Каждому нотному знаку - знак качества!

Ильзира СТАКАНОВА

Дистанционка очень осложнила жизнь ученикам обычных школ. А как это было в музыкальных?

Педагоги и учащиеся музыкальных, хореографических и художественных школ сейчас занимаются восстановлением прежнего уровня исполнения своих творческих работ. Считаю, что о наших проблемах тоже надо говорить. Культура - это духовная и эстетическая картина нашей жизни. И она первичнее, разумнее и обширнее любой идеологии.

Фортепианный дуэт. Тимур Дзортов и Дария Хамитова / Фото из личного архива Марины РОМАНОВОЙ

Нас, педагогов музыкальных школ, спрашивают, как же мы выжили во время онлайн-обучения? Ведь музыка - это живой вид искусства, и без личного присутствия педагога рядом с учеником невозможно грамотно и качественно работать над произведением. Разводя руками, отвечаем, что выкручивались как могли. На то мы и музыканты, чтобы находить нестандартные решения и уметь в форс-мажорных ситуациях сохранять интерес ребенка к учебе.

Ученикам средних и старших классов было непросто, но еще сложнее - ребятам 1-х и 2-х классов. Ведь с ними в прошлом году только началось обучение, а дистанционно поставить ребенку руки невозможно. Ты должен находиться рядом, проверять состояние мышц ученика, разворот головы, осанку, положение ног, рук, каждый пальчик надо пощупать, чтобы не допустить зажима в руках. Все это потом отразится и на качестве исполнения, и на состоянии здоровья ребенка.

За это время у многих моих коллег происходили разные ситуации: и смешные, и такие, от которых хочется плакать. Расскажу случай из собственной практики. Я преподаю класс скрипки, инструмент этот надо настраивать регулярно, но не все дети в силу возраста это умеют делать самостоятельно. А играть на расстроенном инструменте категорически противопоказано, так как игра получается фальшивая и музыкальный слух портится. Одна из учениц находится на онлайн-обучении, урок провести надо, а скрипка опять расстроилась. Зовем на помощь папу, который уже изрядно устал после рабочего дня, и начинаем крутить колки и машинки. Картина удручающая. Я буквально на пальцах объясняю, в какую сторону крутить колок, с какой силой нажима, чтобы не поломать его и не порвать струну. Папа ученицы, надо отдать ему должное, оказался с хорошим музыкальным слухом, он терпеливо слушает изменения высоты тона, аккуратно подкручивает что надо, а девочка в это время ведет смычком по струнам. Где-то сбоку. Потому что скрипка в руках у папы. В общем, смех сквозь слезы.

Как вы думаете, задумывается ли человек, далекий от профессионального мира  музыки, из каких слагаемых складывается результат работы музыканта как взрослого, так и совсем юного? Пройдя профессиональный путь и получив закалку в дистанционном обучении, очень хочется рассказать о том, что не видно обывателю и что стоит за ежедневным трудом человека, связанного с искусством.

В наших СМИ изредка мелькают новости об эстрадных конкурсах, где мы с гордостью читаем о наших земляках-вокалистах. А где же классика? Думаете, ее нет в нашем краю? Отнюдь. Костанайская детская музыкальная школа № 1- это кузница ребят, которые с юных лет погружаются в мир музыки. И с первых дней у них начинается ежедневный труд.

Полноценное музыкальное образование - самое долгое. Человек отдает ему 15-16 лет своей жизни. Это семилетнее обучение в школе, затем - колледж 4 года. Потом 5 лет - в вузе. Наиболее упертые проходят аспирантуру, так что прибавьте еще 2 года. И все эти годы - непрекращающиеся занятия по совершенствованию своей игровой техники, постоянные сценические выступления, экзамены.

