Районные акимы просят Prado

Ольга ЛИХОГРАЙ

Кризис и критика не мешают чиновникам приобретать дорогие автомобили импортного производства 

До конца этого года в Костанайской области появится 112 новых служебных машин, на покупку которых бюджет региона выделил 659 млн тенге. Большинство, как следует из данных сайта госзакупок, уедет к акимам районов, сельских округов и руководителям различных районных и сельских отделов. В списке предпочтений - в основном высококомфортабельные внедорожники с повышенной проходимостью. Как выяснила «НГ», даже в условиях кризиса и «сложного бюджета», о котором не раз говорил глава региона Архимед Мухамбетов, служебные аппетиты чиновников не убавляются. 

Подарок для районов

О том, что бюджет региона в этом году раскошелился на массовую замену служебных автомобилей, «НГ» сообщили в управлении экономики и бюджетного планирования акимата Костанайской области. Масштабный закуп объяснили «поголовным» износом и технической неисправностью машин. 

Такие Toyota Land Cruiser -200 многие районные акимы назвали на 100% изношенными

- Массовое приобретение служебных транспортных средств для госучреждений области было произведено в 2007 году. Проведенный в 2016 году анализ технического состояния и износа транспортных средств показал: количество автомобилей со 100% износом составило 271 единицу, - сообщил в ответ на официальный запрос «НГ» руководитель управления экономики и бюджетного планирования Ерлан СПАНОВ. - Технически неисправных - 65 единиц, арендуемых автомобилей - 43 единицы. Также следует отметить, что в связи с изношенностью служебного автотранспорта области ежегодно на приобретение автозапчастей и ремонт транспортных средств тратятся значительные средства.

Львиную долю средств потратят на закуп машин для госслужащих районного уровня. Объяснение простое: с 2018 года 45 сельских округов (свыше 2 000 жителей) всех районов области перейдут на четвертый уровень бюджета.

- Это означает переход на местное самоуправление. В округах местное сообщество, состоящее из жителей, будет решать, на что лучше акимам потратить налоги, - объяснила руководитель управления финансов Сауле АЙМУХМБЕТОВА. - Расходы бюджета акимы сельских округов будут верстать самостоятельно, исходя из сумм собранных налогов. Районный бюджет при выделении трансфертов в сельские бюджеты будет делать упор на социальную сферу.

Другими словами, оправдать покупку дорогой машины для сельского акима будет сложнее, да и районным бюджетам придется ужаться. Видимо, в связи с этим область в качестве «прощального» подарка выделила средства на обновление авто половине районных акимов, не считая акимов и руководителей отделов сельских округов.

Предпочтения первых лиц районов показательнее остальных, ведь еще три года назад они говорили о готовности пересесть в более дешевые авто. А уже в этом облюбовали новенькие  Toyota Land Cruiser Prado - именно эту иностранную модель чаще всего выбирают чиновники. Налогоплательщикам выбор объяснили ужасным состоянием сельских дорог, по которым без импортного внедорожника ни проехать ни пройти. При этом бюджетные траты на содержание этих самых дорог оказались куда скромнее автомобильных запросов «хозяев» районов. 

В связи с изношенностью и неисправностью

Одни из самых высоких требований к новому транспорту предъявили акимы Денисовского и Сарыкольского районов, которые еще в начале февраля этого года объявили о покупке двух внедорожников стоимостью 23 и 21 млн тенге. Руководитель аппарата Денисовского района Алия ИСМАГАМБЕТОВА тогда объясняла покупку республиканской газете «Время» тем, что у них «очень плохие дороги, область уже несколько лет на их ремонт деньги не выделяет, у нас много грейдеров». И. о. руководителя аппарата Сарыкольского района Ораз УТЕТЛЕУЕВ утверждал, что «не всегда дороги позволяют зимой проехать куда надо».

Практически то же самое оба руководителя повторили в ответ на письменный запрос «НГ» в конце марта, добавив фразы об изношенности и неисправности авто.

По официальным данным аким Рудного Бахытжан Гаязов ездит на Kia Mohave местной сборки, но зачастую его можно увидеть на новеньком Toyota Land Cruiser 

- Согласно нормам обеспечения государственных органов служебными автомобилями, аппарату акиму положено пять автомобилей. В настоящее время имеется всего 4 единицы техники, изношенность двух автомобилей составляет более 100%, двух - более 60%, - отметила Исмагамбетова.

