Нам бы жить в Сингапуре или Германии

Евгений ШИБАРШИН

Что мешает готовить технических специалистов по новым профессиям? 

 

Глава правительства считает, что обучать специалистов на старой технике не рационально

15 мая во время визита в Костанай премьер-министр Бакытжан Сагинтаев предложил местным учебным заведениям, обучая своих выпускников новым профессиям, постоянно идти «на опережение». Так, чтобы, придя на производство, они уже знали применяемые там новую технику и технологии. Что мешает вузам и колледжам, готовящим специалистов технических профессий, учитывать перспективы инновационного развития? 

Научить всему невозможно

Свою рекомендацию глава правительства высказал при посещении Костанайского колледжа автомобильного транспорта. Перед этим он побывал в цехах ТОО «СарыаркаАвтоПром», где ему показали новые линии по выпуску автомобилей. Поэтому, увидев в производственной лаборатории колледжа устаревшие иномарки, на которых обучают студентов, премьер-министр спросил у директора учебного заведения:

- Почему «СарыаркаАвтоПром» не привезли вам машину? Студенты на нее смотрят, работают и идут на завод. В итоге они выходят и идут на старые ТОО, туда будут приезжать 20-30-летние «форды» и «фольксвагены», и они будут там копаться.

Относительно подготовки кадров для завода по сборке автомобилей вопрос резонный. Но потребности ТОО «СарыаркаАвтоПром» в такого рода специалистах пока невелики. В то время как парк автомобилей у населения растет, а значит, и число мастерских по ремонту увеличивается. Именно там выпускники колледжа и востребованы в большей степени. Однако и в этом случае линейка эксплуатируемых машин настолько разнообразна, что невольно задаешься вопросом: возможно ли учебному заведению подготовить таких универсальных мастеров, чтобы СТО стояли в очереди для их получения?

Генеральный директор компании «Автокомплекс «Тарлан» Максим КРАЕНКОВ считает, что в этом нет необходимости.

- Наши мастера изучают автомобили различных марок в специальных центрах, - сказал Краенков. - Выпускники колледжа проходят у нас практику, имея общие знания. Для этого база у них есть. Мы выбираем лучших, закрепляем за ними старшего механика, который курирует весь процесс. Есть и система мотивации: обучаем и за выполненную работу выплачиваем зарплату. Поэтому многие выпускники потом остаются у нас.

К слову, автокомплекс «Тарлан» занимается сервисным обслуживанием, в том числе и автомобилей последних модификаций. Работодатель считает, что главное - хорошая общая подготовка и желание работать в этой профессии. Единственно, что пожелал Краенков, так это библиотеке колледжа приобрести литературу по новым автомобилям.

Заместитель директора Костанайского колледжа автомобильного транспорта по учебной работе Фуат ИСКАКОВ считает, что им приобретать оборудование «на все случаи жизни» нет необходимости.

- Оно нам не нужно, - сказал замдиректора. - Мы все равно не сможем научить всему. Техника меняется каждый день. Важно научить ребят учиться. К тому же 5-6 человек готовить специально для ТОО «СарыаркаАвтоПром», например, нерентабельно. Я изучал работу колледжей в Сингапуре. Им новое оборудование поставляют в первую очередь, но у них из 4 лет обучения около двух с половиной уходит на производственную практику. И проходят ее в колледже.

Мне показали все производственные лаборатории, где в это время как раз проходили занятия с учащимися разных курсов. Одним давали понятия о технике, другие работали на станках, третьи изучали устройство двигателя и иных важных узлов и агрегатов автомобилей. В большинстве своем это действительно были образцы устаревшей техники. Даже коробка переменных передач оказалась механической, а «автомат» только приобрели и потому в процесс практического обучения еще не ввели.

На современные технологические линии АО «СарыаркаАвтоПром» требуются специалисты новых профессий. Таких в Костанае не учат 

- На старом двигателе важно объяснить принцип работы двигателя, - пояснил ситуацию заместитель директора по производственному обучению Сергей БУЛАТ. - К тому же его содержать дешевле.

Он показал детали, которые пришлось заменить после множества учебных запусков этого мотора. Их было немало.

Финансовая сторона практического обучения оказалась немаловажной. Почти вся техника и оборудование приобретены на деньги, выделенные в качестве грантов. Их предоставили министерства образования и транспорта, а также местный бюджет. Что касается предприятий, то в одной из лабораторий стоит кузов одного из современных автомобилей, предоставленный ТОО «СарыаркаАвтоПром». Но практического значения эта красивая груда металла пока не получила. Поэтому ее, наверное, и не стали показывать премьер-министру. 

Патриотизм не поможет 

Глядя на учебно-производственную базу колледжа, вроде и придраться не к чему. К тому же, по словам руководителей, многие выпускники по различным специальностям находят себе работу еще до окончания учебы. И  зарплату уже получают, которой любой преподаватель может позавидовать. Но мы-то говорим о перспективных профессиях. Тут-то некоторые проблемы и обнажаются.