Вот так мы работаем сегодня. Камила Шайсултанова, 1-й класс / Фото из личного архива Ильзиры СТАКАНОВОЙ

Начиная с младших классов, дети принимают участие в конкурсах. Сейчас проходит один из важнейших - республиканский конкурс юных музыкантов, который существует с середины 20-го века. В этом году он проводится среди учащихся оркестрового отделения. Ребята музыкальных школ Костанайской области прошли два этапа: городской и областной, впереди у них на весенних каникулах - республиканский. Конкурс проходит онлайн, что тоже имеет свои плюсы и минусы. Плюс в том, что записать выступление можно несколько раз и потом отправить наиболее удачный вариант. А минус в том, что живое исполнение никто не услышит, а оно и дает самое яркое представление об игре исполнителя, здесь работает его харизма, чувствуется энергетика, видны артистизм и сценическая выдержка.

Серьезный музыкант - рабочая пчела, а не праздный трутень. С юного возраста ребенок учится дисциплине, трудолюбию, у него очень хорошо развито чувство времени, потому что надо успеть в течение дня сделать очень много дел, ведь у него две школы - общеобразовательная и музыкальная.

Да, к нам приходят в основной массе способные и талантливые дети, но этого недостаточно. Ведь фея гениальности далеко не каждого целует в лоб. Наравне с талантом нужно иметь усидчивость и трудолюбие. Порой ребенок, имея средние музыкальные способности, достигает очень хороших результатов благодаря своему упорству. Дети, которые целенаправленно идут в профессиональное музыкальное образование, ежедневно занимаются по 2-4 часа, иногда больше.

Серьезные музыкальные конкурсы предъявляют и серьезные требования. Младшая группа должна исполнить пьесы уровня средних классов, средняя - старших классов и 1-2-х курсов колледжа, а старшая - программу вуза. С каждым поколением техника исполнения усложняется, сейчас ребята исполняют такие произведения, о которых мы в их годы и мечтать не смели! За плечами у них не только республиканские конкурсы, но и международные.

Случиться может всякое, вот тут и помогает сценическая выдержка, умение владеть собой, быстрая реакция. Не спасут ни молитва, ни связи родителей, ни самоуверенное мнение, что я как-нибудь выкручусь. Шпаргалку в инструмент не засунешь, билетов экзаменационных на сцене не бывает, рассчитывать приходится только на самого себя.

Уроки через WhatsApp не для слабонервных. Нина Мызина. Апрель 2020 года / Кадр из видео

Всему этому учатся в школе, на уроках по специальности, наедине с педагогом, который за годы работы с ребенком, пройдя с ним успехи и неудачи, становится порой и второй мамой, и другом, и наставником. Достигнув определенного мастерства, наши выпускники едут поступать в колледжи. Я могу с гордостью сказать, что уровень нашего образования дает возможность поступить в самые престижные музыкальные заведения: колледжи Нур-Султана, Алматы, Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга. Потом - вуз, после которого у всех по-разному складывается творческий путь.

У каждого музыканта своя нотная линия судьбы. Кто-то уходит в педагогику, кто-то занимается сольным исполнительством либо работает в престижных оркестрах или других музыкальных коллективах. Кстати, дети, поступившие после общеобразовательной школы в крупные столичные учебные заведения любой страны, имеют шанс играть в студенческих оркестрах. Это дает определенные привилегии во время учебы, да и студенческая жизнь проходит интереснее и насыщеннее. И, подавая резюме при приеме на работу в международные компании и в другие серьезные организации, выпускник музыкальной школы всегда имеет приоритет. Работодатель знает, что такой сотрудник будет дисциплинирован, максимально выдержан, сможет принять нестандартное решение, коммуникабелен, умеет ориентироваться в нескольких одновременных процессах, подойдет к любому вопросу творчески, да и кругозор у него широк.

Разбор пьесы для предстоящих академических прослушиваний. Настя Носкова. Преподаватель Ольга Судакова / Фото из личного архива Ильзиры СТАКАНОВОЙ

Жизнь продолжается. Постепенно избавляемся от последствий дистанционки и радуемся помощи со стороны родителей и детскому рвению научиться играть на любимом инструменте и погрузиться в музыкальный мир.

Ребята вместе с педагогами продолжают творить. Мы выбираем срывать аплодисменты, а не концерты!

 Автор - гражданский журналист «НГ», преподаватель костанайской ДМШ № 1, стаж работы 25 лет