В педиатрии сегодня - сплошные разрывы

Галина КАТКОВА

Специалисты вроде наших врачей общей практики в США, например, актуальны только для отдаленных районов

 

Начнем с отличной новости - премьер-министр Казахстана Бакытжан САГИНТАЕВ поручил восстановить в медицинских вузах факультеты педиатрии. Означает ли это в целом возвращение здравомыслия в организацию работы детских врачей, пока наверняка сказать трудно. А вот насколько нужно такое возвращение и возможно ли сегодня, когда медицинская служба детства уже реформирована до неузнаваемости, «НГ» спросила заслуженного врача РК, педиатра с 35-летним стажем Купей МАЛЬЧУБАЕВУ. Если быть до конца точными, то она сама предложила эту тему. Сказала, очень и очень волнует. 

Начало положено 

- Купей Абдрахмановна, мы с вами ситуацию в педиатрии обсуждали неделю назад, до принятия решения премьером. Вы потом даже позвонили с вопросом, не потеряла ли тема актуальность. Думаю, одним поручением, которое к тому же сию секунду исполнить невозможно, проблемы педиатрической службы в современном ее состоянии исправить невозможно. Ваше мнение?

- Да, конечно. Но все равно хорошо, правильно, что факультеты восстановят. Это означает, что в Казахстане возвращаются к мысли, которая изначально в медицине была аксиомой: педиатры - особый народ, особые врачи. Нельзя создать детского доктора, послав на две недели на специализацию терапевта. В педиатрии все другое - течение детских болезней, симптоматика, диагностика. Мы начинаем работать с малышом, который даже не говорит, не может описать, что чувствует, уточнить, где и как болит. Это взрослый вам наговорит с три короба, еще и симптомы себе напридумывает… Я, кстати, поэтому именно и не стала терапевтом. У детей все честно. Но и врач для них должен быть очень профессиональным, внимательным, обладающим интуицией… Это все в первую очередь про педиатров. 

- А две недели специализации - это про ВОПов?

- Да, я знаю, примерно в такие сроки врачей общей практики, к которым идут в поликлиниках все в соответствии с новой организацией первичной медицинской помощи, специализируют по педиатрии и еще посылают в центральные вузы. А взрослые терапевты во все времена боялись принимать детей. Это вам любой из моих коллег подтвердит. Еще, в принципе, здорового ребенка, который затемпературил, посмотрят, а если с хроническим заболеванием - только к педиатру, которых может и не быть. 

- Но нынешняя система вроде тоже предполагает следующее: затрудняется ВОП - направляет ребенка к педиатру. Правда, я не понимаю, а зачем нужен этот лишний шаг, если можно сразу к детскому врачу?

- Это одно. А другое - где педиатров-то брать собирались через несколько ближайших лет? Без факультетов педиатрии они же становятся, как динозавры. Вымирающий вид. Так что еще раз порадуюсь решению правительства. Досадно только, что сегодня приходится исправлять ошибки, которых могло не быть. Ведь когда уничтожали факультеты, против высказывались видные врачи, академики от медицины, авторитетные педагоги. Никого не услышали. 

«Для отдаленных районов США» 

- Ссылались, как во всех реформах медицины, на мировой опыт.

- Но ему-то тоже слепо следовать нельзя. Тем более что он разный. Я недавно в газете «Эксперт здоровья» натолкнулась на интересное интервью с американским педиатром Инной Ли. Она наша соотечественница, училась в Новосибирском мединституте, работала в Алма-Ате. Потом уехала в Америку, где подтвердила свой диплом, и работает там по специальности - детским врачом. Корреспондент ее как раз спрашивала о том, как в США действует педиатрическая служба и как она сосуществует с врачами, аналогичными нашим врачам общей практики. Я хотела бы ответ прямо процитировать: «Когда всю семью наблюдает один доктор - такое встречается только в отдаленных районах США. Семейный врач там может быть в том числе и акушером- гинекологом: он ведет беременность, роды принимает, потом и ребенка наблюдает. Но это крайне нераспространенная ситуация. Семейный врач в большом городе не нужен. Там семейные врачи смотрят только взрослых. Крайне редко (когда родителям так удобно, они доверяют врачу) еще и детей». Вот вам пример мирового опыта. Магистратура? Резидентура? Да, в Америке их проходят, но уже обученные педиатры. 

