Допустим, услышали. А дальше что?

Евгений ШИБАРШИН

Что мешает сегодня в Казахстане сделать государство для граждан

 Концепция «слышащее государство», которую в 2018 году предложил Нурсултан Назарбаев, а затем подхватил его преемник, выглядит очень привлекательно. У граждан любого государства всегда есть что сказать служивым людям, взявшим на себя обязанность управлять страной. Поэтому открытие множества каналов для перетекания народного мнения в начальствующие кабинеты можно только приветствовать. Другое дело, что с этим мощным потоком дальше делать. Будет ли он преобразовываться в энергию действия или его разобьют на мелкие ручейки, чтобы до чиновничьего уха доносилось только мирное журчание?

 «Не прошли согласования…»

Вопрос этот возник не на пустом месте. 19 сентября министерство образования и науки презентовало в мажилисе проект закона «О статусе педагога». Процесс подготовки этого документа можно без всяких натяжек брать в качестве образца реализации концепции «слышащего государства». Равно как и убедительное доказательство того, что не все слышимое обязательно услышано.

Евгений Шибаршин: «Словосочетание «сложившаяся система» для любого чиновника является магическим»

О разработке законопроектов «О статусе педагога» и внесении изменений в акты, регулирующие учебную нагрузку ученика и учителя, министерство образования и науки сообщило на своем сайте 22 октября 2018 года. К обсуждению этих документов ведомство пригласило педагогов, госорганы, родителей, всех заинтересованных граждан и юридических лиц. Законопроекты планировали передать в Парламент в январе - феврале 2019 года. Рабочая группа, подготовившая тексты этих документов, выехала в регионы для обсуждения с педагогами одного из вариантов законопроектов. Но не самого первого. Он включал в себя некоторые нормы, которые чиновникам из правительства показались слишком радикальными. Так родился второй вариант. Более приглаженный. Но и с ним пришлось еще поработать. Окончательный текст правительство утвердило лишь 27 августа.

На заседании кабмина разработчики сообщили, что им пришлось рассмотреть более 18 000 предложений педагогической общественности. Многие из них, связанные с материальными и нематериальными стимулами педагогического труда, в эти законопроекты вошли. Включили даже норму о возможности наложения штрафа в размере от 20 до 120 МРП на должностных лиц, которые будут заставлять учителей выполнять несвойственные им функции и требовать излишнюю отчетность. Для реализации предложенных мер государство готово дополнительно выделить на ближайшие три года 1,2 трлн тенге.

А вот статьи о выходе учителей на пенсию по выслуге лет там не оказалось. Несмотря на все попытки учителей доказать, что к установленному сейчас пенсионному возрасту они профессионально выгорают. Игнорирование животрепещущего для учителей предложения министр образования и науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ объяснил тем, что данная норма «не прошла согласования с заинтересованными госорганами». Пытаясь хоть как-то объяснить проявленную в этом деле «незаинтересованность заинтересованных госорганов», он не нашел ничего более убедительного, как сослаться на то, что «пенсионная система в Казахстане уже сложилась».

Хотя если судить по выступлениям министра на стадии общественной экспертизы данных законопроектов, он, скорее всего, был сторонником раннего выхода учителей на пенсию. Но словосочетание «сложившаяся система» для любого чиновника является магическим. Вносить бациллу сомнения или (страшно сказать!) осмелиться систему взломать может позволить себе только первое лицо государства.

Нечто подобное изначально произошло и с идеей принятия закона «О статусе педагога». Так бы и продолжали учителя безропотно выполнять «общественно значимые» поручения акиматов, убивать свое личное время составлением различных отчетов, если б Нурсултан Назарбаев не возмутился по этому поводу в своем Послании народу 5 октября 2018 года. Законотворческая суета чиновников от минобраза, обращенная к накопившимся проблемам в учительской среде, стартовала именно после окрика главы государства. Как будто руководство этого ведомства о них услышало первый раз.

И поехали они в школы расспрашивать педагогов и родительскую общественность. И много чего полезного после своих визитов внесли в упомянутые законопроекты. Но главное решили оставить за скобками. Потому как ломает систему, вдохновителем которой было то самое первое лицо. А оно по поводу ее взлома отмашку не давало.

 Нужна очередная трагедия?

Такое государство слушать граждан может долго и много, но услышит то, что посчитает нужным. И не обязательно по причине отсутствия денег на реализацию народных идей. Потому как, по оценке чиновников, государство лучше знает, что этому народу нужно.

