Лечат не таблетки, а деньги?

Галина ПЕТРЕНКО

Средства на бесплатные лекарства для амбулаторных больных кончились даже раньше обычного

Для «Нашей Газеты» эта тема уже как прогноз погоды. Когда ни возьмись за нее, а беремся мы за нее ежегодно, всегда актуальна. Шесть месяцев в году лекарства бесплатные для амбулаторных больных или начинают заканчиваться, или опаздывают поступать.

Арифметика болезни

На этот раз первыми в «НГ» обратились люди, страдающие хронической обструктивной болезнью легких. Говорят, стало невозможно бесплатно получить беродуал, онбрез, симбикорт. Лекарства, жизненно необходимые и при этом весьма дорогостоящие. Средние цены в аптеках: беродуал - 3 000 тенге, симбикорт - 17 000 тенге, онбрез - 10 000 тенге, а еще берут отхаркивающие средства типа бромгексина за свои деньги, без этого тоже не обойтись. У человека, с которым мы разговаривали, еще и сердце шалит, давление нестабильно. Редко же так бывает, что тяжелое основное заболевание мучает в одиночку, к нему постепенно присоединяются сопутствующие хвори. А это деньги. В итоге при пособии по инвалидности в 35 000 тенге жить не на что.

При этом, отмечают, в нынешнем году трудности с бесплатными лекарствами - прямо как осенние холода, наступили раньше традиционного срока. Были времена, когда льготное обеспечение дотягивало и до ноября. А в этом году проблемы для больных ХОБЛ стали обозначаться уже в конце августа.

К жалобам в редакцию на ту же проблему присоединились диабетики. Не инсулинозависимые, а те, кто получает сахароснижающие таблетированные препараты. Мы позвонили в справочное по поводу наличия сиофора и получили ответ: мол, что ж вы так поздно звоните, летом был, а сейчас лекарство, закупленное по основному тендеру, кончилось, может, будет проведен дополнительный конкурс, но ничего определенного сказать не можем.

До этого гипертоники сообщали, что трудно «отоварить» рецепты именно на выписанные препараты.

Все шире и шире, и шире

Примеры, наверно, можно было еще подсобрать для этого материала. Но смысл? Ответы известны. Определяющий один - не хватает денег. Повторюсь, мы пишем о проблемах с бесплатным обеспечением амбулаторных больных регулярно, ежегодно делаем запросы в управление здравоохранения. Подняли ответы, посмотрели публикации.

И получилось, что государство, хронически не выполняя свои обязательства перед такими гражданами, эти обязательства расширяет... продолжая масштабно не выполнять.

Буквально несколько фактов из прежних публикаций.

2008 год. После жалоб больных «НГ» пишет в ноябре, что уже почти два месяца назад закончились сахароснижающие препараты.

2011 год. Их же перестали выдавать бесплатно в октябре. А в апреле того же года еще не было лекарств от гипертонии.

2012 год запомнился колоссальной разницей между средствами, выделенными на бесплатное лекарственное обеспечение из областного бюджета, - 533,6 млн тенге и потребностью, рассчитанной областным управлением здравоохранения, - 1,5 млрд тенге.

Но этот год характерен еще и тем, что именно в 2012-м минздрав на 40% расширил перечень лекарственных средств, которыми государство обязалось снабжать амбулаторных больных бесплатно: со 179 до 276. И отменил при этом сооплату, когда 50-процентную стоимость препаратов, например, для гипертоников должно компенсировать государство, а половину все-таки платил больной. С тех пор все стало теоретически бесплатно, зато кончаться практически начало уже с октября. И с тех пор дефицит средств на обеспечение заявленных государством обязательств в Костанайской области ежегодно стал достигать миллиарда тенге или немногим меньше.

Кстати, государство вовсе не из альтруизма расширило список бесплатных препаратов. Здравоохранение давно находится в состоянии реформирования. Одна из стратегических целей - меньше денег затрачивать на стационарное лечение, которое стоит дороже амбулаторного. А для этого необходимо заниматься профилактикой болезней, больше лечить на уровне поликлиник. В обеспечение этой модели были затеяны скрининговые программы, в рамках которых уже несколько лет бесплатно обследуются граждане, у них выявляют ранние признаки заболеваний, дающих грозные осложнения. Самый понятный пример - гипертоники. Прихватил ранней терапией повышение давления - снизил риск инфаркта и инсульта, которые неминуемо уложат в стационар и чреваты инвалидностью, потерей трудоспособности и переходом на соцобеспечение. Так что дело не в филантропии.

Скрининги дали эффект, который везде почему-то называют неожиданным. Хотя разве не на него был расчет у авторов модели реформ? Выявлено было большое количество людей, которых убеждали, что им надо срочно начинать лечиться. Это будет ответственное поведение. И они взялись лечиться - пошли в поликлиники за бесплатными рецептами. Им же сказали, что положено. А система, и так далеко не безупречная, вовсе не выдержала напора.