- При последнем обновлении автопарка аппарат акима района приобрел автомобиль Mitsubishi Pajero IV, 2008 г. в., стоимостью 4 996 000 тенге, - сообщил Утетлеуев. - Данный автомобиль имеет 100% изношенности и находится в неисправном техническом состоянии, что не позволяет эффективно организовывать работу аппарата акима района.

Назвать стоимость и марки новых «помощников» в эффективной работе акимов нам наотрез отказались, но, судя по характеристикам, это комфортабельные Prado. Не назвали марки новых служебных авто и акимы Узункольского и Наурзумского районов, зато подробно описали, как тяжело им передвигаться на старых машинах.

- Автомобиль Lexus Lx 470, 2006 года выпуска, был передан на баланс района в 2012 году, износ 100%, - посетовал Узункольский аким Канат САРСЕМБАЕВ. - Планируется приобретение служебного автомобиля, тип двигателя 4-цилиндровый, рядный, 16-клапанный, с максимальной скоростью - 160 км/час.

В аппарате акима добавили, что это обязательно будет полноприводный внедорожник, потому что «по нашим дорогам только на внедорожниках и ездить». На вопрос, на чем сейчас ездит аким, если его Lexus - почти хлам, ответили: «Приходится на нем и ездить». Аналогичная участь постигла акима Наурзумского района Талгатбека ДАИРОВА, который до сих пор ездит на Toyota Land Cruiser, полностью изношенный еще два года назад.

- В настоящее время я езжу на автомобиле марки Toyota Land Cruiser GX-100, 2007 года выпуска, изношенность которого еще в 2015 году составляла 100%, - ответил на письменный запрос «НГ» Даиров. - Ежегодно на техническое обслуживание из бюджета расходуются денежные средства. Приобретение нового служебного автомобиля 2016 года выпуска запланировано в апреле 2017-го. Требования к автомобилю: высококомфортабельный, 5-местный, полноприводный, с повышенной проходимостью, емкостью бака 138 литров, 32-клапанный, V-образный, 8-цилиндровый бензиновый двигатель объемом 4 608 куб. см. 

Объем и цвет не подошли

Модель аким не обозначил, но, как пояснила руководитель аппарата акима Наурзумского района Айнагуль САУТБАЕВА, это будет Toyota Land Cruiser Prado стоимостью 22 910 714 тенге.

- Машину еще не приобрели, потому что не смогли подобрать бак с такой большой емкостью, - объяснила Саутбаева. - У нас протяженность дорог большая, поэтому хотели автомобиль с большим запасом топлива. Сейчас характеристику изменили и поставили бак емкостью 93 литра и более, подбираем варианты.

Чиновничья дотошность в желании приобрести конкретно облюбованный автомобиль пока не позволила сделать выбор и акиму Житикаринского района Абаю ИБРАЕВУ. На его пути камнем преткновения стал цвет.

- Марка моего служебного автомобиля - Toyota Land Cruiser GX, 2005 года выпуска, который был приобретен в 2007 году, б/у, - ответил на вопрос «НГ» о старой служебной машине Ибраев. - В настоящее время автомобиль находится в технически неисправном состоянии. В текущем году планируется приобретение 9 единиц служебного автотранспорта, не ранее 2016 года выпуска, марка и модель авто будут определены по итогам госзакупок.

Руководитель аппарата акима Житикаринского района Светлана БЕРДИЧЕВСКАЯ позже сообщила, что маркой акима стала Toyota Land Cruiser за 21 740 000 тенге. Правда, в наличии оказался автомобиль только белого цвета, а аким заказывал черный.

- В технической характеристике у нас прописан черный цвет, а предлагали только белый, - пояснила Бердычевская. - Пока определяемся. Возможно, вообще откажемся от покупки в пользу более дешевого автомобиля. Пока госзакупки не состоялись, думаем.

