В ожидании газовых «хлопков»

Евгений ШИБАРШИН

Более трех лет у 13% потребителей не обслуживаются газовые системы. Почему?

В Костанайской области к началу апреля 2018 года 22 192 потребителя природного газа не заключили договоры на обслуживание своего газопотребляющего оборудования. По этой причине взрывоопасная система уже оказалась без технического присмотра. Чтобы выяснить причину, акимат Костаная 4 апреля провел расширенное совещание. Однако оно вылилось в бурную перепалку между председателями ПКСК и представителями поставщиков газа и предприятия, обслуживающих газовое хозяйство. Обнаружилось так много неясностей, что даже заключение договора на обслуживание еще не дает полной гарантии от ЧП.

Для профилактики газовых систем потребитель обязан заключить договор с обслуживающим предприятием / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

«Зачем мы подписали договор?»

26 января жители дома № 119 по ул. Алтынсарина в одном из подъездов почувствовали запах газа. Сразу же сообщили об этом в свой ПКСК «Наш дом».

И. о. председателя ПКСК Серик НАУРЗБЕКОВ начал звонить в аварийную службу поставщика газа - КПФ АО «КазТрансГаз Аймак» (КТГА).

- По телефону 104 были то короткие гудки, то никто не брал трубку, - рассказывает корреспонденту «НГ» Наурзбеков. - Начал звонить в службу ЧС, в городской акимат, жители уже готовы были идти в областной акимат. К концу дня аварийная бригада приехала, отключила газ в подъезде и уехала. Я об этом узнал только от жильцов, которые уже несколько дней после отключения были без газа. Отключили в пятницу, а ремонтники приехали только во вторник. Они сказали, что в кране оказалась трещина и его нужно заменить. Но вначале заплатить за него 55 000 тенге. Откуда я знаю, действительно ли в кране образовалась трещина, или его сломали, когда перекрывали газ? Мне ведь эти деньги надо собирать с жильцов, я им должен как-то все объяснить, а трещину на кране не видно. И потом, почему именно 55 000? Я начал торговаться. Сошлись на 39 827 тенге.

Чтобы газ в квартиры подали, и. о. председателя пришлось деньги взять в кассе кооператива. Но в перечне работ, за которые жильцы платят ПКСК, расходы на ремонт газовой системы в подъезде не предусмотрены. Значит, нужно проводить целевой сбор денег. А это задача непростая. Возможно, еще и по этой причине Наурзбеков до сих пор не может успокоиться. Он ищет компетентную организацию для определения реальной причины поломки крана. А на упомянутом совещании в акимате пытался выяснить: почему партнеры, с которыми он заключил договор на обслуживание, не согласовывают свои действия с ПКСК?

Серик Наурзбеков: «Пока ремонтная бригада приехала заменить кран, в квартирах 4 дня не было газа» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

- Зачем тогда мы подписали договор? - задается вопросом Наурзбеков.

Ему ответили: в эти дни был сильный мороз, что негативно сказалось на состоянии уличного газового хозяйства, поэтому у «аварийщиков» было много вызовов. Что касается ремонтной бригады, то выяснилось, что договор об обслуживании не предусматривает проведение ремонта обслуживающей организацией. В данном случае - ТОО «РЦКУ-Костанай».

- Вы могли вызвать ремонтников из другого предприятия, - заявил на совещании директор ТОО «РЦКУ-Костанай» Александр ФИСЮКОВ. - Возможно, они эту работу выполнили бы на других финансовых условиях. По договору, который мы заключили с этим ПКСК, наше предприятие обязано выполнять только профилактические работы. У нас есть ремонтная бригада, но она работает по отдельному соглашению. Поскольку заявка от ПКСК поступила именно нашему предприятию, поэтому она и сделала ремонт. На тех условиях, по которым договорились отдельно. При этом оплата должна быть гарантирована.

Александр Фисюков: «РЦКУ-Костанай» не навязывает свои услуги, мы только их предлагаем» / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

Но вот что примечательно: для некоторых председателей ПКСК, участвующих в совещании, стала откровением информация, что в Костанае есть еще 4 предприятия, кроме «РЦКУ-Костанай», которые имеют лицензию на обслуживание газового хозяйства. Они начали возмущаться, почему о них ничего не слышно, а заодно - интересоваться, где взять прайс-листы ремонтных бригад.

Пограничный инцидент

Там же обнаружилась еще одна проблема: где должна проходить граница ответственности между поставщиком газа (филиал АО «КазТрансГаз Аймак») и ПКСК? От этого зависит, за чей счет будут проводить ремонт. Если на имуществе поставщика газа, то расходы оплачивает «КазТрансГаз Аймак» (КТГА), если на внутридомовых сетях - собственники квартир. Казалось бы, все понятно - в договоре о сотрудничестве, который заключен между этими сторонами, есть акт, в котором эта граница проведена с внешней стороны стены дома, где газовая труба входит в дом. Во всяком случае, так обозначено в акте. Но председатели ПКСК, подписывающие этот договор, считали, что граница проходит через середину участка трубы, находящегося в стене.

