Людей нужно вовлекать в управление

Евгений ШИБАРШИН

Политолог Андрей Чеботарев - о ходе политических реформ в Казахстане

 24 января на расширенном заседании Правительства РК с участием президента Касым-Жомарта Токаева подвели итоги социально-экономического развития страны за 2019 год. Премьер-министр доложил о результатах работы кабмина, которые выглядели неплохими. Однако глава государства эти итоги подверг жесткой критике и заявил, что «настало время перезагрузить подходы правительства». Более того, дал поручение составить программу по, «возможно, радикальной реформе экономики». Об изменениях в политике «НГ» предложила дать комментарий директору Центра актуальных исследований «Альтернатива» (Алматы), кандидату политических наук Андрею ЧЕБОТАРЕВУ.

 На расширенном заседании правительства 24 января президент Токаев заявил о необходимости проведения «глубоких экономических реформ» / Фото turantimes.kz

 Госаппарат сдерживает

- Андрей Евгеньевич, президент в Послании народу Казахстана сказал, что «успешные экономические реформы уже невозможны без модернизации общественно-экономической жизни страны». Не получится ли так, что радикальные преобразования в экономике начнут без политического подкрепления?

- Такую жесткую связь не стал бы проводить, так как в своем большинстве заявленные Касым-Жомартом Токаевым политические и экономические преобразования друг от друга не зависят. Другое дело, что президент и его ближайшее окружение, во-первых, объективно заинтересованы в их синхронном проведении. Это будет способствовать поддержанию атмосферы изменений в условиях пока еще незавершенного транзита власти и легитимности руководства страны. А во-вторых, для них еще более важно использовать соответствующие реформы в интересах выстраивания качественно новой системы управления страной. Пока в казахстанской политике сохраняется участие Елбасы, нет четкой ориентации госаппарата на всех его уровнях относительно выполнения решений и поручений сверху.

Став президентом, Токаев не может, как Назарбаев, использовать неформальные механизмы воздействия на разные группы влияния и высокопоставленных чиновников. Поэтому ему с помощью реформ необходимо укреплять свои собственные позиции в политической системе страны.

 - А как работу аппарата сделать эффективной? Заменить кадры на ключевых постах? Сократить надуманные процедуры? В сложившейся за многие годы системе любой реформатор будет предлагать много хороших идей, но не двигаться вперед даже на полшага. Не получается ли так и у Токаева?

- В кадровых вопросах относительно персон, входящих в номенклатуру руководимым Елбасы Советом безопасности, глава государства пока еще ограничен. Но в ряде министерств, агентств и регионов он поменял руководителей.  Кроме того, сформирован молодежный кадровый резерв, представители которого уже приглашаются на госслужбу. Самое главное, что президент, по сути, запустил процесс перезагрузки политической системы Казахстана. В частности, заявлена концепция «Слышащего государства», ужесточены антикоррупционные требования к чиновникам. Параллельно инициированы преобразования в сфере мирных собраний, партийной среде, уголовном законодательстве. Создается психологический эффект, который постепенно может заставить госаппарат отказаться от привычных недостатков и работать, особенно с обществом и его институтами, по-новому.

 Есть ли план реформ?

- Пока получается так, что госаппарат сам себя реформирует, а общество имеет лишь небольшой набор инструментов для воздействия на него. Это оттого, что нет четкого плана политических реформ или модернизация госслужбы обозначена первоочередной?

Андрей Чеботарев: «Самое главное, что президент запустил процесс перезагрузки политической системы Казахстана» / Фото ural-eurasia.ru

- Основные направления политического реформирования на ближайшее время президент в прошлом году обозначил и в своем Послании народу, и на двух заседаниях Национального совета общественного доверия. В реальности этот процесс будет развиваться поэтапно, что обусловлено следующими основными моментами.

Во-первых, нужно соблюсти установленные официальные процедуры, связанные с разработкой и обсуждением необходимых проектов законов и подзаконных актов. Причем уже сейчас на уровне правительства некоторые мои коллеги по Нацсовету сталкиваются с пробуксовкой в рассмотрении различных вопросов социально-экономического характера. А политические вопросы к тому же придется выносить на рассмотрение парламента, где у депутатской фракции «Нур Отан» по ним может быть своя позиция. Хотя у президента есть конституционные полномочия определить соответствующие законы приоритетными, чтобы их приняли достаточно быстро. Но захочет ли он прибегнуть к ним, пока не известно.

Во-вторых, что еще более важно, это постепенный отход Нурсултана Назарбаева от влияния в процессе управления страной. Хотя здесь все достаточно непредсказуемо. Показателен, в частности, в этой связи переход анонсированного в прошлом году съезда «Нур Отан» в формат расширенного заседания политсовета партии. Хотя ожидалось, что на съезде будут решены важные политические вопросы. В том числе не исключалось, что партия будет передана под председательство главе государства в качестве очередного этапа транзита власти. Теперь же этот вопрос отложен на неопределенное время.

 Началась законотворческая рутина

- По этой причине и вопросы, связанные с изменениями партийной системы и механизма формирования мажилиса, не вытаскиваются на поверхность?

- Вопрос по партиям уже поставлен и будет так или иначе решаться. Просто сейчас надо заниматься конкретикой: разрабатывать и обсуждать проекты закона с соответствующими поправками. Скорее всего, это поручено профильным министерствам и, возможно, Центризбиркому.

 - В СМИ чаще обсуждается тема упрощения порядка проведения митингов. Она действительно накипела или кому-то хочется быстрее получить инструмент для смены власти?

- Изменение законодательства по мирным собраниям было инициировано как ответ на серию массовых акций протеста, прошедших в ряде городов страны в прошлом году. Сейчас протестная активность в обществе несколько стихла, но посмотрим, что еще будет весной. Действующий закон по данной теме очень сырой и носит максимально запретительный характер. Однако в текущих условиях участники митингов и иных акций протеста его откровенно игнорируют. Поэтому власти стремятся сделать процесс проведения митингов, пикетов и т. п. более-менее контролируемым и заодно снизить накал страстей в политической жизни. Действовать же запретами, как раньше, - значит вызвать у людей еще большую агрессию. Так что заявленное изменение - правильная и адекватная мера. Теперь главное - обеспечить его принятие.

 - При всем многообразии направлений, в которых нужны радикальные перемены, с чего, на ваш взгляд, надо начинать. Где то пресловутое звено, потянув за которое можно вытягивать всю цепь обновления?

- Мне представляется, что в качестве ключевого акцента нужно брать развитие местного самоуправления. Прежде всего, отделить местное самоуправление от местного госуправления. У нас до сих пор нет действенных институтов местного самоуправления, а их функции призваны выполнять акимы и маслихаты. Однако людям следует дать возможность не просто быть зрителями каких-то формальных мероприятий органов власти, но и самим участвовать в решении местных вопросов и ощущать результаты этой своей деятельности.