Для обучения точечной сварке нужно дорогое оборудова-ние. Его в Костанае нет

Например, нам показали лаборатории, где обучают сварщиков. Претензий к их подготовке нет. Некоторые обучающиеся этой специальности не раз участвовали в республиканских и международных профессиональных конкурсах, занимая призовые места. В мастерской мы встретили молодого человека, которого в рамках «Карты занятости» направили в колледж учиться на электрогазосварщика. Он был студентом пединститута, ушел оттуда в «безработные», после чего государство предоставило возможность получить рабочую специальность. Оказалось, что парень уже немного поработал сварщиком, но теперь решил открыть свою мастерскую. Чтобы стать конкурентоспособным, за знаниями пришел в колледж.

Все это хорошо. Но вот в ТОО «СарыаркаАвтоПром» на линию мелкоузловой сборки автомобилей понадобились специалисты по точечной сварке, а колледж таких не готовит. Как и другие аналогичные учреждения Казахстана.

Ситуацию объяснили тем, что нужно дорогостоящее оборудование. На заводе считают, что обучать людей на действующей линии слишком опасно. В случае ее поломки будут большие неприятности.

Начальник центра обучения и развития персонала ТОО «СарыаркаАвтоПром» Людмила ОЛКИНЯН тренажер для обучения этой специальности видела на автозаводе в Ташкенте. Он действительно дорогостоящий. Но даже заводу нести затраты по его приобретению резонно, если его использовать не только для обучения своих сварщиков, но и для других предприятий. И не только в системе автопрома.

Аналогичная ситуация сложилась и с малярами. Их тоже не хватает. И это не те специалисты, которые к машине подходят с пульверизатором. Здесь они задействованы в сложную технологическую цепочку по покраске кузова. Для их обучения тоже созданы специальные тренажеры, которые стоят недешево, и приобретать их рациональнее самому заводу. Но опять же: обучили своих людей, а дальше что? Оборудование будет простаивать? Есть, правда, еще студенты вузов, которые на практических занятиях должны изучать эти технологии. Однако на данном предприятии из них будут востребованы лишь немногие.

Можно упорно призывать работодателей нести свои расходы, чтобы ради исполнения «патриотического долга» готовить специалистов для других предприятий. Но сегодня на бесплатной основе выделять своих людей даже для практических занятий со студентами в рамках дуальной системы обучения у них нет никакого желания.

Как решить эту проблему? В сложившихся условиях в каждом отдельном случае возможны различные варианты. Людмила Олкинян для своего предприятия выход видит в регистрации неправительственной организации, на базе которой можно создать региональный учебный центр. На ее взгляд, такая структура на партнерских началах объединила бы заинтересованные учебные заведения и предприятия, которые хотят готовить кадры по новым специальностям.

- Если учить таких специалистов, то в случае отсутствия на рынке вакансий по этой профессии с их умением выполнять технологически сложные работы быстрее возьмут на рабочие места, требующие более низкой квалификации, - считает Олкинян. - Статус НПО нужен для того, чтобы легче найти доноров для финансирования программ по обучению, направленному на развитие предприятий.

 О реальности этой задумки говорить пока рано. Но если учесть, что технические новинки к нам пока в большей степени приходят через автопром, то базовое место для учебного центра вполне подходящее. К тому же начиная с 2015 года производственную практику и стажировку там прошли около 1 000 человек, из которых только 30% устроились на работу в «СарыаркуАвтоПром», остальные «растворились» в других местах. 

Нужна координация усилий 

Пойдут ли предприятия на такое сотрудничество, а если согласятся, то на каких условиях? Казалось бы, общий интерес к профессиональному обучению объединяет всех: и родителей, и учебные заведения, и работодателей, и государство. Но когда дело доходит до финансирования, сразу обозначаются разные подходы. Каждый из участников этой системы имеет свои финансовые инструменты стимулирования обучения по новым профессиям, но самыми мощными ресурсами обладают государство и работодатели. Родители могут повлиять на своего ребенка в выборе профессии и поддержать его учебу деньгами, учебное  заведение - обеспечить необходимое качество преподавания, однако нести нагрузку по созданию материальной базы они не в состоянии. 

Директор Костанайского колледжа автомобильного транспорта Аскар ЖАРКЕНОВ считает, что нужно координировать усилия всех участников этого процесса.

- Раньше нас собирали вместе с работодателями, мы согласовывали свои действия, решали конкретные вопросы, но в последнее время эта работа ослабла, - нарисовал ситуацию Жаркенов. - Дуальная система обучения пока только продекларирована. Нужно создавать механизмы ее реализации.

Директор колледжа привел конкретный пример. В Германии на некоторых предприятиях реальные рабочие места официально аттестованы как ученические. Эти предприятия имеют налоговые льготы. Деньги, сэкономленные за счет этих преференций, они направляют на обучение или переподготовку своих специалистов.

Оказывается, в Казахстане уже делались попытки ввести аналогичную систему. Об этом депутатам мажилиса недавно сообщила вице-министр образования и науки Бибигуль АСЫЛОВА. Такое предложение МОН вносило министерствам экономики и финансов.