Иногда, правда, случаются проколы. Когда жизнь народа взрывается трагедиями от накопившихся проблем. Надо ли было акимату столицы Казахстана и правительству ждать гибели пятерых детей на пожаре, чтобы вглядеться, как живут многодетные семьи с низкими доходами? Трагедия случилась в ночь на 4 февраля, а уже через сутки в министерстве труда и национальной защиты пообещали, что «меры по поддержке многодетных семей будут совершенствоваться». Еще через 10 дней к акиму Астаны в рамках недели открытых дверей пришли выяснять отношения более 100 многодетных матерей. Всего же в столице оказалось более 10 000 семей, имеющих 4 и более детей. Оказалось, что многие из них не имеют нормального жилья. Всем акиматам дали команду выявить такие семьи и в ближайшее время жилищную проблему для них решить.

Не скажешь, что государство многодетным не помогало вообще. Они получали адресную социальную помощь. Те, кто ее попросил. Да и помочь с трудоустройством им могли. Опять же, если бы обратились в соответствующие госорганы. Данная семья этого не делала. Родители сами поселились в какой-то халупе и работали день и ночь, чтобы выжить. В итоге дети на ночь остались без присмотра и погибли. И при чем тут, спрашивается, государство? Занимавшая в то время пост вице-министра труда и социальной защиты Светлана ЖАКУПОВА при рассмотрении причин этой трагедии в правительстве на вопрос, почему родители погибших детей в эту ночь были на работе, так и ответила: «Это их выбор».

Министерская дама даже не подозревала, насколько точно она выразила идеологию чиновников периода либерального реформирования всего и вся. Ей невдомек, что именно государство своими рыночными преобразованиями не оставило перед гражданами другого выбора, кроме как пахать круглыми сутками, чтобы прокормить свою семью.

Теперь государство решило, что пришла пора не только «слушать» своих граждан, но еще и «услышать». На первый взгляд, подвижки в этом направлении появились. Начиная с того, что Нурсултан Назарбаев, будучи главным идеологом рыночных преобразований в Казахстане, в свое время перешел от риторики о важности «человеческого капитала» к реальным программам «очеловечивания» общества. Этот подход активно поддержал и его преемник Касым-Жомарт Токаев.

Во-вторых, начато реформирование государственной службы в сторону повышения качества и доступности услуг, предоставляемых госорганами. За годы формирования института государственности независимого Казахстана наворотили столько бюрократических препонов, что ломать их придется десятилетиями.

В-третьих, начали вводить новые системы коммуникаций, делающие личный контакт граждан с чиновниками более доступным. В этом деле хорошим помощником стали новые технологии, позволяющие людям напрямую общаться даже с президентской администрацией, не выходя из своей квартиры.

 Лишь фигура речи

Все названные меры действительно из арсенала концепции «слышащего государства». Однако если вглядеться в них, то возникает ощущение некоторой иллюзорности. Будем откровенны: все это лишь способы обмена информацией между гражданами и органами исполнительной власти. В решении локальных вопросов и проблем отдельных граждан это в определенной степени помогает. Как этот процесс повлияет на реальную политику властей, большой вопрос. Даже в тех случаях, когда акиматы и министерства при подготовке своих решений инициируют процедуру изучения мнений экспертов и общества. Яркий пример из этой области - история с подготовкой проекта закона «О статусе педагога». Немало и других случаев, когда для этой цели создается рабочая группа с привлечением общественников, но через несколько заседаний интерес последних к обсуждению пропадает. По причине упорного продвижения своих идей чиновниками. 

Анализ удовлетворенности граждан ответами по их обращениям в государственные органы, проводимый на портале «Открытый диалог», показывает, что около половины граждан выразили неудовлетворенность. В Костанайской области, например, по поводу удовлетворенности ответом на обращение в местные исполнительные госорганы из 35 опрошенных отрицательно ответили 15, в Алматы из 186 «неуд.» поставили 83, а в Нур-Султане из 57 - 43.

Если говорить о категориях обращений, по которым граждане чаще выражают неудовлетворенность полученными от госорганов ответами, то в первой пятерке по активности в ответах (соответственно, и больше неудов.) оказались вопросы государственной службы, образования, финансов, органов внутренних дел и социального обеспечения.

Нужно ли доказывать, что для современного Казахстана это самые проблемные зоны? Поможет ли концепция «слышащего государства» в том виде, как ее пытаются сейчас реализовать, разрешить наболевшие проблемы? Сомневаюсь. Потому что пока создается только механизм выявления болевых точек. А дальше все неминуемо упрется в концепты политического устройства страны, которые в свое время были заточены под вполне определенные задачи. Какие именно, отдельная тема. Сейчас главное - не испытывать иллюзий. Словосочетание «слышащее государство» - пока лишь очень красивая и привлекательная фигура речи. Воплотить эту формулу в реальность без демократизации политической системы, способной автоматически транспортировать запросы основных социальных групп во власть, невозможно в принципе.

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА