В поисках баланса между интересами бизнеса и потребителей услуг

Сегодня проверки предпринимателей строго регламентированы

Евгений ШИБАРШИН

На совещании в Генеральной прокуратуре РК, посвященном вопросам защиты прав предпринимателей, председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев заявил, что бизнесу мешает большое количество проверок. Не получится ли так, что, защищая права предпринимателей, государство останется без рычагов для защиты прав потребителей?

За неправомерное вмешательство - наказывать

Постановка вопроса не надумана. На встречах местной власти с населением, когда граждане жалуются на различные нарушения, допускаемые частниками, нередко можно услышать, что возможности контролирующих органов ограничены. Дескать, проверки сейчас регламентированы, и приход государственного контролера вне плана органы прокуратуры могут оценить как неправомерное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями для проверяющего.

В итоге возникает ощущение незащищенности своих прав. Общественные организации по защите прав потребителей работают по факту и ничего не могут сделать для предотвращения нарушений, создающих угрозу жизни. Тем не менее Тимур КУЛИБАЕВ на вышеупомянутом форуме возмущался:

- По стране 61 контролирующий орган.В состоянии ли малый и средний бизнес содержать такой штат работников, чтобы обсудить вопросы стольких ведомств? По отдельным проверкам есть 8 000 позиций, которые предприниматель должен держать на контроле. В прошлом году было организовано 54 000 проверок в отношении предпринимателей.

Председатель правления «Атамекен» предложил на законодательном уровне провести анализ функций и полномочий, которые есть у госорганов:

- Излишние должны быть пересмотрены. Мы должны дать возможность предпринимателям заниматься их основным видом деятельности - предпринимательством, производить товары и услуги, а не разбираться с проверяющими организациями.

Если учесть, что подобного рода «разбирательства» иногда заканчиваются тем, что предприниматель стоит перед выбором: заплатить штраф или дать взятку, то стремление максимально ограничить поле для коррупции вполне разумно. Но как найти границу, в пределах которой и предприниматель будет защищен от мздоимцев, и потребитель не пострадает от стремления частника получить доход любой ценой?

Решающую роль в поиске этого равновесия пока играет государство. Хотя, с другой стороны, именно чиновники своими коррупционными действиями препятствуют установлению баланса интересов бизнеса и потребителей. Поэтому Кулибаев и предложил Генеральной прокуратуре еще больше оградить предпринимателей от вмешательства контролеров:

- Если мы говорим про бизнес-климат, если нанесен урон предпринимателю, он должен быть возмещен. Мы должны повысить ответственность государственных служащих за неправомерное вмешательство в предпринимательскую деятельность. Каждый предприниматель должен быть уверен, что нерадивые государственные служащие обязательно понесут наказание за свои неправомерные действия, принесшие ущерб предпринимателю.

Всегда можно «докопаться»

Как надзорный орган отреагировал, пока неизвестно, но механизм упорядочения числа проверок с начала 2016 года заработал. Его действие регулируется Предпринимательским Кодексом РК, согласно которому в основу проверок и иных форм контроля положены задачи сохранения безопасности жизни населения. Выделены объекты, имеющие высокую и незначительную эпидемическую значимость, в которых проверки проводятся по особому порядку. В группах высокого риска - не чаще 1 раза в полгода, в группах среднего риска - не чаще 1 раза в год. К этим категориям относятся объекты, связанные с обучением, проживанием и питанием детей, большинство медицинских и оздоровительных учреждений, ряд предприятий пищевой промышленности, а также общественного питания, имеющие более 50 посадочных мест, водоемы и системы централизованного водоснабжения.

Отдельно выделены внеплановые и выборочные проверки. Они проводятся для контроля исполнения выданных ранее предписаний, по обращениям физических, юридических лиц и госорганов, а также по итогам мониторинга и поручениям прокуратуры. Причем субъекты малого бизнеса освобождены от выборочных проверок и по особому порядку на 3 года со дня своей регистрации.

К иным формам контроля отнесли мониторинг, получение информации для выдачи разрешающих документов, а также действия, направленные на выявление очагов карантинных заболеваний и с целью пресечения нарушений законов, создающих угрозу жизни населения и охране окружающей среды.

Руководитель РГУ «Управление по защите прав потребителей города Костаная» Руслан АБДЫКАЛЫКОВ в разговоре с журналистом «НГ» добавил, что контролирующие органы обязаны иметь график проверок.

