Суверенитет экономике РК вернет Россия

Евгений ШИБАРШИН

Петр Своик - о заявлении президента Токаева по поводу «нового экономического курса»

Президент РК Касым-Жомарт Токаев на расширенном заседании правительства заявил, что нужно подготовить «программу глубоких, возможно, радикальных реформ экономики страны», и вообще, Казахстану «нужен новый экономический курс, который даст видение ключевых проблем и методов их решения». Прокомментировать основные положения этого выступления «НГ» предложила известному экономическому и политическому аналитику Петру СВОИКУ.

 Повторение пройденного

- Петр Владимирович, глава государства назвал основные направления нового курса. Насколько они реальны и так ли уж они глубоки?

Петр Своик: «Новый экономический курс требует прежде всего смены политического формата» / Фото из личного архива П. СВОИКА

- Премьер-министр отчитывался о том, на чем сейчас держится экономика Казахстана и вообще вся система власти. В его отчете недостатки не назывались. Президент реагировал не на то, что звучало, а зачитал заранее заготовленное выступление, которое содержало перечень нерешенных проблем. Как решать проблемы, там не говорилось. Было предложено правительству составить к 15 мая программу «глубоких реформ» и «нового экономического курса».

Понятно, что правительство будет реагировать именно на тот перечень проблем. Будут ли это действительно глубокие, возможно, радикальные реформы? Однозначно, нет. Правительство все эти проблемы перечислит и даст те же неэффективные, неисполнимые рецепты, которые уже не раз давало.

Надо заметить, что Токаев ничего нового не сказал. Если поднять послания президента за последние 15 лет, там найдем то же самое. А если еще поднять дорожные карты, которые правительство составляло во исполнение посланий президента, в них найдем все то, что правительство сможет предоставить к 15 мая.

Поэтому самое главное - это понять, в чем состоит этот самый новый курс. На мой взгляд, новый курс нужен именно потому, что нынешний себя исчерпал. Так, по базовым для нашей экономики параметрам экспорта-импорта и ВВП в долларах результаты 2019 года у нас повторяют итоги… 2010 года. Причем при тех же внешнеэкономических результатах за эти 10 лет положение усугубилось: обслуживание внешнего долга и вывоз иностранными инвесторами доходов на свои инвестиции существенно увеличились. То есть у этого курса продолжения нет. А новый требует прежде всего смены политического формата. Я имею в виду переход от суверенного формата к евразийскому. Только в этих рамках новый курс может стать реальностью.

 Дистанцироваться от правительства

- Это, наверное, за пределами компетенции правительства…

- Кабинет министров не может этого сделать по определению. Премьер-министр не скажет, что все, чем он и его предшественники в правительстве занимались более 20 лет, себя исчерпало и надо менять политическую и экономическую модель. Президент Токаев сам по себе этого тоже сказать не может. Даже если это понимает. Он в таком случае отрывает себя от правящей и экономической систем, превращаясь как минимум в чудака. Главная задача президента сейчас - получить некие дополнительные точки опоры, которые могли бы генерировать и обосновывать необходимость нового экономического курса. Чтобы он на них мог ссылаться. Поэтому главное, на мой взгляд, что сказал Токаев на этом заседании, - это создание Центра анализа и мониторинга социально-экономических реформ. Ему нужен такой институт. Сможет он его сделать достаточно независимым, чтобы тот мог объективно оценивать правительство и формировать новые идеи, это вопрос. Но если такой центр не появится, то президент неизбежно и автоматически становится заложником не просто правительства, но и всего прежнего курса.

Второй институт, который в качестве точки опоры можно было бы использовать, - это Национальный совет общественного доверия. Он уже создан, но его нужно институализировать. Если Центр анализа и мониторинга - это структура, которая должна будет соединить, но одновременно и дистанцировать президента и исполнительную вертикаль, то Национальный совет хорошо бы преобразовать в постоянно действующую Общественную палату. Для коммуникации главы государства с гражданским обществом.

Для этого нужно само гражданское общество структурировать. Сейчас это массы «НПОшек», «прикормленных» либо иностранными грантодателями, либо местными властями. Мы знаем лишь несколько авторитетных НПО, которые уже много лет работают. Но все они на иностранном финансировании. А правильно сделать так, чтобы на любое социальное обязательство государства перед населением со стороны общества возникала ответная партнерская структура. Будь это проблемы пенсионеров, образования, здоровья людей и другие, по ним должны создаваться республиканские общественные объединения. Они-то и должны делегировать своих представителей в Общественную палату, с которой президент будет взаимодействовать. Плюс, конечно, профсоюзы, если не поднять их до уровня реального партнерства с работодателями и правительством, никакого улучшения благосостояния работающих казахстанцев не дождемся.

