В тесных объятиях транзита власти

Евгений ШИБАРШИН

Каким видится 2019 политический год с высоты наступившего 2020-го

В первые дни нового года принято строить прогнозы на ближайшее будущее. В таких случаях модно обращаться к услугам астрологов с их намеками на грядущие события, логику которых определит география звезд на небосводе. Из-за расплывчатости предлагаемой в таких случаях картины оспаривать ее туманные контуры нет смысла. В политике продуктивнее оценить возможное влияние на течение 2020 года того русла, которое намылось перипетиями предыдущего периода. В этом смысле прошлый год для Казахстана оказался многообещающим.

Скрепы еще сильны

Речь идет, конечно, о начале так называемого постназарбаевского периода. Отметим, что Казахстан в 2019 году так и не переступил через порог, после которого страна обязательно должна оказаться в совершенно ином мире.

На втором заседании НСОД Токаев предложил обществу «первые шаги» реформирования / Фото indepalace.kz

Во-первых, Нурсултан Назарбаев хотя и уступил добровольно президентское кресло другому человеку, но по-прежнему занимает ключевые посты, позволяющие реально влиять на стратегическую политику государства. Во-вторых, будем объективны - этот человек за 30 лет своего непрерывного правления сформировал в Казахстане притертую под определенные принципы государственную систему, видоизменить которую в краткие сроки невозможно. Даже если это кому-то сильно захочется.

Скрепы заложены не только в сложившейся политической системе управленческой вертикали, где власть чиновников надежно опирается на традиционный консерватизм бюджетников. Дело еще в том, что любые попытки радикальной трансформации общества чаще всего перерастают в катастрофическое разрушение, в чем подавляющее число казахстанцев сейчас кровно не заинтересовано. Прежде всего потому, что в социальной структуре сформировались мощные людские пласты, которые не хотят очередных общественных потрясений. Дадут ли им новые порядки какие-то преимущества, еще неизвестно. Но то, что в результате очередной демократизации можно потерять все нажитое во времена авторитаризма Назарбаева, они чувствуют каждой клеткой своего мозжечка, помогавшего сохранять равновесие в условиях дикого рынка.

Но даже при всех вышеназванных условиях сам по себе переход президентских полномочий от Нурсултана Назарбаева к его преемнику оказался стержневым для всего происходящего в Казахстане в 2019 году.

Час настал

Начался год с трагедии. Она случилась в ночь на 4 февраля и, казалось бы, прямого отношения к смене власти в Казахстане не имеет. В одном из столичных жилых массивов загорелась времянка. В результате погибли пятеро детей, самому младшему не было и года. ЧП не осталось незамеченным казахстанцами. Не только по причине трагичности последствий, но и из-за обстоятельств, ему способствующих. Родители детей в ту ночь зарабатывали на жизнь и поэтому оставили их без присмотра. И жилье явно не годилось для семьи с кучей малолетних детей.

Передачу власти в Казахстане Касым-Жомарт Токаев назвал «политической инновацией» / Фото tengrinews.kz

21 февраля президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ заявил, что отправляет в отставку правительство, которому, на его взгляд, не удалось создать реальные стимулы для роста экономики и благосостояния казахстанцев

- Сегодня я принимаю важное решение для нашей страны. Социально-экономическая ситуация в предыдущие годы была стабильной. Это, безусловно, положительный момент. Но этого недостаточно для нынешнего времени, - пояснил глава государства.

Если посмотреть статистику экономики Казахстана того периода, то она демонстрировала показатели не хуже предшествующих правительств. Другое дело, что в динамике уровня жизни населения шел обратный процесс. Назарбаев отметил: несмотря на принятые госпрограммы и выделенные для их реализации ресурсы, «реальные доходы населения не увеличиваются», а «доля расходов на продукты питания в бюджете семей растет».

- На все это накладывается неумение работать с населением со стороны членов правительства, министров, акимов, выслушивать их проблемы, разъяснять проводимую работу и политику, - добавил президент.