- Каждый субъект бизнеса имеет возможность заранее посмотреть, когда и на какую тему будет проверка, за месяц мы вручаем уведомление, - сообщил Абдыкалыков. - Акт назначения проходит согласование в управлении правовой статистики. По итогам проверки мы определяем, нужно ли проверять в следующем периоде.

Мониторинг проводится через закуп продуктов и его обследование. Если они составляют угрозу, тогда проводится внеплановая проверка и принимаются меры. Закуп тоже проводится по графику. Причем в РГУ заверили, что в городе более 700 предприятий торговли, у них нет ни физической возможности, ни средств «обкладывать» своими закупками одних и тех же торговцев. К тому же эта форма используется по продуктам, название которых «спускается» от более высокого руководства. Зачастую по товарам, несоответствие техническим регламентам которых обнаружено в других регионах. То есть мониторят не торговые точки, а товар.

Казалось бы, при такой прозрачности и предсказуемости в работе контролеров бизнес должен идеально выполнять нормы регламентирующих документов. Тем не менее только управление по защите прав потребителей Костаная по итогам всех видов проверок с начала 2016 году к административной ответственности привлекло 349 человек. Правда, среди них больше должностных и физических лиц, чем предпринимателей, но видно, что в некоторых вопросах и бизнес нуждается в контроле.

- Иногда предприниматели даже благодарят нас за выявленные нарушения, - сказал Абдыкалыков. - Тут срабатывает человеческий фактор: о недостатках они знали, но устранение их постоянно откладывали на «завтра». А это могло привести к серьезным последствиям.

О том, что в бизнес-сообществе с пониманием относятся к выявлению контролирующими органами нарушений, которые создают угрозу здоровью и жизни людей, подтвердил и заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Самат САДВАКАСОВ.

- Если в ходе проверки выявляют несоответствие установленным нормам и ничего лишнего, то это нормально, - пояснил Садвакасов. - Но всегда есть что-то, до чего можно «докопаться». Например, какая температура должны быть в курительной комнате… Нужно оставить только то, что необходимо для обеспечения безопасности потребителей.

Права потребителей расширили

Похоже, власти за последнее время немало сделали в интересах предпринимателей. Например, количество разрешительных документов для бизнеса за последние 5 лет уменьшилось примерно в 4 раза. К тому же решения местных и республиканских властей, связанные с предпринимательской деятельностью, сейчас обязательно должны проходить экспертизу в бизнес-сообществе. По информации Садвакасова, в Костанайской области через согласование с «Атамекеном» в год проходит более 200 таких документов. Причем примерно по 10% они дают свои замечания. А много ли прав получили потребители?

Кое-что есть. 21 апреля 2016 года глава государства подписал закон, вносящий изменения и дополнения в 9 законодательных актах по вопросам защиты прав потребителей. Например, теперь уполномоченный орган в лице управления по защите прав потребителей может инициировать иск в суд по обращениям к ним потребителей. Правда, если это будет не менее 10 обращений по одному и тому же вопросу. Специалисты этого управления теперь должны помогать потребителям составить претензию к продавцу некачественного товара и оказывать другую консультативную помощь.

- Мы можем возбуждать и рассматривать вопросы по административным правонарушениям, связанным с несоблюдением прав потребителей, - добавил руководитель управления Руслан Абдыкалыков.

Все это возможно лишь в случаях, когда потребители сами обратятся в управление, да еще и предоставят необходимые материалы. Правда, сейчас, например, для подтверждения факта покупки (если продавец его отрицает) достаточно свидетелей или соответствующих фото- и видеоматериалов. К ответственности можно привлечь и продавца, продавшего товар не по цене, которая указана на ярлыке, а выше. Нужен лишь чек и фото ярлыка.

Тем не менее даже при некотором упрощении процедурных моментов активность людей по защите своих прав в госорганах невысока. Например, за 5 месяцев 2016 года в управление по защите прав потребителей Костаная подано 15 жалоб. 7 из них - по некачественным товарам и связанных с антисанитарным состоянием объектов общепита. В 2015 году поступила 21 жалоба. Если сравнивать динамику по чисто формальным признакам, то результаты реакции на требования бизнеса к государству более впечатляющие, чем у рядовых потребителей. Причина, скорее всего, в том, что бизнес-сообщество более организованно и обладает лучшими возможностями воздействия на власть. Чего не скажешь о гражданском обществе.

Одно утешает - в Костанайской области не случилось массовых отравлений и эпидемий. Последние ЧП этого рода были в 2014 году. Кстати, именно тогда, когда объявили мораторий на проверки бизнеса. Будем надеяться, что совпадение оказалось случайным.