Частные случаи в жизни кочевника

ng.ru, itogi.ru, utro.ru

Кассовые сборы «Иронии Судьбы-2» превысили сборы от «Дневного дозора»

До середины января самым успешным фильмом российского кинопроката считалась лента Тимура Бекмамбетова «Дневной дозор». Но ей пришлось потесниться: фильм «Ирония судьбы. Продолжение» уже принес своим создателям $35 млн. Только за первые выходные нового года, по сообщению РИА «Новости», картина собрала более $9 млн. и заняла восьмое место в мировом кинопрокате. Это лучший результат среди неамериканских фильмов. Между тем Бекмамбетов недавно «засветился» на кинорынке с очередным новым проектом -  голливудским. На презентации в московском гостиничном комплексе «Космос» был показан отрывок из его фильма «Особо опасен», где снимается Анжелина Джоли. Впереди, по его утверждениям, еще несколько американских работ. Впору говорить о «феномене Бекмамбетова».

Самый дорогой спецэффект

«Российская газета»  спросила режиссера, чем была привлекательна и опасна идея снимать продолжение культовой «Иронии судьбы».

  - Рязановская «Ирония» - это икона. Проект существовал в головах давно, мы его только обсуждали года четыре и постоянно откладывали, так как не знали, как это все нужно сделать. Но в конечном итоге решились.

  - Фильм будут сравнивать со старым, насколько бы вы этого хотели?

  - Избежать сравнений будет немыслимо, мы хотим и ждем их. Наш фильм - разговор с тем первым фильмом и продолжение той первой истории... 30 лет, которые пролегли между ними - это самый дорогой спецэффект, который у нас есть.

  - В первой «Иронии...» все было завязано на однотипном жилье, одинаковых домах. Время поменялось. А люди меняются?

  - Слабо. В этом все и дело. Я поймал себя на мысли, что снимаю все то же кино. Наша «Ирония...» на глубинном уровне ничем не отличается от рязановской. Люди остались прежними. Ираклий наш, как когда-то Ипполит, олицетворяет собой тип мужчины, за которым любая женщина почувствует себя, «как за каменной стеной». А Лукашины - это современные Иванушки-дурачки, с которыми очень рискованно связываться, но с которыми всегда интересно.

  - Как выбирали актеров?

  - Представителей старшего поколения уговаривали как могли. Честно говоря, это огромный подвиг - то, что они сделали. Я им всем страшно благодарен за то, что они согласились рискнуть и сыграть у нас. Прежде всего Рязанову. Он ведь фактически поставил свою подпись под нашей картиной и снова снялся в роли самого себя в самолете. И поэтому у нас в финальных титрах благодарность: «Эльдару Рязанову посвящается».

С молодыми все сложилось сразу. Костю Хабенского я знаю очень хорошо. С Сережей Безруковым давно хотел поработать. И, когда я только задумался об образе Ираклия, я сразу же подумал про него, потому что Ираклий - хозяин этого мира, а Сережа очень на него похож. А вот по поводу Лизы Боярской была большая дискуссия. Но когда я увидел материал из ее совместного фильма с Хабенским об адмирале Колчаке, увидел ее фотографии - я все для себя решил.

Штурм Голливуда

Создатели «Иронии судьбы-2» считают, что 2-годичный запрет на показ фильма по ТВ обеспечит ему завидную прокатную судьбу. У самого же Бекмамбетова на сегодня - это уже не главный проект текущей творческой жизни. Он был приглашен в Голливуд в качестве режиссера на 60-миллионный фильм «Особо опасен» (Wanted) с Анджелиной Джоли в главной роли. В марте фильм пойдет в американском прокате, в июле ожидается в России. Фанаты Бекмамбетова даже считают, что в сравнении с «попытками» Андрона Кончаловского и Сергея Бодрова-старшего это прорыв. Значит, американские продюсеры разглядели потенциал Бекмамбетова, несмотря на то, что в США его «Ночной дозор» со сбором в $1,5 млн. с треском провалился. Что думает режиссер о своей голливудской карьере? (Интервью было взято в начале его работы в Лос-Анджелесе). Бекмамбетов сообщил, что Wanted - это тоже фэнтези про простого американского парня, который открыл для себя другой мир, существующий рядом с нами. По приемам очень похоже на «Ночной дозор».

- Надо понимать, в Голливуде вас воспринимают как эксперта по фэнтези?

- «Ночной дозор» произвел здесь сильное впечатление как фильм, который снят за 4 миллиона долларов, а выглядит на все пятьдесят. Это подкупает продюсеров.

- Как в Голливуде относятся к пришельцам-чужакам?

- Все улыбаются, хотя я понимаю, что это ничего не значит.

