повлиять на безопасность движения. Проверяются световые приборы (сила света, частота проблесковых указателей), а также обзор и светопропускание стекол.

- Учитывая, что тонировка в большинстве случаев не соответствует установленным нормам, ее придется снимать, - сказал Дарменов. - Будут проблемы и в тех случаях, когда на автомобиле стоят не предусмотренные конструкцией гелиевые фары.

На втором этапе делается замер остаточной высоты рисунка протектора шин,  суммарного люфта колес, а на специальном стенде по нескольким параметрам производится анализ тормозной системы. Проверяется экологичность  работы двигателя.

Разумеется, наличие привязных ремней, аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки и противооткатного устройства - обязательно.

Все эти составляющие безопасности предусмотрены в диагностической карте, форма которой утверждена постановлением правительства РК № 523 от 17 мая 2011 года. Есть там и проверка состояния ходовой части, карданной передачи, усилителя руля, стеклоочистителей и стеклоомывателей, противоугонного устройства, замков, регулятора положения сиденья, брызговиков, устройства обдува и обогрева стекол.

Если приборы в каких-то параметрах автомобиля находят отклонения выше установленных норм, компьютер выдает заключение, что машина неисправна. В таком случае Правила организации и проведения обязательного технического осмотра дают возможность в течение 10 календарных дней неисправность устранить и повторный осмотр пройти только по этой позиции. За соответствующую оплату. К слову, ремонт в этих же предприятиях запрещен.  Нужно ехать на СТО. Если водитель не уложился в 10 дней, осмотр опять проводится по полной программе.

Правила предусматривают на всю процедуру не более 30 минут. Даулетхан Дарменов сказал, что в их центре укладываются в 20. Стоимость - 3 000 тенге. Второй пункт техосмотра в Костанае (на Перронной, 16) для привлечения клиентов сейчас проводит акцию, которая предусматривает плату 2 300 тенге.

Автомобилисты должны выиграть

В области работают всего три пункта техосмотра. Очередь расписана на три дня вперед.

Работает, выходит, конкуренция. Но в области пока работают 3 таких пункта (кроме  костанайских, есть еще один в Рудном). А раньше по области дорожная полиция проводила техосмотр в более чем двадцати пунктах. Как обойтись тремя, если по данным 2011 года на учете в области состоит более 190 000 единиц автотранспорта?

По информации, предоставленной «НГ» в филиале № 1 Межрегиональной инспекции транспортного контроля, в Костанайской области в 1 квартале 2012 года срок очередного техосмотра  подошел только для 6% общего количества автотранспорта. Ближе к лету этот процент будет возрастать. Уже сейчас в центре филиала АО «Национальный центр экспертиз и стандартизации» очередь расписана на два дня вперед. При мне один из водителей, приехавший из района, просил, чтобы его пустили без очереди.

Начальник отдела филиала № 1 Межрегиональной инспекции транспортного контроля Бауыржан ТОКАБАЕВ признал, что  проблема действительно есть, но в течение первого квартала должны начать работу еще несколько таких центров, которые по графику своими мобильными пунктами охватят все районы.

- У них уже есть оборудование, - заявил Токабаев, - нужно лишь пройти процедуру согласования с различными государственными службами, которые обычно происходят при открытии любого предприятия.

Откликнется ли бюрократия в этот раз на призывы главы государства не чинить препятствия развитию частного бизнеса, время покажет. Пока же, со слов Токабаева, непросто решаются, например, вопросы с выделением земли  под мобильные пункты техосмотра. Наверное, этот вопрос непростой, но давайте представим себе, какая «головная боль» появится у власти, когда водители, зарабатывающие  на хлеб своим автомобилем, по причине непрохождения техосмотра вынуждены будут поставить своего железного коня в «стойло».

Есть и другие сложности. Даулетхан Дарменов рассказывал, что они приехали в один из районов решать вопрос открытия там своего мобильного пункта, и оказалось, что разрешение на подключение оборудования такой высокой мощности решается с энергетиками более высокого уровня управления. Опять затяжка по времени.

О какой конкурентной среде можно будет говорить в районах, если там изначально планируется только один пункт техосмотра? Да и в городах, где их может быть несколько, тоже возможен ценовой сговор.

- Пункт в районе будет один, но работать на нем  своим оборудованием смогут различные предприятия, проводящие техосмотр, - уточнил Токабаев. - Мы, как государственный уполномоченный орган, будем координировать график их работы в течение года. У нас есть регионы, сильно насыщенные автотранспортом, где на проведении техосмотра можно получить хороший доход. Владельцы автотранспорта от этого должны только выиграть. К тому же теперь техосмотр можно проходить не только в регионе, где зарегистрирован автомобиль, как это было раньше, а в любой части республики.