В больших раздумьях по поводу нового служебного транспорта и аким Камыстинского района Жанабай БИСИМБАЕВ. Тот самый, которому три года назад уже не повезло с приобретением Toyota Land Cruiser Prado за 13 млн тенге. Информация о намерении сделать дорогостоящую покупку после публикации в «НГ» вызвала такой общественный резонанс, что акиму пришлось отказаться от Prado в пользу нужд района. В этом году Бисимбаев вновь положил глаз на Prado и даже успел заложить из бюджетного кошелька 19 150 000 млн тенге, но покупка вновь на грани срыва. На этот раз вовсе не из-за общественного резонанса, а из-за ...кризиса.

- Хотели приобрести Toyota, скорее всего, Prado, - сообщил руководитель аппарата Камыстинского района Жандос СЫЗДЫКОВ. - Но теперь не факт, что приобретем, потому что стоимость закладывали по старым расценкам - до кризиса, а сейчас, как я лично узнавал, Prado 2017 года выпуска стоят не ниже 20 000 000 -21 000 000 тенге, поэтому не факт, что мы вообще купим машину. 

Забавная арифметика износа

Хотя, как признал Сыздыков, ездить на старом автомобиле акиму просто невозможно - настолько он потрепан. Попутно руководитель районного аппарата объяснил, как, в принципе, высчитывается износ автомобилей чиновников.

- Аким использует служебный автомобиль Toyota Camry, 2007 года выпуска, - пояснил Сыздыков. - На основании приказа Минфина РК годовым нормам износа по долгосрочным активам госучреждений на автомобильный транспорт предусмотрен износ в размере 15% в год. В связи с этим служебный автомобиль марки Toyota Camry имеет 100% износ.

Если быть точным, то все 135% , а в 2014 году, когда Бисимбаев замахнулся на Prado, износ уже был 90%. С тех пор Toyota Camry исправно возит акима, несмотря на арифметику, по которой замену любого автомобиля можно оправдывать каждые 5 лет - потрепанность автоматически будет составлять 75%!

Интересно также сравнить суммы бюджетных средств, выделяемых на ремонт районных дорог и покупаемых в связи с их разбитостью внедорожников. К примеру, Денисовский акимат на годовое содержание дорог районного значения и на их текущий ремонт выделил двумя лотами почти 17 млн тенге, а авто акима оказалось на 6 млн дороже! То же самое в Камысты, где годовое и текущее содержание дорог районного значения обошлось бюджету почти на 1 млн дешевле автомобиля акима. Чиновники могут возразить: средства на дороги выделяются ежегодно, а на служебную машину раз в 5-10 лет. Однако в областном акимате четко дали понять: каждый год на приобретение автозапчастей и ремонт транспортных средств чиновников «тратятся значительные средства», не говоря уже о расходах на дорогой бензин, страховки и т. д.

О том, что крупнолитражные служебные машины импортного производства «обходятся в содержании дороже, чем сотрудник среднего звена», еще три года назад заявлял председатель Агентства по делам госслужбы Алихан Байменов. И призывал экономить на автотранспорте чиновников. Расчеты, позволяющие реально беречь бюджет, приводили и местные производители.

- Для ухабистых дорог как раз отлично подходит Rexton, который в 2 раза дешевле Prado, поскольку его клиренс (дорожный просвет) больше, чем у Land Cruiser, соответственно, риск повреждения автомобиля меньше, - подчеркивал «НГ» в 2014 году председатель правления АО «АгромашХолдинг» Алексей СИДОРЕНКО.

С 2017 года полноприводные внедорожники Rexton и Fortuner в Костанае не производят - вышел срок действия сертификатов соответствия, но еще в прошлом их можно было массово закупить для чиновников за 6-8 млн тенге. Сейчас в ТОО «СарыаркаАвтоПром» собирают полноприводные «Нивы-Шевроле» - самое то для районного бездорожья, не дороже 5 млн тенге.

В своих запросах районным чиновникам «НГ» прямо поинтересовалась: как они относятся к предложению Нурсултана Назарбаева использовать для службы авто отечественного производства. Все без исключения ответили, что к словам Елбасы относятся положительно, но некоторые оговорились: «Причина предпочтения авто импортного производства связана с техническими характеристиками, уровнем комфорта, безопасности и качества сборки», а еще «со слабостью российского автопрома и становлением казхастанского». А вы говорите, кризис... 

Фото Николая СОЛОВЬЕВА