- Вы свободно говорите по-английски?

- Не знаю, насколько правильно, но свободно. В Америке мало кто говорит правильно.

- За всю историю послевоенного кино ни один советский и российский кинорежиссер не застолбил себе место в Голливуде. Временный успех был у Кончаловского, потом затеплилась надежда, что преуспеет Сергей Бодров-старший. И все. Вы хотите занять вакантное место?

- Мест много, всем хватит (смеется). Не только режиссура, но и продюсирование, - вот что стабилизирует твое положение здесь. Я продюсирую несколько фильмов. Для студии Rogue делаю ужастик как продюсер и режиссер. Продюсирую для компании Focus полнометражный анимационный фильм «Девять» режиссера Шейна Аккера. Есть и другие проекты. Я много чего затеваю.

- Про вас уже вовсю пишут, что вы «штурмуете Голливуд»...

- Я штурмую высоты, которые существуют в моем сознании. То, что они совпали с холмами, на которых видна огромная надпись Hollywood, это стечение обстоятельств. Здесь просто возможностей много, а так... Я бы и в Москве то же самое делал. Во времена Кончаловского и Бодрова в России было тухло, и в Америку наши везли свой внутренний провинциализм. А сейчас в России все очень бодро.

Третий «Дозор»

Нет сомнения, что именно «Дозоры» открыли Бекмамбетову дорогу в Голливуд. И последняя часть трилогии «Сумеречный дозор» должна сниматься именно там, права на экранизацию купила студия Fox.

«...Третий фильм станет завершением трилогии, но ознаменует собой неожиданный поворот сюжета. Действие будет происходить в Америке, а не в России, - рассказывал в интервью режиссер, - это продолжение, но уже с новыми персонажами. Это копродукция США и России, студии Fox и Первого канала... Поскольку она обращена к американской и вообще западной аудитории, будут задействованы актеры, чьи имена там хорошо известны и любимы... Анонсированный бюджет - не менее 50 миллионов долларов. При таком бюджете реально участие актера, который стоит не менее 10 миллионов долларов. Мы пока не знаем, кто именно будет играть, но ясно, что это громкое имя...» Для справки: $10 млн. - это уровень Колина Фаррела, Хита Леджера.

Впрочем, без Антона Городецкого дело в третьей части, возможно, тоже не обойдется. И если, говорил Бекмамбетов, «в кадре будет появляться Городецкий, то играть его будет Хабенский. Если Гессер приедет в Нью-Йорк, это будет именно Меньшов».

Казахские корни

Сейчас известный режиссер - гражданин России. Но полагает, что когда-нибудь он снимет фильм в Казахстане. Возможно, свой самый важный фильм.

  - Когда вы переместились из Казахстана в Москву?

  - В 17 лет я приехал в Москву из Гурьева, который сейчас называется Атырау,  чтобы жить в большом городе, вращаться в этой среде, что-то ловить в этой реке. Учился в Московском энергетическом, потом меня из него отчислили: была Олимпиада, производилась зачистка Москвы от всех не вполне понятных граждан. Я оказался опять в Гурьеве, потом переехал в Ташкент, поступил там в театральный институт. Потом вернулся в Москву. В Алма-Ате я бываю, в Гурьеве - нет. Надо бы съездить.

  - Культурные связи с родиной у вас остались?

  - Внутри, конечно, остались, никуда они не деваются. Периодически были попытки снимать что-то в Казахстане, мы пытались с казахскими кинопродюсерами замутить что-то совместное. Но до результата дело так и не доходило, потому что для этого надо там сидеть, вращаться. А там темп жизни медленней, пока все продвинется, время убегает, я оказываюсь в Москве. Вся проблема - в несовпадении темпов. В Казахстане другой уклад жизни, по-другому развиваются проекты: годами люди сидят, общаются, думают. Уверен, что в конце концов я сниму там фильм,  может быть, самый важный для себя. Я жил в Европе, Америке, Москве. Образ жизни кочевников, которые не привязаны к месту, собственности, самый привлекательный для меня. Это вообще философия, которая спасет всех на Земле. То, как живет современная цивилизация, -  частный случай в жизни кочевников. Они остановились на какое-то время, но будут двигаться дальше. Собственность, всяческие институции - для них лишь мгновения в истории.

Подробности

Wanted - в русскоязычной версии «Особо опасен» - снят по сюжету серии фантастических комиксов. Главный герой обнаруживает, что его давно пропавший отец является убийцей. Сына вербует тайная организация, которая намерена сделать из него достойного продолжателя семейного бизнеса. Анджелина Джоли заманивает Джеймса Макэвоя в общество, которое контролирует импозантный чернокожий учитель киллеров Морган Фримен.