- Купей Абдрахмановна, а как вы относитесь к объединению взрослых и детских поликлиник? Делалось это под лозунгом «Все для удобства населения».

- А теперь минздрав изучает мнение населения и, уверена, слышит множество нареканий. На мой взгляд, такое объединение - это непродуманный шаг и неправильная организация процесса. В свое время в Костанае у нас была единственная детская поликлиника № 3, которая соседствовала со взрослой, но вход там был отдельный. И педиатры были наши. Просто оттуда в больницу с детьми ездить было далеко. И только поэтому часть педиатрической службы была от нас отделена. 

Вернуться к принципу возможно 

- «Мы», «от нас»… Это вы имеете в виду городскую детскую больницу?

- Объединенную городскую детскую больницу. Уточнение важное. Потому что это и был центр педиатрической службы Костаная. В состав этой больницы входил стационар и четыре поликлиники. А также к нам относились медики дошкольных учреждений. В объединении проводилась постоянная учеба, планерки, встречи. Кто куда ездил учиться, по возвращении с курсов усовершенствования все, что мог, рассказывал коллегам. То есть наше объединение координировало всю работу по медицинскому обслуживанию детского населения, которого в Костанае было более 40 тысяч. На врачебных конференциях разбирались сложные случаи, смертельные. Я 17 лет была главным врачом этой больницы. И, например, ни разу за это время мы с коллегами не допустили не то что эпидемии, но ни одной вспышки инфекционных заболеваний в городе. Прекрасно было поставлено прививочное дело. Реабилитацию какую наладили. Помните, может, в больнице была соляная шахта - это мы опыт Петербурга переняли и внедрили, баня, бассейн. Потому что цикл лечения ребенка начинался и заканчивался профилактикой.

А сравнительно недавно все решили разъединить. И детские поликлиники влить в состав взрослых. Произошел разрыв. Какой? Ослабели необходимые связи внутри всей педиатрической службы. Врачи поликлиник варятся в своем котле, больничные - в своем. Общаются друг с другом мало. И присоединился еще один момент - начали действовать ВОПы. Ну, об этом мы с вами уже говорили.

В 90-е годы была порушена наша материальная база, а к сегодняшнему дню деформирована и разрушена сама система. Повторюсь, в педиатрии нет общей связи. В отсутствие спецполиклиники все кинулись по платным клиникам. Ну пришел родитель на платный прием. Осмотрели, сделали назначения. А второй прием - тоже платный, и человек уже не приходит, потому что ребенку полегчало, и семья не хочет второй раз платить. Мы провоцируем таким образом хронизацию детских болезней. Имеете деньги и ходите к платному специалисту столько, сколько скажет? Но из коммерческой медицины информация о состоянии здоровья ребенка никуда больше не идет - ни в садик, ни в школу. Частные врачи и не обязаны это делать. Получается разрыв. Где лечился, как лечился... Представления в целом о здоровье ребенка ни у кого нет. 

- То есть вы за старую советскую систему?

- Я за ту систему организации педиатрической помощи, при которой все было в общем цикле. 

- А вы думаете, что ее можно вернуть?

- За весь Казахстан не берусь ответить. Но в масштабах города, почему нет? Будем реалистами - 100-процентно прежнюю систему не восстановишь. Но к работе по принципу, когда педиатрия является единой службой, в которой ребенок все время в поле зрения, не теряется… - вернуться организационно к такому принципу вполне можно. В Костанае еще не все потеряно для этого - есть педиатры, есть педиатрические участки. Надо только захотеть и принять необходимость такого подхода. Тем более что открыто реабилитационное отделение в детской больнице, а связь еще недостаточная. Многие больные могут лечиться здесь, не выезжая за границу. Отделение уникальное.

Досье «НГ»

Купей Абдрахмановна Мальчубаева в 1965 году окончила медицинский институт в Алма-Ате, выпускница факультета педиатрии. После института работала педиатром в Наурзумском районе, затем - врачом-ординатором в областной больнице. В 1974 году стала заместителем главного врача, а затем главным врачом  Костанайской городской детской больницы, ставшей объединенной.