И у Центра анализа и мониторинга, и у Общественной палаты должны быть собственные функции, которые они выполняли бы на постоянной основе. Например, центр мог бы готовить национальные доклады по исполнению правительством посланий президента и государственных программ, готовить наработки стратегии на 10-15 лет вперед. Общественной же палате хорошо бы готовить национальные доклады «Об образовании», «О здравоохранении», «О социальном и пенсионном обеспечении», «О ценовой и тарифной политике» и «Об экологии» с выводами и рекомендациями президенту, парламенту и правительству. Через такие правильно выстроенные амортизаторы президенту лучше взаимодействовать с правительством. А не напрямую, как это делал Елбасы все 30 лет правления. С ним такая связь работала, но вряд ли Токаев должен превращаться в нового Елбасы. Другие времена, другие люди и требующие решения задачи.

Если таких экспертных и общественных точек опоры не будет, Токаев 15 мая неизбежно согласится с правительством и будет нести ответственность за всю экономическую модель. А она выдохлась, скукожилась, и у самого президента в этом смысле не будет перспектив.

 Модель менять

- Некоторые эксперты утверждают, что новый курс уже провозглашен. Раньше, дескать, в центре экономической политики государства стояло создание условий для бизнеса, который должен был обеспечить благосостояние граждан. Теперь в центре - забота о человеке, который может создать бизнес, чем и обеспечивает процветание общества. Это формула не надуманная?

- Может быть, и не надуманная. Нужно исходить из того, что главная проблема внутренней экономики - малая загрузка производств из-за недостаточного спроса. Но даже от правильной перестановки слагаемых сумма не увеличивается. В нашей экспортно-сырьевой экономике слишком большая часть общего экономического ресурса вывозится, слишком малая остается для внутренней экономики и населения. Сейчас, когда модель топчется на месте, внутреннего ресурса тем более не хватает. Возможно, правительство ухватится за эту формулу, ему ведь надо представить президенту «новый экономический курс» и «глубокие реформы». На самом деле речь не о том, на что (на производителей или на покупателей) должно нацеливать бюджетный и иной государственный ресурс правительство, а о недостаточности самого этого ресурса.

Увеличить ресурс за счет быстрого расширения той же модели уже не получится - добыча нефти, производство черных и цветных металлов близки к возможному, надо перераспределять внутри модели. Перераспределять есть что. Три четверти национального богатства Казахстана не наше, оно вывозное.

 - Вы считаете, что к новой экономической модели Казахстан должен перейти через смену подходов в распределении национального богатства?

- Отличительная особенность экономики Казахстана заключается в том, что она, во-первых, работает на вывоз сырья из страны, во-вторых, на завоз в Казахстан готовой продукции с внешнего рынка, в том числе на две трети для того же сырьевого экспорта. И, в-третьих, на импорт иностранных кредитов и инвестиций и на экспорт доходов от них. То есть, по крайней мере, две трети экономики Казахстана - не казахские. Как по владельцам, так и по получателям доходов. Причем все это состоялось в очень сложные кризисные годы, винить Назарбаева в том, что он отдал неказахам главные сырьевые богатства Казахстана, трудно. В те времена, наверное, по-другому нельзя было.

Но сейчас ресурсы для дальнейшего развития можно получать только за счет перехода на ту модель, которая способна оставлять большую долю национального богатства в стране. А можно ли это сделать внутри Казахстана, опираясь только на него? Нет, конечно. Понятно, что эту систему нужно подводить под более широкий формат - под Евразийский формат. Россия в свое время сломала попытку передать нефтянку иностранцам через Ходорковского. Был шум до небес, но Путин тем не менее на это пошел. У него хватило политического ресурса. Возвращение казахской экономики под казахский суверенитет можно сделать только с помощью Москвы.

И еще. Сейчас любая экономическая система имеет наднациональный характер. В современном мире нет ни одной страны, которая была бы суверенной во всех смыслах. Современный человек потребляет столько товаров и услуг, сколько не производят в одной стране. В этом смысле нынешний суверенитет Казахстана - это стопроцентное отсутствие суверенитета. Если казахи хотят быть замкнутыми, тогда имейте не больше трети от как бы национальной экономики и живите на нее. Вставленным в «вывозную» модель правящим кланам этой части хватит, а в целом Казахстану - категорически нет.

Евразийский формат, который сейчас перед новым стартом, - это не возврат в СССР. Глобальный мир сейчас фрагментируется на крупные блоки. В Евразийский блок, по всей видимости, войдут не только бывшие республики СССР, но, например, и Турция. Вполне возможно, что в будущем Евразийском Союзе будет две столицы и два центра влияния - Москва и Стамбул.

Или тот же Узбекистан, взявший курс на вступление в ЕАЭС. Экономика там меньше по ВВП, но зато в ней почти нет «вывозной» иностранной части, а вот населения в два раза больше. И уровень благосостояния сильно меньше нашего, им есть что наверстывать!

Одним словом, чем больше мы будем дожидаться, когда все произойдет без нас, тем менее важное место мы рискуем получить.