Масло для скорости

Рискуя жизнью на трассе, пилоты «Формулы» не имеют права подвергать себя опасности в других видах спорта

sports.ru

Самая загадочная составляющая жизни «Формулы-1»

Ни один контракт автогонщиков не обходится без дополнительных премиальных выплат, имеющих целью как можно продуктивнее стимулировать пилота в погоне за результатом. А заодно и систему выплаты налогов, если повезет, можно обойти. Размеры и качество наград зависят от поставленных целей.

Бонусы

Разумеется, самые крупные бонусы прописаны пилоту в случае триумфа по итогам года. Наибольшие суммы за получение чемпионской короны подопечными готовы выложить «Макларен» и «Феррари». При этом уокингцы стремятся заинтересовать гонщиков даже промежуточным первенством. Например, Льюис Хэмилтон получил причитавшиеся 2 млн. фунтов за то, что возглавил пелетон на экваторе сезона-2007 (поговаривают, перед началом марафона инициатива одного из личных спонсоров британца была воспринята как шутка, однако летом расплачиваться меценатам пришлось отнюдь не игрушечными банкнотами).

Не остаются без внимания победы на отдельно взятом «Гран-при». Некоторые команды готовы проявить чудеса невиданной щедрости. Речь о «Тойоте» и «Ред Булле». Японцы еще при Цутому Томите установили бонус-фонд, увеличивающийся по принципам джек-пота после каждого уик-энда, который перейдет в безраздельное властвование пилота, который добудет премьерную викторию в истории конюшни. Страшно даже предположить нынешний размер награды (пресс-служба подобные вопросы игнорирует, равно как и попытки уточнить те или иные детали контрактов гонщиков), если учесть, что за пять лет в «королевском классе» представители кельнцев так и не сподобились добиться желаемого. Что до команды из Милтон-Кейнса, первый триумфатор в ее истории получит к солидной денежной компенсации персональный приз от Дитриха Матешица. Его материальное воплощение держится в тщательном секрете, но не скрывается, что стоимость презента заставит округлиться глаза даже самых строгих скептиков.

К денежным выплатам обычно добавляют эксклюзивные ювелирные украшения (Дэвиду Култарду за финиш на подиуме в 2006-м вручили золотые запонки), инкрустированные драгоценными камнями часы (если верить японской прессе, счастливым обладателем уникального хронометра стал Такума Сато, принесший первые очки «Супер Агури»), модные автомобили.

Запреты

Пожалуй, наиболее известная общественности графа контрактов. Строжайшее вето на участие в любом виде спорта, отдаленно «попахивающем» травмоопасностью, со времен Хуана-Пабло Монтойи стало притчей во языцех в паддоке. Но при этом пилот может получить добро на приключение, развивающее физическую мощь и выносливость - вспомним австралийские авантюры Марка Уэббера и марафонские забеги Ковалайнена. Японские конюшни особо тщательно блюдут корпоративную мораль. Поэтому вы вряд ли услышите истории о Ярно Трулли, загулявшем в баре, или о Энтони Дэвидсоне, оштрафованном за вождение в нетрезвом состоянии. Пилоты лишены возможности свободного общения с прессой: любая колонка вычитывается, а точнее сказать - «вылизывается» штатными работниками пресс-служб. Любое отклонение от «командной политики» влечет серьезное расследование и неизбежное наказание.

Случались и забавные запреты, превратившиеся внутри команды в объект потехи. Так, Джанкарло Физикеллу пообещали штрафовать за нецензурную брань в радиоэфире (прецедентом послужил сезон-2006, по ходу которого итальянец пару раз в прямом эфире «отоваривал» обслуживающий персонал). С Тьягу Монтейру и Кристияна Альберса то ли в шутку, то ли всерьез после серии аварий грозились отчислять проценты зарплаты за каждый разбитый болид.