Есть ли эффект?

Прошел почти месяц работы новой системы. Ведущий специалист филиала Межрегиональной инспекции транспортного контроля Нурлан КАРБАЙ заявил, что по его сведениям, из всех пытавшихся пройти техосмотр в Костанайской области 33% пошли «на второй круг».

- Особенно сложно приходится владельцам старых машин советского производства, - сказал Карбай. - Многие водители сейчас даже не пытаются приезжать на осмотр. А недавно видели, как неисправной признали новую машину российского производства. Обнаружилось, что ее тормозная система не соответствует необходимым параметрам.

Сотрудники инспекции считают, что теперь есть реальная возможность улучшить техническое состояние автомобилей, что благоприятно скажется на безопасности дорожного движения. К тому же владельцы автомобиля через техосмотр смогут гораздо дешевле, чем в автоцентрах, сделать качественную диагностику своей машины.  Ну и однозначно добавится работы у костанайских СТО.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА


Обеспечит ли техническую безопасность автомобилей передача техосмотра в конкурентную среду?

Геннадий САВЕЛЬЕВ, старший преподаватель инженерно-технического факультета КГУ:

- Связывать техосмотр с технической безопасностью автомобилей не совсем правильно. По некоторым данным, в мировой практике доля дорожно-транспортных происшествий по причине неисправности автомобилей не превышает 1 процента. Если уж заниматься государству этой темой, то лучше обратить внимание на организацию дорожного движения. Именно ее недостатки дают большую долю ДТП. Что касается перевода техосмотра в частные руки, то польза от этого будет прежде всего в том, что водители будут лучше знать техническое состояние своего автомобиля. Зная нашу систему, можно вполне реально ожидать, что кому-то будет выгодно найти неисправность и отправить автомобиль на ремонт в СТО, которая принадлежит его родственнику или знакомому.

Сергей БОЙКО, директор ТОО «Тарлан Сервис плюс»:

- Передача в частные руки этого вида услуг правильная и даст хороший эффект. Другое дело, что запрет на одновременное диагностирование автомобиля и проведение тут же нужного ремонта создаст много неудобств для автовладельцев. Все равно кто-то выстроит связь между людьми, делающими техосмотр, и СТО. Не лучше ли сделать это открыто? А чтобы не было в ущерб автовладельцам, определенным способом регламентировать эту связь.

Петр СУХИНИН, исполнительный директор Ассоциации содействия предпринимательству в Костанайской области:

- Положительный эффект будет обязательно. Хотя мне ближе американский подход, где люди через каждые три года свои автомобили обновляют. Не нужно тратиться на запчасти и морочить себе голову техосмотром. У нас многие люди не имеют таких финансовых возможностей. Диагностика при техосмотре поможет вовремя выявить отклонения от нормы. Я, например, часто сталкивался с ситуацией, когда встречный автомобиль ночью ослеплял меня. Оказывается, причина в том, что это были праворульные машины, у которых световой поток фар так установлен, что в наших условиях идет на встречные автомобили. Сейчас это заставят исправить.

Юрий КУЗНЕЦОВ, директор ТОО «Водитель ABC»:

- Дорожные полицейские проводили техосмотр по служебной обязанности, к тому же они сами себя контролировали. У них не было нужного диагностического оборудования. Поэтому в реальности осмотр проходило не более 15% автомобилей. Частный бизнес заинтересован на техосмотре получать доход. У него есть деньги для приобретения соответствующей аппаратуры. Даже если проверять тормозную систему и световые приборы, уже хорошо. Ведь их неисправность дает 47% ДТП по техническим причинам. Если дорожная полиция или транспортная инспекция выявят некачественную проверку при техосмотре, то они могут потерять свой бизнес. Это будет дисциплинировать «частников».

Александр МИХЕЕВ, директор автошколы «МАИ-авто»:

- Эффекта не будет, пока не появится реальная конкуренция. И при обязательном контроле за работой частных пунктов государственными органами. Уже ясно, что многие автомобили старше 3-х лет пройти осмотр не смогут. Но есть тут одна правовая неувязка. В диагностической карте, утвержденной правительством, есть позиции, которых нет в перечне неисправностей, из-за которых ПДД не разрешают эксплуатировать автомобиль. То есть из-за них автомобиль при техосмотре признают неисправным и не позволят его эксплуатировать, но по ПДД запрета на это нет.