MART и ЦУМ - зона комфортного партнерства

Будущее за крупными торговыми центрами, считает Серик АубакировФото ТРЦ «MART»

Алия ДЖАМАНКУЛОВА

Торговые центры ищут оптимальные варианты для сотрудничества с арендаторами

Переход на свободно плавающий курс национальной валюты в 2015 году определил для казахстанского предпринимателя совершенно новые правила ведения бизнеса. Меняются стратегические задачи, подходы работы с партнерами и клиентами. Рынки сжимаются, что вынуждает менее подготовленный и слабый бизнес переходить в другой сегмент или вовсе сворачивать свою деятельность.
 
В значительной степени кризисные проявления отразились на fashion-индустрии, ведь данный сегмент является одним из самых высокорисковых направлений ведения бизнеса. Существенный отток инвестиций в это направление, учитывая новую экономическую реальность, сказался на доходности управляющих компаний торговых центров, бизнес-центров, а также на собственниках обособленной коммерческой недвижимости (street retail) через закрытие магазинов на их площадях.
 
Эксперты управляющей компании ТРЦ «MART» и ТЦ «ЦУМ» в беседе с «Нашей Газетой» отметили, что сложившаяся нелегкая ситуация на рынке ритейла (розничной торговли) - неизбежный процесс, который приведет к естественному отбору сильных и слабых игроков.
 
- Как многим известно, львиная доля рынка Казахстана заполнена импортным товаром, - рассказывает директор ТРЦ «MART» и ТЦ «ЦУМ» Серик АУБАКИРОВ, fashion retail не исключение. После девальвации тенге в 2015 году мы наблюдаем значительное снижение предпринимательской активности в этом направлении. Так, с августа 2015 года доля вакантных помещений выросла в ТРЦ «MART» с 2 до 3%, в ТЦ «ЦУМ» с 4 до 9%. Наши партнеры (арендаторы), имея обязательства перед поставщиками товара в иностранной валюте, не всегда находят возможности сохранить свои проекты на плаву. Более того, жесткая конкурентная среда, учитывая открытие в г. Костанае множества магазинов сетевых брендовых операторов, оставляет для местного предпринимателя единственный выход - улучшение качества менеджмента. То есть пересмотр контрактов с поставщиками услуг, фиксация платежей поставщику на некоторый период без возможности удорожания товара в связи с изменением курса валют; пересмотр технологий торговли, обучение торгового персонала; эффективный маркетинг; клиентоориентированная программа лояльности для покупателей и многое другое.  
Конкурентным преимуществом наших торговых центров является количество ежедневных посетителей
 
- Какие антикризисные меры вы будете предпринимать, чтобы сгладить последствия ухудшения экономической ситуации как для центров, так и для ваших арендаторов?
 
- Конкуренция растет, рынок пересматривает свои предпочтения, соответственно, отечественный ритейл обречен двигаться в ногу с этими переменами или же вовсе уходить с этого вида деятельности, - считает Серик Аубакиров. - Мы, как и наши партнеры, также обязаны вводить коррективы в подходы к работе с клиентами, и многое уже на стадии реализации. Так, с конца 2015 годы мы запустили ряд направлений по поддержке бизнеса наших партнеров: увеличен маркетинговый бюджет на продвижение наших проектов; разработан ряд семинаров для арендаторов по визуальному мерчендайзингу, техники продаж для продавца и т. п. Семинары будут проводить бизнес-тренеры из Москвы, при этом 95% всех затрат понесет наша управляющая компания. По итогам каждого семинара арендаторы смогут получить соответствующие сертификаты; для наших арендаторов и потенциальных партнеров была разработана система поддержки бизнеса, был разработан каталог франшиз и поставщиков товаров, т. е. арендаторы или потенциальные партнеры получили возможность выбора того или иного товара, при этом мы полностью берем на себя всю коммуникационную поддержку с заграничными поставщиками. 
 
- Могли бы вы привести статистику по динамике потока посетителей? Не фиксируете ли вы спада потребительской активности в ваших центрах?
 
