«Монгол» покорил Россию

«Монгол» может подсчитывать достижения: номинация на «Оскар», две премии «Золотой орел» и шесть премий «Ника»

Дарья ГОРЯЧЕВА, www.gazeta.ru

Российско-казахстанский победил в шести номинациях кинопремии «Ника»

Противостояние двух российских кинопремий обретает новые черты. В этом году основатель кинопремии «Золотой орёл» и режиссёр фильма «12» (обладатель пяти «Золотых орлов» за 2007 год) Никита Михалков попросил не включать фильм «12» в номинации «Ники» «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура», проявив таким образом снисходительное благородство. В результате все главные премии достались конкуренту «12» по номинации на «Оскар» - «Монголу» Сергея Бодрова. Напомним, «Монгол» получил два «Золотых орла» - за лучший дизайн костюмов и лучшую звукорежиссуру.

Ах, эти церемонии...

Поскольку с церемонии награждения кинопремией «Ника» велась прямая трансляция на «НТВ+», все шло четко по графику: люди судорожно занимали свои и чужие места под подгоняющие крики ведущего Юлия ГУСМАНА: «Быстрее, быстрее, две минуты до эфира!» Первым выступил нынешний президент академии Алексей БАТАЛОВ, сразу же заявивший, что «Ника» - премия особенная. В доказательство тезиса Баталов рассказал, что премия была учреждена еще во времена СССР. То есть когда повсюду в стране решения принимала власть, «Ника» стала чуть ли не единственным островком свободомыслия и независимости. И нисколько не смущаясь логического парадокса, Гусман после этих слов тут же зачитал письмо Путина.

Трудно представить себе обращение Буша в программе церемонии «Оскара», но в России президент и искусство неразделимы, хотя и шуток на эту тему тоже было немало.

Марианна МАКСИМОВСКАЯ, вручавшая награду в номинации «Лучший неигровой фильм», сказала:

- Когда новости на телевидении стали игровым жанром, правду жизни увидишь разве что в неигровом кино.

Специальный приз за вклад в телевизионное искусство, присужденный Николаю ДОСТАЛЮ и его фильму «Завещание Ленина», вручал Михаил ГОРБАЧЕВ. Демонстрировали также кинокапустник - небольшой юмористический фильм, состоящий из нарезок и коллажей фотографий Путина и Медведева. Но самым политизированным участником «Ники» оказался Максим ГАЛКИН, отвечавший, как обычно, за номинацию на лучшую роль второго плана.

- В свете недавних политических событий, - заявил юморист, - роль второго плана - это главная роль. Выборы... Никогда у нас не было такого богатого выбора, - продолжил тему Галкин, а затем, обращаясь к Гусману, спросил: «Кстати, какой канал нас снимает?»

- Уже никакой, - мрачно отреагировал Гусман.

Впрочем, затем Галкин принялся нахваливать действующего президента, а потом и вовсе перешел на политически безобидный жанр - пародию на Ренату Литвинову.

Дань памяти

На «Нике», как и на «Золотом орле», почтили память Александра АБДУЛОВА. Александру Гавриловичу присудили приз за выдающийся вклад в российский кинематограф. А поскольку 21 марта - день церемонии - пришлось на день рождения годовалой дочери актера, специально для нее сделали еще и маленькую «игрушечную» «Нику». Под нарезку из фильмов Абдулова прозвучала последняя записанная им песня, грустная и немного пророческая. Песня-завещание, как назвал ее Баталов. В припеве звучали слова: «Уходят любимые лица с экрана, клянемся, что нам их вовек не забыть. Но поздно, но поздно нам петь дифирамбы, не лучше ль актера при жизни любить».

Между тем другой специальный приз - за честь и достоинство - получил режиссер Георгий ДАНЕЛИЯ. Поздравлять его вышли Олег БАСИЛАШВИЛИ и датский профессор из «Осеннего марафона» Норберт КУХИНКЕ: оба говорили долго и восторженно, ну, а сам Данелия заметил:

- Обычно я просто говорю: «Большое спасибо». Но мне как-то сказали, что нужно обязательно добавить что-то еще, иначе люди подумают, что ты не очень доволен. Так что сегодня я подготовился и скажу: спасибо большое, я очень доволен.