После этих слов невольно напрашивался вывод: не в этой ли оценке главная причина отставки кабинета Бакытжана Сагинтаева, проработавшего на посту главы правительства чуть более двух лет? Гибель детей всколыхнула протестные настроения, которые нужно было как-то смягчить. Почему бы под эту цель не отдать в жертву правительство?

Однако в экспертном сообществе такое объяснение не прижилось. Известный аналитик Петр Своик, например, в интервью «НГ» выдвинул другую версию. На его взгляд, Назарбаеву легче было под новое правительство в очередной раз «распечатать» Национальный фонд.

И действительно, в том же заявлении президент пообещал:

- На ближайшем съезде партии «Нур Отан» я предложу ряд мер по усилению социальной поддержки и повышению качества жизни людей, на что будут выделены немалые средства из бюджета и Национального фонда.

При чем тут, спрашивается, передача власти Касым-Жомарту Токаеву? На мой взгляд, и отставка правительства, и последующее выделение средств из Нацфонда работали на одну цель - создать необходимые условия для реализации первоочередных социальных мер, чтобы сразу же закрепить авторитет преемника Назарбаева.

О смене приоритетов экономической политики Назарбаев заявил еще 5 октября 2018 года в своем Послании «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Трагедия многодетной семьи 4 февраля 2019 года наглядно продемонстрировала, что от провозглашенных деклараций до реальных дел - слишком большое расстояние. Для этого нужны немалые деньги, а экономика находится в таком состоянии, что ожидать от нее поступления дополнительных ресурсов в ближайшее время - дело безнадежное.

Скорее всего, Назарбаев это понимал, поэтому смена главы правительства для него играла какую-то другую роль. Вполне возможно, что целью этой кадровой подвижки вместе с безотлагательным выделением дополнительных денег из Нацфонда была подготовка к передаче верховной власти. Данная процедура объективно была неизбежна, и, как говорят эксперты, звезды на тот момент расположились именно так (читай, объективные и субъективные причины), что дальше тянуть уже некуда. О состоянии здоровья Нурсултана Назарбаева говорить ничего не буду, потому что не знаю об этом, но инерция втянутости его во внешнеполитические дела известна. Она оказалась настолько сильна, что для занятий внутренними проблемами, которые в последнее время заметно обострились, самое время было привлечь другого человека. Больше всего на эту роль подходил Токаев, которого Назарбаев давно уже готовил себе в преемники. И этот час настал.

«Ничем не запятнан»

Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ долгое время обитал в кабинетах высшего эшелона власти, поэтому наверняка досконально изучил ближний круг первого президента Казахстана и внутренние пружины карьерных передвижений. Его оценка причин выбора Токаева на пост главы государства, на мой взгляд, очень близка к истине. 25 декабря, отвечая на этот вопрос автора программы «Байтасов LIVE» на радиостанции Business FM, Ертысбаев, в частности, заявил:

- Назарбаев подошел к этому вопросу как государственный муж. Он выбрал интеллектуального человека, который владеет несколькими языками. Та командировка в ООН, когда Токаев стал заместителем генерального секретаря организации, наверняка была тщательно продумана Назарбаевым еще тогда. Токаев получил огромный опыт. Его знают практически все 192 страны - члены ООН. Токаев - один из немногих из ближайшего окружения Елбасы, который абсолютно ничем не запятнан. Если бы у него были бы какие-либо темные моменты, связанные с коррупцией или другими схожими вещами, он бы никогда не стал заместителем генсека ООН.

Возвращаясь к теме февральской отставки правительства Сагинтаева, есть смысл высказать еще одно соображение о ее причинах. Мне представляется, что ссылка на то, что в его работе чего-то там было недостаточно, сделана с большим натягом.  Равно как и объяснение необходимостью облегчить принятие решения о «распечатывании» Национального фонда.

К этим мотивам напрашивается еще один. Он исходит из особенностей человеческого характера Касым-Жомарта Токаева.

