Рискованные игры в демократию

Евгений ШИБАРШИН

Нужны ли многонациональному Казахстану публичные слушания по переименованиям?

30 сентября в селе Тарановское прошли публичные слушания по его переименованию, а также изменению названия Тарановского района. Равнодушных в зале местного Дома культуры не было. Однако возникавшие там страсти привели к мысли: не раскалывается ли наше общество во время таких акций? Поиск исторических корней местного сообщества, направленный на формирование единого национального сознания, фактически создал напряжение между жителями этого села, невольно разделяя их по этническому признаку.

 

Памятники Беимбету Майлину и Владимиру Ленину в Тарановке установлены на одной улице, совсем рядом

 Теория хороша. А практика?

В научных источниках утверждается, что люди на территории Тарановского района селились и трудились еще в IV веке до нашей эры. Они жили небольшими селениями, занимались скотоводством. Небольшая часть - земледелием. В конце XIX - начале XX веков плодородные земли привлекли переселенцев из других мест Российской империи, и на берегах рек Тобол и Аят появились поселки с русскими названиями. В том числе и село Викторовка, которое в 1966 году, будучи центром Тарановского района, получило новое название - Тарановское.

Сложнее складывалось оформление территории этого района. Одна часть его когда-то входила в состав Аятской волости, другая - в Дамбарскую. В начале XX века здесь находились и 4 переселенческие волости. В 1920-х годах в связи с укрупнением была создана Викторовская волость с центром в селе Ново-Ильиновка, а затем - в поселке Викторовский. В 1936 году район вошел в состав образованной Кустанайской области.

Возможно, местный люд так и жил бы дальше с нынешними названиями, но во властных кабинетах думают иначе. Большие начальники считают, что с «национальным самосознанием» у их подчиненных не все в порядке. Нужна радикальная коррекция. В качестве одного из инструментов (следует признать - очень эффективного) выбрали смену названий улиц, населенных пунктов и других объектов. При этом посчитали, что чем дальше в глубь веков уходить с выбором новых имен, тем ближе к национальным корням, прикосновение к которым должно помочь сформировать единую нацию.

Это теория. Что же на практике? По существующему в Казахстане законодательству первичное решение о смене названия района принимают депутаты районного маслихата. Переименование села и сельского округа предварительно должно обсуждаться в местном сообществе. В случае положительного решения принятые постановления рассматриваются республиканской ономастической комиссией при правительстве, потом - главой государства.

Акылбек Шаяхмет: «Мы должны говорить не о переименовании, а о возврате исторического названия»

Но кто-то же должен инициировать эту идею? В Тарановском районе источником этого процесса стало коллективное обращение к президенту страны группы граждан, имена которых на публичных слушаниях не назвали. Только профессор Костанайского госуниверситета, писатель Акылбек ШАЯХМЕТ, участвующий в слушаниях, сообщил тарановцам, что он тоже подписал это письмо. Хотя он в этом районе не живет, но родился здесь и вырос.

 Против - один

При обсуждении вопроса о переименовании Тарановского района в район имени Беймбета Майлина выступили 14 человек. Общий смысл высказанного сводился к тому, что Казахстан уже 27 лет является независимым государством, а названия многих улиц, населенных пунктов, районов и различных объектов продолжают носить печать СССР - государства, которого уже нет. И если уж заниматься переименованием, то нужно исходить, дескать, из того, что новые названия должны быть свободными от «устаревшей идеологии» и иметь исконно национальные корни.

Депутат районного маслихата Гульбарам ТЮЛЮБАЕВА, возглавляющая «Молодежный ресурсный центр», сослалась на то, что молодежь сейчас учится через интернет-ресурсы, а там о первом председателе Кустанайского уездного совета крестьянских, киргизских и солдатских депутатов Лаврентии Таране ничего, кроме того, что он был «герой Гражданской войны», не написано. Либо ему даются отрицательные оценки. В то время как писатель, журналист, драматург Беймбет Майлин «многое сделал не для казахов, а для казахстанцев».

- Мы не будем переворачивать историю, - обратилась к присутствующим в зале Тюлюбаева. - Таран будет в вашей памяти, Таран будет в вашей голове и в архивах нашей страны.

Пенсионер Василий ИЛЬЧЕНКО сказал, что жителям района его возраста привычнее теперешнее название. Однако, по его оценке, район «уже 26 лет, как перестал быть Тарановкой».

- Мы, группа ветеранов, были против переименования, - добавил Ильченко. - Но, сравнив, каким район был и каким он стал, нам стало очевидным, что Тарановским он больше быть не может. Ведь что такое Тарановский район? Это прежде всего советская власть и коммунистическая идеология, какие он олицетворял. Это наши деды, отцы, бабушки и матери восстанавливали народное хозяйство после разрухи и войн, победившие фашистских захватчиков, поднявшие и освоившие целину, превратив ее в мировую житницу.

