Расширяя эстетические горизонты

Аркадий ДЕНИСОВ

Не удержусь от добрых слов в адрес нашей филармонии. Имея своих классных исполнителей, она ищет разнообразия в концертах, стремясь удовлетворить эстетические запросы костанайцев. К нам периодически приезжают коллективы Казахстана и ближнего зарубежья. Совсем недавно Елена Воробей и Ефим Шифрин собрали полные залы, а вслед за ними к нам пожаловал шансон, любимый многими жанр. Но, что странно, билетов на концерт Владимира Чернякова, Михаила Шелега и Владимира Асмолова было продано немного. Цена ли билетов отпугнула или неизбитый термин «шансон» насторожил, но ползала пустовало.

Между тем этот жанр заслуживает внимания. Он зародился во Франции на рубеже XIX-XX веков как непременный атрибут кабаре и приобрел огромную популярность. Еще бы, ведь здесь пели Морис Шевалье, Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Сальваторе Адамо. Они исполняли песни собственного сочинения, где важнейшей была поэтическая составляющая. Адамо я услышал в 1965 году, приехав к другу в Вильнюс. «Падает снег», глухой голос певца навевал глубочайшую тоску, что шло вразрез с требованиями социализма - отражать индустриальную мощь страны и веру в светлое будущее. Песни ранних шансонье носили исповедальный характер, они впускали слушателя в личную жизнь и чувства исполнителя. И это очень подкупало.

С середины прошлого века шансон все больше приобретал эстрадный уклон, в мелодиях можно было обнаружить элементы легкой музыки, рока, «латиноса», поэтическое содержание песни становилось все более облегченным. Это был уже не совсем шансон. Но в новом варианте выступали такие звезды, как Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Патрисия Каас, Лара Фабиан, имеющие собственную неповторимую манеру исполнения. Сегодня граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна. Но по традиции в музыкальном мире всех исполнителей на французском языке называют шансонье.

Еще более затруднительно определить границы русского шансона, под крышей которого сожительствуют блатные, лагерные, эмигрантские военные песни, городской романс. Да, собственно, многие к шансону относят в первую очередь репертуар «Лесоповала», «Бутырки», Михаила Круга, так называемую лагерную романтику. Хотя начиналось все с Петра Лещенко, Александра Вертинского, а затем - Марк Бернес, Клавдия Шульженко, позже - Вика Цыганова, Люба Успенская, Стас Михайлов. Шансон прочно занимает лидирующее место в хит-парадах России, здесь ежегодно торжественно вручается премия «Шансон года». А радиопередача «Радио «Шансон» работает круглосуточно и является наиболее востребованной среди автомобилистов.

Два слова о концерте в Костанае. Российские шансонье разделили время выступления по полчаса на каждого, пели строго свои песни. Получалось у них очень прилично, хотя и в разных стилях, причем Александр Черняков сразу предупредил, что ни «Мурку», ни «Белого лебедя», а тем более «Владимирский централ» петь не будет. Не его вкуса. Зато исполнил красивые мелодичные песни на сильной поэтической основе.

В выступлении Михаила Шелега преобладали эстрадные ритмы, не предполагающие тонкого душевного настроя и сопереживания. Этакие балаганные ужимки и не самые удачные шутки. Мне он на фоне выступления товарищей просто не приглянулся.

Владимир Асмолов сразу же открестился от шансона, заявив, что ему ближе городской романс. Ну, певцу виднее, в каком жанре его программа, только вот сам концерт все же назывался «Шансон». Выходит, коллеги не договорились о деталях...

В целом от выступления гостей осталось хорошее впечатление, хотя его портила излишне громкая «минусовка». Ну, не на молодежную же тусовку пришли люди и не по децибелам оценивается уровень мастерства.

На выходе многие говорили, что ожидали музыкальное сопровождение в виде гитары, баяна, аккордеона. Людям не хватило камерности, доверительности. Очарование песни подавлял оглушающий звук. Хочу заметить, это вообще беда многих концертов, проходящих в зале филармонии. Не раз наблюдал, как люди в зале зажимали уши, а некоторые в знак протеста покидали места. Здесь желательно навести порядок.