Некоторые эксперты ранее обращали внимание на интеллигентность преемника первого президента. Дескать, она более востребована на дипломатической работе, чем на должности главы государства, в котором немало потенциальных претендентов на власть, ждущих своего часа. Для ведения дел с коллегами из других стран Токаеву эти качества были в самый раз. Но только не для решения накопившихся внутренних проблем. Тут по устоявшимся в нашем обществе стереотипам более подходит образ волкодава. Нурсултан Назарбаев, на мой взгляд, решил компенсировать интеллигентность Токаева управленческой твердостью Аскара Мамина, назначив его на пост руководителя правительства. Ничего особенно нового в экономику после Сагинтаева Мамин, скорее всего, не внесет, но хотя бы обеспечит эффективное освоение огромных денег, выделенных из Нацфонда на социальные нужды. Тем и подкрепит авторитет президента № 2 не только на ближайшее время, но и, вполне возможно, для переизбрания на второй срок.

А деньги в эту сферу направлены немалые. В ближайшие 3 года запланировано: 2,8 трлн тенге - на финансирование гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, по 250 млрд тенге - на перезагрузку государственной финансовой поддержки малого и среднего бизнеса, а также на обеспечение чистой питьевой водой и водоотведение, 240 млрд тенге - на предоставление жилья многодетным малообеспеченным семьям.

Вообще, меры по поддержке многодетных малообеспеченных семей, запущенные, к сожалению, не искренними переживаниями чиновников за боль рядовых граждан, а трагической гибелью детей в Астане, превратились в стержень политики новой власти. Именно они, как скелет, начали обрастать плотью других социальных и политических подвижек. На высоком уровне актуальным вдруг стало обсуждение возможности свободного проведения митингов и упрощения процедуры создания политических партий. Оказалось, что высокие чиновники не прочь обсуждать и меры, направленные на повышение честности выборов и создание реальной оппозиции в Парламенте. Созданный при президенте Национальный совет общественного доверия (НСОД) на первом заседании вывалил множество наболевших вопросов, которые различным ведомствам пришлось сортировать по законодательным ячейкам до конца года.

20 декабря на втором заседании НСОД Токаев продемонстрировал такую широту охвата проработкой накопившихся в стране проблем, что многие эксперты, участники этого совещания, признались, что не были готовы к оперативной реакции на услышанное.

О двоевластии

Отдельная тема - утверждение Токаевым себя во властных полномочиях. Самая главная проблема - как вписать президентство в новую схему управления государством с наличием Лидера нации. Преемник Назарбаева свое правление начал с самого главного - утверждения собственной легитимности. Для чего и рискнул пойти на досрочные президентские выборы.

2019 год для Казахстана стал уникальным по количеству протестных акций / Фото Радио «Азаттык»

Получилось. Однако тема двоевластия из уст экспертов стала звучать все чаще. Ситуация усугублялась еще и тем, что в стране все это время шли несанкционированные акции, на которых процедура передачи власти подвергалась жесткой критике. Их организаторов правоохранительные органы привлекали к ответственности, но на звучавшие там обвинения надо было как-то отвечать.

Нурсултан Назарбаев давно уже ответил на обвинения в двоевластии выделением средств из Нацфонда под социальные нужды. Их успешное разрешение как раз и направлено в том числе на укрепление властного авторитета его преемника. Сам Токаев по поводу передачи власти по схеме «Назарбаев - Токаев» в интервью корреспонденту Deutsche Welle назвал ее «в некотором роде политической инновацией».

- Порой я прошу его совета как человека, умудренного огромным опытом государственного управления, - продолжил Токаев. - Поэтому, в принципе, у нас нет так называемого тандема. И он сам говорил, что здесь нет двоевластия, у нас нет тандема. Есть законно избранный президент. Недавно в ходе встречи с партийными руководителями Нурсултан Абишевич Назарбаев призвал всех объединиться вокруг нового президента. Я благодарен ему за это.

Пока второй президент Казахстана свои реформы называет «первыми шагами». Какими будут последующие, покажет 2020 год. Подвижек в сторону перехода к парламентской республике, скорее всего, не будет. В Казахстане по-прежнему будет слегка одемокраченная политическая система. Но после украинского опыта «революции достоинств» количество желающих иметь что-то подобное, похоже, сильно поубавилось.