Ветеран долго перечислял достижения своих земляков в период советской власти и, согласившись с переименованием района, предложил местной власти привести в порядок родной аул Майлина, который, благодаря стараниям новых хозяев, пришел в запустение.

Сторонники переименования Тарановского района решением депутатов довольны

Идею переименования района из 14 выступивших не поддержал только один человек - врач районной больницы Александр НИКИТИН.

- Лаврентий Таран вместе со своим соратником Амангельды Имановым боролись с царизмом и баями за счастье своего народа, - заявил он. - Историю нам забывать нельзя, поэтому имя Тарана нужно оставить.

В целом обсуждение вопроса о названии района именем земляка - Беймбета Майлина - проходило в спокойной обстановке. Эмоции вызвала лишь ссылка профессора кафедры философии КГУ, члена областной ономастической комиссии Калкамана ЖАКЫПА на полученные им в архиве сведения о некоторых фактах биографии Лаврентия Тарана. После того как профессор поубеждал собравшихся в правильности политики переименования «устаревших» названий, которая проводится и в других бывших советских республиках, он привел некоторые выдержки из книги «Борьба за власть Советов в кустанайских степях». Там очевидцы тех лет дают характеристику личным качествам первого руководителя местного советского органа. В том числе вспоминают и о том, как Таран якобы выдал белогвардейцам некоторых своих соратников. Которые, правда, к этому времени уже были арестованы. К тому же если уж Тарана уличили в предательстве, то почему он после своего освобождения красными еще командовал отрядом партизан и в этом качестве погиб? Да и «преданный» им человек после освобождения почему-то не призвал его к ответственности.

Приведенная цитата из названной книги смутно описывает эту ситуацию, но «птичка вылетела» и некоторых участников публичных слушаний сильно возбудила. Жительница села Тарановское Ольга ВЕДЛЕР, несколько раз выражавшая свое возмущение во время выступления Жакыпа, не выдержала, подошла к микрофону и пристыдила профессора за его «открытие».

Ольга Ведлер просила оставить селу Тарановское прежнее название

- Сейчас задним числом выбрасывать какой-то компромат недостойно, - возмутилась Ведлер. - Если бы вы вытащили это лет 30 лет назад, когда одна из центральных улиц Костаная называлась именем Тарана, это было бы доблестью.

На что Калкаман Жакып ответил, что 30 лет назад перед ним не стояла задача «копаться в истории» и он «работал в другом направлении».

В маслихате Тарановского района всего 13 депутатов. Сколько присутствовало на публичных слушаниях, спикер собрания не сказал, но для многих в зале, очевидно, оказалось откровением, что в присутствии 333 заинтересованных человек решение могут принимать не больше 13 человек. Они и проголосовали единогласно за переименование.

 Оставить крупицы здорового

Страсти разгорелись при рассмотрении вопроса о переименовании села Тарановское в село Айет. В качестве мотива назвали необходимость возврата к исконным корням, связанным с географическим расположением села на берегу реки Аят. Акылбек Шаяхмет сослался на то, что в казахской транскрипции название реки пишется как Айет, поэтому и село нужно называть именно так.

Название села Тарановское продержалось 52 года. Теперь предлагают новое - Айет

- Что касается названия райцентра, то мы должны говорить не о переименовании, а возвращении исторического названия, - отметил Шаяхмет. - В царские времена Айет был волостным центром, который отделился в свое время от Дамбаровской волости.

Его оппоненты в качестве исторических корней предложили вернуться к прежнему названию - Викторовка. Оно, дескать, было дано еще при основании этого села переселенцами в начале 20-го века. Виктор СКРИПЧЕНКО, например, заявил, что сам родился в Викторовке, и с этим названием, начиная с деда, жили 4 поколения его родственников.

Виктор Скрипченко: «С названием Викторовка связана жизнь четырех поколений моих родственников»

Споры дошли до такого накала, что начали выяснять, кто лучше знает историю родного края. Заодно высказали претензии местной власти, которой «лучше бы тратить деньги не на переименования, а заниматься организацией сбора и вывоза мусора, захламившего весь поселок».

Директор средней школы поселка Тобол, депутат областного маслихата Айнаш ДАДАНОВА призвала не разжигать национальную рознь и формировать в себе гражданскую позицию. Разговор перешел в такую плоскость, что невольно засомневаешься: так ли уже необходимо доводить дело до страстей?

Дискуссия закончилась тем, что и по этому вопросу переименование села Тарановское в Айет приняли единогласно. На этот раз в голосовании могли участвовать только 20 представителей местного сообщества, которым это право было делегировано. Кто и как их делегировал, на слушаниях не рассказали.