 - Однако данными министерствами наши предложения не поддержаны, обосновывая наличием налоговых стимулов для предприятий, осуществляющих содействие развитию образования, - посетовала вице-министр. - Считаем необходимым Национальной палате предпринимателей провести анализ эффективности использования имеющихся налоговых стимулов.

По ее мнению, этими послаблениями пользуются предприятия, которые не участвуют в дуальном образовании.

Государство уже создало сложную систему подготовки и переподготовки кадров, постоянно ведет мониторинг ситуации на рынке труда. Вот только качество этого мониторинга желает лучшего.

Например, в 2016 году на реализацию программы «Дорожная карта занятости» Костанайской области затрачено почти 9 млрд тенге. Из них только на различные формы профессионального обучения направленно около 360 млн тенге. По официальным данным, на 1 января обучение закончили 563 человека, но только 219 из них продолжили работать на предприятии. Еще 275 трудоустроены, однако по какой специальности - статистика умалчивает. Внешне благополучно выглядят и данные по обучению в колледжах. В 2016 году из 7 241 выпускника 94% считается трудоустроенными. Насколько их работа соответствует полученной профессии, таких сведений тоже нет.

Трудно вести разговор о переходе к подготовке кадров с учетом перспектив развития, когда у нас в этой сфере нет даже элементарного - реальной статистики.

 

При каких условиях возможна подготовка специалистов для предприятий «на опережение»? 

Сабит ИСМУРАТОВ, ректор КИнЭУ, доктор экономических наук:

- Чтобы готовить кадры «на опережение», учебным заведениям нужно постоянно обновлять материально-техническую базу. Это невозможно. Более реально - налаживать тесное сотрудничество с предприятиями. Теорию по конкретным специальностям дает учебное заведение, наличие базы для этого подтверждается выдачей лицензии, а учебную и производственную практику желательно проходить на предприятии. Во-первых, студент сам решит, ту ли он выбрал профессию, и начнет повышать свою квалификацию. Во-вторых, работодатель к нему присмотрится и, если понравится, будет создавать ему условия, затем примет на работу. Есть и другие способы сотрудничества. Например, мы готовим специалистов для железной дороги, поэтому они там проходят практику. Но у нас есть специальное оборудование, на котором железнодорожники повышают свою квалификацию. Мы за это с них не берем деньги, а они с нас - за организацию производственной практики.

 

Сергей СОТНИКОВ, депутат городского маслихата (Костанай):

- Не раз сталкивался с тем, что при отборе выпускников учебных заведений для предприятия оказывалось: многие из них не владеют даже азами технических знаний. Как их учить «на опережение»? Нужна еще и заинтересованность самого выпускника. Но для этого он должен полюбить производство. Практики на предприятиях, отведенной по программе обучения, для этого недостаточно. Нужно ее расширить. Так, чтобы студент смог понять, стоит ли ему идти именно по этой профессии или сменить ее. Главным инициатором подготовки специалистов «на опережение», на мой взгляд, должны стать учебные заведения. Им нужно изучать потребности рынка, разрабатывать необходимые учебные программы и доказывать работодателям и государству, что именно такие специалисты будут востребованы в ближайшее время.

 

Алма ДОЩАНОВА, директор Костанайского политехнического колледжа, кандидат экономических наук:

- Как можно готовить кадры на перспективу, когда ни один работодатель сегодня не знает, что у него будет не только через 5 лет, но даже в будущем году. Мы находимся в условиях рынка и зависим не только от внутренних, но и от внешних факторов. Наш колледж реализует госпрограммы по доступности образования, продуктивной занятости и массовому предпринимательству. В рамках этих программ разработана региональная «Карта занятости», в основе которой должна быть потребность рынка труда. Но дети, которых мы набирали в 2016 году, после 4 лет учебы выйдут на рынок труда, а ни один работодатель на этот срок потребность в кадрах не планирует. Вот в чем парадокс. Поэтому данную работу нужно выстраивать системно на уровне правительства. Учебные заведения призваны готовить специалистов, но сложилось так, что они их еще и трудоустраивают. Хотя этими вопросами должны заниматься соответствующие органы исполнительной власти и Палата предпринимателей. Им нужно вести мониторинг рынка труда, после чего нам говорить: вы неправильно готовите, не тех и не так. Когда состоится этот конструктивный диалог, тогда и будет результат.

 

Манарбек КАЗИН, начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей Костанайской области:

- Работа «на опережение» тогда даст эффект, когда все участники дуальной системы обучения будут не только изучать реальные потребности в новых профессиях, но и оперативно менять программы обучения, создавать под нее материальную базу и систему мотивации для обучающихся и работодателей. Такие примеры у нас уже есть. Нужно, чтобы это стало системой. Неплохо бы предприятиям взять шефство над учебными заведениями по отдельным, нужным для них, специальностям. Выраженное в том числе и в предоставлении оборудования, необходимого для практического обучения. Хотя для этих целей и государству нужно увеличить финансирование учебных заведений. Настало время, чтобы в учебных группах, где готовят специалистов широкого профиля, в программы вводили модули для обучения нескольких человек узкой специализации. В них сегодня есть потребность на предприятиях, где есть современные технологии.