История вещей, людей, страны...

Елена ПИКЕЛЬНАЯ

В областном историко-краеведческом музее работает выставка, приуроченная к его 105-летию

1 августа главный музей Костанайской области отметил очередную юбилейную дату - 105 лет со дня основания. К сожалению, расположившуюся в фойе экспозицию, дающую представление о разных периодах истории нашего региона, можно увидеть только в режиме онлайн. «НГ» предлагает нашим читателям совершить небольшую виртуальную экскурсию в музей.

Популярные у населения предметы мебели изготоваливались в артелях

Многие экспонаты выставки «Энциклопедия музейных предметов» у людей старшего возраста вызовут чувство ностальгии. Первыми бросаются в глаза обычно более крупные объекты. Здесь среди прочих вещей есть очень узнаваемые предметы мебели: комод и этажерка. Массивный комод из настоящего дерева, а не какого-нибудь ДСП, был не во всяком доме. Вещь сделана основательно и вместе с тем довольно аккуратно, явно не всем была по карману. А вот легкие, удобные этажерки встречались часто в домах советских граждан.

- Этажерки как вид мебели распространились с 19-го века, - говорит заведующая отделом научно-исследовательского обеспечения региональной истории Галина САТАЛКИНА. - Только тогда они были более изысканные. Начиная с 50-х годов прошлого века этажерки становятся очень популярны среди населения и у нас. Только делать их в тот период стали более простыми, стандартизированными. Очень способствовал их популярности книжный бум. Позже личные библиотеки стали перекочевывать в книжные шкафы, популярность этажерок сошла на нет.

Солидный комод оказался вовсе не фабричного производства. С 1920-х годов и практически до целинных времен изготовлением мебели занимались артели. Мебельное ремесло, как сообщила Галина Алексеевна, для наших мест стало вполне распространенным, и мастеров, делавших кустарную мебель, было в области немало. Комод - необходимый предмет в доме, ведь он позволял аккуратно разложить и системно хранить постельное белье, одежду и прочие вещи. Представленный на выставке комод сделан в 40-х годах и наверняка претерпел не один переезд. Он немного потерял лоск и местами выглядит побитым жизнью, но, несомненно, современная мебель не сравнится с ним в крепости и долговечности.

Рядом с комодом стоит столик на фигурной ножке с тремя опорами. Столик тоже, как определили сотрудники музея, кустарной работы, об этом говорит составная столешница. Будь столик фабричным, наверняка столешница была бы цельной. Найден этот экспонат во время этнографической экспедиции в селе Павловка Тарановского района (ныне район Беймбета Майлина). В бывшем купеческом доме некоторый отрезок времени размещался школьный общественный музей. Потом наступили трудные 90-е годы, часть населения эмигрировала в Германию и Россию, музей пришел в упадок. Работники областного музея застали уже заброшенное помещение, где еще оставалось несколько поврежденных экспонатов. Этот самый столик валялся там же с одной отломанной опорой. Теперь вещь восстановлена и заняла достойное место в фондах. Детальная история этих вещей не прослеживается, поэтому они дают только общее представление о быте и вкусах людей, населявших нашу область.

Столовый стул из дуба - предмет кустарного изготовления

В музее много предметов, каждый из которых несет на себе память нескольких поколений. Иногда предметы переходили из рук в руки, поэтому трудно восстановить историю их бытования, сказать о них что-то особенное, живое.

Самые интересные экспонаты - история которых прослеживается достаточно четко благодаря тому, что попали вещи в музей не через четвертые руки, а переданы частными лицами. Представьте, живет семья, сменяются поколения, вещи переходят от предков потомкам с рассказами, как все было, чем дышали, о чем думали, на что надеялись. В какой-то момент такие вещи вырастают из роли «бабушкиного сундука» или «дедушкиного ножика» и их просто необходимо передать на хранение в музей. Естественно, что вся история, пусть и не в подробнейшем изложении, отображается в документах, которые отныне будут сопровождать эти экспонаты.

Такие вещи, с историей, переданы музею семьей Третьяковых. После революции волна эмиграции разделилась на потоки, один из которых устремился в Китай. В Харбине была большая община бежавших из России от ужасов революции и Гражданской войны.

С этим плетеным чемоданом семья Третьяковых приехала в СССР из Харбина

- Третьяковы в Китае были хорошо устроенными людьми, - рассказывает Галина Саталкина. - Преподаватели российской словесности в Харбинском университете - это люди с хорошим образованием, высоким достатком и определенным статусом в обществе. Даже их плетеный дорожный чемодан с металлической оковкой говорит об обеспеченности, как и остальные предметы. Вот их столовые приборы, произведенные в Германии, в Золингене. Золингеновские приборы мог позволить себе не каждый, они делались из высококачественной хром-никелевой стали, не подверженной коррозии. Такие столовые приборы, как эти, выпускали начиная с 1924 года. Ясно, что приобретены они были уже в эмиграции. И это еще раз подтверждает хороший уровень жизни Третьяковых в Китае.

Золингеновские столовые приборы - мировой бренд, далеко не каждый мог позволить себе такие

В комплексе вещей семьи Третьяковых есть и чисто китайские вещицы. Проживая в чужой стране достаточно длительное время, начинаешь впитывать ее культуру, чувствовать стилистику национального быта. Тогда и приобретаются типичные для места проживания вещи, которыми не только хочется украсить свое жилище, но и забрать с собой на память, если вдруг придется уехать. Третьяковы, вернувшись из Китая уже в СССР, привезли и такие предметы. На выставке - покрытая голубой глазурью фарфоровая карандашница в виде карпа. Карп в Китае - почитаемая священная рыба Тай, символ стойкости, выносливости, упорства в достижении цели. Во времена послевоенной дружбы СССР и Китая всяческие вещички и предметы посуды в виде карпа были во многих буфетах и сервантах советских людей. Но такого карпа-карандашницы, какой выставлен в нашем музее, возможно, больше нигде в СНГ нет.

Возможно, другой такой карандашницы-карпа в СНГ нет

Еще две китайские вещи, на которые стоит взглянуть, - деревянная ваза с изображением китайского дракона и костяной веер. Веер, к сожалению, нельзя развернуть, он имеет весьма почтенный возраст и не все скрепляющие его детали в целости. Но даже в сложенном состоянии он выдает статус своей владелицы, которая имела возможность бывать на светских мероприятиях вроде балов или оперных спектаклей. Об этом же свидетельствует и переданный музею семьей Третьяковых фрак с фрачной рубашкой тонкой работы. Такой костюм мужчина не носил каждый день, это очень дорогостоящая парадная одежда. Можно предположить, что после приезда в СССР поводов надевать фрак у его хозяина было совсем немного. А может, и вовсе не было. Но эта вещь все же бережно хранилась в семье, несмотря на все лихолетья, и в великолепном состоянии была передана в областной музей.

Этот фрак - свидетельство высокого статуса своего владельца

 Фото автора