Победители «Ники»

Фильм «Простые вещи», как и на «Золотом орле», отметили за сценарий; кроме того, награду получили Леонид БРОНЕВОЙ за роль второго плана и Сергей ПУСКЕПАЛИС как «открытие года».

«Груз-200» не взял ничего, но он уже победил на «Белом слоне» - премии гильдии кинокритиков, да и вообще столь скандальный фильм в шорт-листе национальной кинематографической премии - уже, можно сказать, победа.

Что касается главных наград, то если «Золотой орел» по понятным причинам выбрал «12», то «Ника» по причинам не менее понятным предпочла «Монгола». Фильм Сергея БОДРОВА получил награду в шести номинациях: «лучший фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая операторская работа», «лучшая работа звукорежиссера», «лучшая работа художника», «лучшая работа художника по костюмам».

Фильму «12» все же, к слову, достались две статуэтки: Эдуарду АРТЕМЬЕВУ за музыку к фильму и Сергею ГАРМАШУ за лучшую мужскую роль. Напомним, что «Золотой орёл» за лучшую мужскую роль впервые в истории премии был вручён всему актёрскому ансамблю картины «12»: статуэтками были награждены все 12 исполнителей ролей присяжных, включая самого Никиту Михалкова.

«Чингисхан бы не осудил»

Из интервью режиссера-постановщика фильма «Монгол» Сергея БОДРОВА газете «Московский Комсомолец»

- Как вы решились на фильм о Чингисхане?

- Сначала мы поехали в Монголию. Когда берешься за такое дело, надо вести себя очень прилично и, конечно, идти к главному шаману. Он разрешил: «Многие хотели картину снимать - и американцы, и кто-то еще, ни у кого не вышло, и только вы пришли ко мне - правильно сделали». Потом обратились к ламе: Монголия же - буддийская страна. И ходили в буддийские места, как положено, с подношениями: барана резали, варили, лама проводил церемонию. Все равно было непросто снимать, но если б не пошли, думаю, было б гораздо хуже.

И к сценарию мы с Арифом Алиевым очень серьезно отнеслись. Меня лично очень вдохновил Гумилёв: его догадки, предположения. А для монголов Чингисхан - бог, отец. Люди верят в его второе пришествие, что придёт и всем воздаст по заслугам. Я думаю, ни у одной нации нет такого влияния на неё человека, который умер почти 800 лет назад.

- И что бы он сказал, если б воскрес и увидел ваш фильм?

- Чингисхан был очень терпимым человеком. И в религиозном плане, кстати, тоже: никого не заставлял отрекаться или принимать другую веру... А смотреть про себя картину всегда странно. Но я думаю, он бы не осудил.

- Далай-лама говорит про три яда, где первый - страстное желание. Вы считаете, что надо следовать традициям и правилам тех, к кому пришел. Но как снимать кино с холодной головой?

- Конечно, надо отнестись с уважением к этим людям, к их культуре, к их религии. И своя режиссерская позиция должна быть, как и страсть к делу. Поэтому в деле я был очень жёсткий. В самой Монголии, кстати, мы не стали снимать, потому что с монголами не нашли общиего языка. Зато после того как мы закончили, из Монголии раздался звонок - президент захотел с нами встретиться. Когда мы приехали, я ему показал фотографии, кусочки съёмок, - а у нас потрясающие монгольские дети снимались, главная героиня - студентка факультета журналистики из Монголии, да и президент Монголии окончил Литературный институт в Москве, у него замечательный русский язык, - и он всё понял. В разговоре кто-то из монголов сказал: «Чего-то не хватает-- степей, зелени, травы монгольской». Президент говорит: «Какая трава? У мальчика отец умирает. Конечно, там пыль должна быть, песок - библейское начало». Меня это очень порадовало. Я уверен, что когда искренне что-то делаешь, всегда всё налаживается и находишь общий язык.

Фото сайта kinokadr.ru