Право голоса в вопросе о переименовании села из 333 человек имели только 20

Что можно сказать в итоге? Спорить о положительном влиянии названий улиц, площадей, населенных пунктов, несущих в себе добрую историческую память, нет смысла. Проблема в том, как все это воплотить в реальность? Как, избавляясь от всего наносного, не выплеснуть и крупицы здорового, на чем формировались несколько поколений XX века? Почему некоторые граждане из ультрапатриотических соображений пытаются вычистить современность от всего советского? При этом одни идеологемы заменяют другими, маскируя их под «общенациональные интересы».

Сегодня принятые в Казахстане подходы в переименовании называют достижением, надеясь, что они помогут формированию гражданского общества. Будучи сторонником демократии и увидев, во что выливаются публичные слушания, я бы от такой практики отказался.

Будем честны, все связанные с этим делом процессы в основном инициированы властью и ею же управляются. Мне не известно ни одного случая, когда какую-либо «инициативу граждан» не поддержали на публичных слушаниях. Если кто-то убежден, что подобного рода переименования полезны для общества, то не лучше ли перед официальным принятием такого решения эти вопросы обсуждать с настоящими экспертами, а не создавать видимость учета народного мнения?

 Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Считаете ли вы, что советские названия улиц и населенных пунктов мешают развитию независимого Казахстана?

Жанабай БИСИМБАЕВ, первый заместитель председателя областного филиала партии «Нур Отан»:

- На мой взгляд, данный вопрос поставлен некорректно. Не надо смешивать советское время с современным Казахстаном. Если в данном случае речь идет о переименовании улиц и населенных пунктов, получивших название в советский период, то происходит естественный исторический процесс. Переименование - это нормальный процесс. Это правильно! Растет молодежь, Казахстан развивается, и мы должны знать своих предков, которые были забыты в советское время. Но подходить к переименованию нужно профессионально, соблюдая законодательство, учитывая мнение общественности. Нужно, чтобы с изменением названия жители получали более комфортное существование.

Сергей БОГАТЫРЕВ, председатель областного филиала ОСДП:

- Нужно глубже и честнее смотреть на этот вопрос: мешают не советские, а русские, славянские названия. Во-вторых, хотят знать наши «новые» или не хотят, но советское - это история нашей республики, государства. Плохая или хорошая, но это история. Свою историю нужно знать и помнить. Если этого не делать, тебя твоей истории будет учить кто-то другой. Убирая советские названия, пытаются таким образом вытравить из сознания то, чем может гордиться республика, то, о чем может скорбеть республика. О каком патриотизме можно говорить, если сами своими руками историю вырубаем под корень. Историю невозможно оценивать плюсом или минусом. Это свершившийся факт. Мы можем о ней говорить, можем изучать, но поменять ее уже ничем не можем. Если говорить об именах, которые дают улицам и населенным пунктам, то в прошлом очень сложно найти идеальные личности. И жизнь такая, и люди такие, что у них всегда можно найти какие-то промахи. Если уж заговорили на эту тему, то хотелось бы посоветовать нашим руководителям, прежде чем они решат менять название, подумать: не лучше ли затраченные на эти цели деньги использовать для большего людского блага?

Алимжан БЕКМАГАМБЕТОВ, замдиректора Костанайского филиала ЧелГУ, кандидат юридических наук, член экспертного совета комиссии по правам человека при президенте РК:

- Нужно иметь в виду, что советский период был очень противоречивым. Проблемы тогда решались революционным путем, поэтому власть прибегала к насилию, пренебрегая правовыми нормами. Поэтому и к руководителям того времени, чьими именами назывались улицы, сейчас соответствующее отношение. В программе «Рухани жангыру» записано, что Казахстан - сторонник эволюционного пути развития. Поэтому понятно, что советские названия воспринимаются как поддержка методов того времени. Другое дело, что к советскому периоду нельзя относиться огульно. Например, мой отец в том времени видит только хорошее. То есть там были и светлые моменты, и это нужно учитывать.

Алпысбай АЛИМБАЕВ, первый секретарь обкома КНПК:

- С названиями улиц, городов и поселков происходят странные истории. Приходит новая власть и меняет их. И гарантии, что завтра повторится то же самое, нет. У каждого времени - свои герои и политические предпочтения. Даже память о писателях изменчива. Например, недавно исполнилось 140 лет первому казахскому романисту, нашему земляку - Спандияру Кобееву. Но об этом событии не вспомнили. Хотя он ученик Ибрая Алтынсарина и продолжатель его дела. Еще в 1913 году написал роман «Калым». Награжден двумя орденами Ленина, был депутатом Верховного Совета Казахской ССР. В советское время о нем знали, а сейчас начинают забывать. Боюсь, что и имя нашего Беймбета Майлина сейчас заслуженно поднимают, а завтра могут забыть. Или что плохого сделал Таран? Он прожил всего 27 лет и погиб. За правое дело. А сейчас его имя снимают с названия улиц и района. Тогда лучше вообще отказаться от таких подходов. В идеале нужно давать географические названия, которые в памяти народа существуют веками.