Вроде мелочь, но для некоторых она оказалась принципиальной. На упомянутом совещании в акимате привели пример, когда в одном ПКСК этот кусок «прохудился», и ремонтная бригада выставила счет ПКСК не только за весь кусок новой трубы, но и за сопутствующие технические процедуры. Деньги оказались немаленькие и сразу же привлекли внимание к этой теме.

Председатели кооперативов вспомнили, что другие коммунальщики границу своей ответственности определили на выходе трубы из задвижек, по которым подается холодная или горячая вода в дом. Они расположены в подвалах. Входящие краны газопровода во многих домах тоже установлены на территории имущественной ответственности жильцов - в подъездах. Во всяком случае, на Алтынсарина, 119, где меняли кран, именно так.

Рисунок А. МАЦАРИНА

Мы с и. о. председателя ПКСК «Наш дом» попытались найти задвижку КТГА, которая в акте о разграничении эксплуатационной ответственности нарисована на улице, но так и не нашли. Сразу же возник вопрос: если газовый кран, установленный в подъезде, является общедомовым имуществом жильцов, тогда почему поставщик газа так вольно им распоряжается? Допустим, соображения безопасности в данном случае оправдывают такой подход, но тогда почему специалисты, работающие с чужим имуществом, не делают это в присутствии собственников или лица, которое представляет его интересы (в данном случае - представителя ПКСК). Если эту схему изменить, то, возможно, коллизий, подобных той, что возникла в «Нашем доме», не возникнет. И аварии будут устраняться оперативно, не создавая очаг социальной напряженности.

Но вернемся к прохудившейся газовой трубе внутри стены. Председатель ПКСК «Алга» Сергей СОЛОВЬЕВ, чтобы подобного не случилось в его доме, прежде чем подписать договор с «КазТрансГаз Аймаком», начал вести переговоры по этой позиции. В итоге добился включения в приложение к договору пункта о том, что расходы по ремонту этого участка поставщик газа берет на себя.

- Я не понимаю, почему «КазТрансГаз Аймак» при рассылке всем ПКСК бланка типового договора сотрудничества не послал им такого же приложения? - недоумевает Соловьев.

Он в течение года оспаривал многие пункты не только по договору, разделяющему зоны эксплуатационной ответственности, но и по договору с ТОО «РЦКУ-Костанай», которое обслуживает внутридомовые газовые сети. В данном случае ПКСК не имеет своей собственности, но законодательство позволяет собственникам квартир уполномочить представлять их интересы правлением ПКСК. Но это касается только общедомовой собственности жильцов. В данном случае - газовых сетей, которые идут от входа в здание до газового крана в квартирах. Что касается обслуживания газового оборудования в квартирах, жильцы заключают индивидуальный договор с поставщиками этих услуг.

- В типовых договорах много неточностей, много непонятного, поэтому мы долго на собрании жильцов обсуждали все эти пункты, и я подписал договор одним из последних в Костанае, - говорит Сергей Соловьев. - Например, в типовом договоре записано, что поставщик газа может обслуживать внутридомовые сети. Я попросил руководителя «КазТрансГаз Аймака» объяснить, почему они этого не делают, и нам приходится для обслуживания заключать договор с другим предприятием. Мне ответили, что в типовом договоре, который утвержден министром национальной экономики, речь идет о праве, но не об обязанности.

Рисунок А. МАЦАРИНА

Несогласие со многими пунктами типового договора стало одной из причин отказа потребителей подписывать договор по обслуживанию. На это посетовал «НГ» председатель ПКСК «Коктем-2» Игорь ЕЛИЧКО:

- Я этот договор внес для обсуждения на правление ПКСК. Без их согласия подписывать договор не имею права. У нас в правлении много грамотных юристов, поэтому они детально разбирались с каждым пунктом и приняли решение договоры в таком виде не подписывать.

За комментариями он рекомендовал обратиться к одному из членов правления ПКСК - Анатолию ТИХАНОВСКОМУ.

- Действительно, многие положения предложенных текстов договоров члены правления ПКСК оценили как не соответствующие действующему законодательству, - подтвердил Тихановский. - Понятийный аппарат в этих документах по содержанию расплывчатый. На практике это приводит к разному толкованию, что создает ненужные коллизии. Возмущение вызвал текст договора ТОО «РЦКУ-Костанай», который они составили сами. Хотя типовой текст договора для обслуживающих предприятий был утвержден еще в 2014 году приказом министра энергетики. У нас сложилось впечатление, что нам предложили документ, которой составлен только в интересах поставщика услуги. Такое стало возможным потому, что РЦКУ стал на этом рынке монополистом, поэтому может всем навязывать свои условия. Свои замечания мы отразили в протоколе разногласий, а также изложили в заявлении, которое направили в жилищную инспекцию акимата Костаная.