По принципу Масяни

Страдают все. Но больше всего больные с тяжелейшими хроническими заболеваниями, для которых бесплатные лекарства - часто не подспорье, а действительно гарантия того, что они будут жить. Они же теперь в общей массе тех, на кого средств не хватает.

Пример пациентов с хронической обструктивной болезнью легких даже не самый яркий. В ноябре-декабре прошлого года на блоге акима области появлялись жалобы на то, что у женщины с множественной миеломой (онкозаболевание) нет возможности получить велкейд, из Лисаковска писали о том, что с сентября для ребенка с эпилепсией нет топамакса, упаковка которого стоит 45 900 тенге, а нужно две на месяц. Из Камыстинского района жаловались, что нет противосудорожных таблеток демакина хроно... Людям отвечали, что к ноябрю фонд на бесплатные препараты освоен уже на 92%, в декабре - на 96%. А тендер на следующий год только в феврале, а лекарства, следовательно, - в марте.

Так из года в год. Государство ведет себя, как мультяшная героиня Масяня, декларируя, но не обеспечивая высокие цели, жмурится и на вопрос «Как быть?» отвечает: «Как-нибудь так».

В лучшем случае в справочном аптек сотрудники скажут участливые слова о том, что еще, может, будут проведены дополнительные тендеры.

Что дальше?

Мы, кстати, запросили управление экономики и бюджетного планирования о том, есть ли еще намерение до конца года уточнить местный бюджет в пользу здравоохранения.

- На предпоследней сессии уже выделяли дополнительно 50 млн тенге, так что до конца года вряд ли, - ответил руководитель управления экономики и бюджетного планирования акимата Костанайской области Ербол СПАНОВ.

Может, государству все-таки стоит сузить круг своих обязательств: зачем обещать, если не можешь сделать? Обеспечивать прежде всего больных с непосредственной угрозой жизни.

- У нас же еще проблема - из дома практически не выходим, бегать по аптекам должны родственники, друзья, вооружившись доверенностями, - рассказывал больной ХОБЛ с 10-летним стажем заболевания, - ну, почему бы таким, как мы, которые все равно уже никогда не выздоровеют, не выдавать лекарства, которые нужны как вода, как воздух, сразу на весь год? А по менее тяжелым заболеваниям граждан обеспечивать уже исходя из финансовых возможностей бюджета.

Вопрос о сужении обязательств мы задали и нынешнему руководителю департамента Комитета контроля медицинских и фармацевтических услуг Оралу БЕКМАГАМБЕТОВУ. Еще недавно он возглавлял управление здравоохранения. И знает проблему со всех сторон.

- Система действительно не выдержала наплыва людей, которые имеют право на бесплатное лекарственное обеспечение, - признал он. - Но ведь ситуация не стоит на месте. Даже с нынешними проблемами Костанайская область с конца перебралась в середину списка по суммам, которые бюджет выделяет на бесплатные лекарства. И я думаю, что в ближайшие годы обеспечение амбулаторных больных существенно улучшится. Да, имею в виду приток страховых денег, который выровняет финансирование по регионам. Сейчас все зависит от возможностей местного бюджета, со следующего года, а еще больше с 2018-го - от возможностей общего страхового фонда. Кроме того, со следующего года единый дистрибьютор ТОО «СК-Фармация» берет на себя снабжение препаратами регионов по 47 позициям.

Это действительно хорошая новость. Единый дистрибьютор, а следовательно, республиканский бюджет в свое время взял на себя обеспечение больных инсулинами. И перебои с поставками их прекратились. И дело не только в возможностях республиканской казны, но и в ценообразовании на льготные препараты. Вот это на местном уровне тема закрытая, тот же департамент Комитета контроля это не проверяет, прав нет.

В феврале на коллегии министерства здравоохранения вице-премьер Дарига НАЗАРБАЕВА обращала внимание на ценобразование при лекарственном обеспечении. А чуть позже председатель правления ТОО «СК-Фармация» Нуржан АЛИБАЕВ заявлял: проблем с закупками в регионах действительно много. На правительственном уровне рассматривается вопрос о том, чтобы амбулаторное лекарственное обеспечение передать единому дистрибьютору. Чем это эффективно? Во-первых, мы ставим четкие сроки по закупкам. Во-вторых, конкурсы у нас проводятся прозрачно, и с этого года мы переходим на электронные закупки. В-третьих, когда закупки проводятся для одного медучреждения - это одна цена, а когда в масштабе страны - другая, существенно выгоднее.

Пока речь не идет о том, что будет отдано все, но и закуп пятой части препаратов - это существенно.