- Приоритетной задачей управляющей компании, как и ранее, остается сохранение высокого трафика посетителей. Анализируя посещаемость торговых центров в 2014-м и 2015 году, можно сделать выводы, что динамика посещаемости в целом положительная. В ТРЦ «MART» прирост 12%, в ТЦ «ЦУМ» прирост отсутствует -3%. В ТРЦ «MART» средний показатель посещаемости сохраняется на уровне 22 000 человек в день, в праздники до 35 000 человек в день. В ТЦ «ЦУМ» средний показатель посещаемости сложился на уровне 8 000 человек в день, в праздники до 15 000. Конечно, выполняя свои обязательства в части обеспечения высокого трафика посетителей, мы не всегда можем влиять на объемы продаж наших арендаторов, поскольку конвертация входящего трафика в совершенные покупки - это задача самого арендатора. Об инструментах арендатора, необходимых для увеличения показателя конверсии, я рассказал выше.
Несмотря на сложное положение, в которое попали управляющие торговыми центрами компании и собственники обособленной коммерческой недвижимости, связанной с закрытием магазинов на их площадях, некоторые торговые центры, такие как ТРЦ «MART» и ТЦ «ЦУМ», все же находят ресурсы для развития и действительно взаимовыгодного партнерства со своими арендаторами. Между тем менее подготовленные к новой экономической реальности арендодатели постепенно теряют своих партнеров, поскольку не в состоянии обеспечить постоянно высокий трафик посещаемости в их центры, а этот показатель, как мы уже знаем, и является конкурентным преимуществом в этом виде отрасли. 
 
- Мы являемся свидетелями больших перемен на розничном рынке. По вашему мнению, сегодняшний кризис - это обвал розничного рынка и возврат к старым временам или это шаг вперед, к повышению профессионального уровня и готовности работать в более жестких конкурентных условиях?
 
- Кризис, как известно, с одной стороны, несет в себе определенные риски и угрозы, а с другой стороны - открывает обширные возможности для развития, увеличения доли рынка. После девальвации мы первым делом максимально снизили риски для наших арендаторов, связанные с увеличением арендных ставок, привязанных к росту уровня инфляции. Такое решение было принято, несмотря на то, что для нас существенно выросли расходы по эксплуатации зданий, коммунальные услуги, строительные материалы, оформление зданий и рекламу. Более того, на 10% увеличены расходы по заработным платам технического персонала, охраны и клининга. Сегодня затратная часть бюджета компании доходит до 50%, это существенно увеличивает сроки окупаемости проектов, но мы готовы идти на это с целью стимулирования предпринимательской активности в сфере ритейла. 
 
Мы, безусловно, уверены, что этот кризис не пройдет бесследно для рынка торговой недвижимости, но мы ожидаем увеличения доли рынка для нас. Уже сейчас можно увидеть пустующие торговые площади на обособленных объектах (первых этажах жилых домов). Многие предприниматели называют такой формат торговли «вымирающим», поскольку вышеназванная локация не обеспечивает высокий трафик посетителей, и соответственно, негативно отражается на торговле. В связи с этим в первую очередь кризис сказался на таком формате торговли. Учитывая масштаб наших проектов (ТРЦ «MART»  - это 33 000 кв. м торговых площадей,  ТЦ «ЦУМ» - 15 000 кв. м), уверен, что сложившаяся экономическая ситуация затронет в меньшей степени, чем иные форматы торговых площадей.
 
Действительно, в последнее время все больше и больше торговых площадей остаются не востребованы рынком. Множество витрин пестрят информацией о сдаче в аренду - даже по самым низким ставкам. Остается вопрос: сформирует ли это спрос на них? Возможно, но не факт, поскольку даже учитывая, что арендная плата является существенной статьей расходов бюджета магазинов, существуют и операционные расходы, такие как закуп товара, логистика, заработная плата сотрудников, налоги, ремонтный фонд, возможно, и коммунальные/эксплуатационные расходы (если это обособленные помещения), и реклама. 
 
Возможно, кризис, который на себе испытывают владельцы торговых центров, собственники отдельных торговых площадей и ритейл - только начало сложного пути, который им предстоит пройти, но даже сейчас уже можно увидеть возможности для развития. Бизнес, учитывая резкое снижение маржинальной выручки, становится более клиентоориентированным, занимается технологиями торговли, что повышает лояльность покупателей к их проекту. Сокращение конкуренции между собственниками торговых площадей расширяет возможности брокериджа (поиска арендаторов), усиливает позиции крупных торговых центров города. Говоря о кризисе, мы можем сказать, что он несет в себе не только опасности, но и эффект оздоровления экономики через естественный отбор. В конечном итоге мы идем к тому, что значительная доля рынка будет сформирована из предпринимателей, которые будут использовать современные инструменты в работе, что, безусловно, отразится на качестве жизни жителей нашей страны.
 
На правах рекламы