Игра в конкуренцию

Руководитель ГУ «Отдел жилищной инспекции акимата Костаная» Урастай РОМАЗАНОВ сообщил «НГ», что об этой позиции правления ПКСК «Коктем-2» известно, и оценивает ее как мнение одной из договаривающихся сторон.

- В Костанае сейчас из 1 103 домов договоры на обслуживание газотехнических и газопотребляющих систем не подписаны в 25 многоэтажках, многие из которых входят в ПКСК «Коктем-2», - сказал Ромазанов. - Такая же ситуация - в 55 домах, которые ПКСК не обслуживают. Время для решения всех вопросов по согласованию договорных позиций было достаточно, поэтому в интересах безопасности жильцов дома, в которых газовые системы и оборудование не обслуживаются, подача природного газа будет прекращаться.

Директор ТОО «РЦКУ-Костанай» Александр Фисюков подтвердил, что текст типового договора действительно составлен в его предприятии. Но при активном участии руководителей крупных ПКСК.

- Мы собирались несколько раз, у нас было много разногласий, составили 5 вариантов и остановились на том, который сейчас предлагаем, - сообщил директор РЦКУ. - Мы никого не обязываем заключать с нами договор: ни ПКСК, ни собственников квартир, никому не навязываем свои условия. Если наши специалисты ходят по домам и квартирам, то это связано только с тем, что мы, предлагая свои услуги, не сидим в своем офисе. На мой взгляд, тут все поставлено с ног на голову. Статья 19 закона «О газе и газоснабжении» потребителю газа предписывает обязанность заключать договор на техническое обслуживание. Таким образом, он обеспечивает безопасность свою и соседей по дому. Нет договора - вся ответственность ложится на собственника квартиры. «КазТрансГаз Аймак» эту услугу не выполняет, т. к. антимонопольный комитет исключил ее из перечня оказываемых им платных услуг и передал ее в конкурентную среду.

Свое появление на рынке техобслуживания внутридомовых газовых систем Фисюков объяснил тем, что другие предприятия не брали на обслуживание «мелких» клиентов. К тому же они наладили партнерские отношения с «КазТрансГаз Аймаком» по сбору платежей за поставки газа.

- Аварийная служба находится в ведении «КазТрансГаза», а ремонтом мы занялись вполне логично: если мы обслуживаем газовые системы, то почему бы нам при необходимости не предлагать свои услуги по ремонту, - добавил директор РЦКУ.

Все эти коллизии, которые возникают между участниками системы газоснабжения, можно было бы отнести к болезни роста. Дескать, новое дело всегда нуждается в определенной притирке, и тут нужна лишь кропотливая работа по развязыванию обнаруженных узелков. Но складывается впечатление, что в данном случае мы имеем проблему системного характера.

При подготовке этой статьи не раз приходилось слышать мнение, что сегодняшних бед в прежней системе газоснабжения не было. Я не упоминал трудности, которые сейчас возникли у индивидуальных жилых домов в сельской местности. Обслуживать их никто не хочет. Нерентабельно. Конечно, взрыв маленького деревенского домика в сравнении с многоэтажкой - трагедия меньшего масштаба. Там и виновного (если выживет) найти будет легче. А в городе? Где переплетены интересы различных служб? При теперешней системе получается, что без договора на обслуживание внутриквартирного и общедомового газового хозяйства виновным будет собственник квартиры. Только будет ли от этого легче его пострадавшему соседу, который такой договор заключил? Даже если ПКСК не подпишет договор, потому что ему правление не позволит, то в случае ЧП с кого спрашивать?

Выход тут, на мой взгляд, один - воссоздать прежнюю систему, когда поставки газа, обслуживание и ремонт газового оборудования обеспечивает одно предприятие. Конкурентная среда - дело хорошее, но на практике мы видим, что в этом секторе даже при наличии конкурентов объективно складывается монополизм. Тогда зачем себя обманывать?

Неисправность газотехнического оборудования в 2016 г. привела к разрушению дома в поселке Затобольск / Фото Николая СОЛОВЬЕВА

По данным филиала АО «КазТрансГаз Аймак» за отопительный период 2017-2018 гг. в Казахстане произошло 11 хлопков газовоздушной смеси, в результате чего пострадал 121 человек, из них 53 погибли, 47 получили отравление угарным газом. В Костанайской области в январе-феврале 2018 года в аварийную службу поступило более 150 заявок по запаху газа в квартирах и подъездах, которые подтвердились при выезде аварийной службы на место.

Как на эту статистику повлияло отсутствие договора на техобслуживание газового хозяйства, не известно. Но озабоченность качеством проводимых работ по обслуживанию представитель местного филиала АО «КазТрансГаз Аймак» на совещании в акимате Костаная высказал.