«Так работать с бизнесом, значит, не хотеть налогов»

На заседании Регионального совета предприниматели призывали друг друга к активности

Галина ПЕТРЕНКО

Предприниматели настаивают на своем, более широком, представительстве в земельных комиссиях

По данным Костанайской областной палаты предпринимателей, проблемы, связанные с получением земельных участков, оформлением прав аренды на них, остаются одними из самых болезненных для бизнесменов области. В формате заседания своего Регионального совета Палата подвела итоги работы за 2015 год. Доклад руководителя этого объединения предприниматели подкрепили своими примерами.

А у них водопровод - вот

Один из них привела костанайский предприниматель Татьяна ЛАЗАРУК:

- Предприятие, которое я возглавляю, - это ТОО «Алта 21 век», занимается реализацией мяса птицы по всей Костанайской области. Имеем свою розничную сеть, фирменные магазины. С 2010 года мне акиматом Костаная в аренду дали земельный участок на улице Дружбы, 22 «Б», на котором размещался торговый павильон. Он стоял, удовлетворяя всем предъявляемым требованиям. Все разрешения у нас были на руках. В 2012 году началась реконструкция улиц Герцена и Дружбы. В 2015 году до истечения срока аренды мы обратились в акимат города с тем, чтобы продлить аренду того же участка. К огромному моему удивлению от отдела архитектуры и градостроительства городского акимата мы получили отказ. С мотивировкой, что там, где стоит павильон, проходит водопровод. При этом мы имели на руках все соответствующие документы от ГКП «Костанай-Су», что водопровода там нет - его при реконструкции в 2012 году перенесли. Однако сколько мы ни писали заявлений, нас как-то «футболили». Самостоятельно мы проблему решить не смогли. Обратились за помощью в Палату предпринимателей. Вместе с экспертом Палаты для начала грамотно обжаловали отказ отдела архитектуры, потом пережили 4 суда. Что важно, представитель Палаты участвовал во всех процессах, защищая наши интересы. В итоге тяжбу мы выиграли. Это один и, к сожалению, не единичный эпизод из обыденной жизни предпринимателей.

Об обыденности и абсурдности проблем, которые порой исполнительная власть громоздит перед предпринимателями, свидетельствовал и пример, который привела директор ТОО «Репако +» Наталья БУЛАТОВА.

Кто регулярно читает «НГ», наверное, в курсе всех проблем, с которыми в Костанае сталкиваются владельцы рекламных конструкций. Мы много об этом писали. Просто потому, что уж очень показательной выглядела ситуация с точки зрения того, как пренебрежительно распорядители бюджетных денег относятся к тем, кто эти деньги в казну зарабатывает.

- Основной проблемный вопрос для нашего бизнеса состоит в том, как выделяется земля под рекламные конструкции, - сказала Булатова. - Дело в том, что у нас никогда земельные участки не давались в аренду более, чем на два года. Тогда как по всему Казахстану они выделяются на срок 5 и даже 10 лет. Наши Костанай и область есть в этом смысле нечто особенное в масштабах страны. Почему? Вразумительного ответа на этот вопрос нам до сих пор не дали, хотя мы спрашиваем постоянно. Я напомню только один эпизод, когда в 2014 году был фактически введен мораторий на выделение нам в аренду земельных участков, на которых из года в год стоят наши рекламные конструкции. Более того, в том же 2014 году нам был навязан незаконный конкурс, участвуя в котором, рекламщики должны были взять на себя обязательства установить за свой счет автобусные остановки нового типа... С помощью Палаты предпринимателей, областной прокуратуры мы от этого отбились, навязываемый нам конкурс был признан незаконным. Но оказалось, что выиграли мы только первый большой раунд. Проблемы с землей так и не решены. Мы хотим арендовать участки не менее 5 лет. Тогда можно вести речь о заключении долгосрочных контрактов с крупными клиентами, которых, безусловно, интересует стабильность нашего положения. Когда клиент уходит от нас, это не только наши потери, это снижение сборов в бюджет. Есть же такая плата - плата за рекламное пространство. Кстати, когда действовал незаконный мораторий, объемы у рекламщиков упали почти на 40%, в таких же пропорциях денег от нас недосчитался и бюджет. Сегодня, когда туда по крупицам собираются деньги, когда мониторятся кассы торговых организаций, не давать возможности бизнесу стабильно развиваться, не давать ему уверенности в завтрашнем дне - это значит препятствовать сборам в бюджет.

Нас должно быть больше

Заметьте, речь идет не о каких-то сверхсложных проблемах и архимудрых обоснованиях исполнительной властью своих действий. Нет - и все. Не согласны - обжалуйте, идите в суд, тратьте свое и чужое время на доказательство очевидного.

Один из выходов из ситуации эксперты Палаты предпринимателей видят в более широком представительстве бизнеса в разного рода консультативно-совещательных органах, в частности, в земельных комиссиях акиматов.

- Наша задача - добиться примерно 50-процентного представительства бизнеса в таких комиссиях, - сказал директор Палаты предпринимателей Костанайской области Мурат АБЕНОВ. - По этому поводу между палатой и акиматом области заключен соответствующий меморандум. Мы не преследуем цели доводить всякий раз дело до наказания госслужащих, эффективнее упредить проблемы, а для этого мнение предпринимателей должно максимально учитываться на стадии обсуждения и принятия решений.

 

За год - ни одной транзакции

На заседании совета немало говорили о том, кому и чем помогли эксперты Палаты. Но, как считал еще товарищ Ленин, лучше сосредоточиться на предстоящей работе. Тем более что в ней есть вопросы, давно ставшие для предпринимателей проблемными. И разного рода отсрочки, смягчение ситуации, которых добивается Палата предпринимателей, радикально положение вещей не меняет. Из разряда таких - требования установки контрольно-кассовых машин с функцией онлайн-передачи данных и POS-терминалов.

- Я считаю, что у нас взялись слишком рьяно и формально цивилизовать бизнес, а нужен индивидуальный подход, тем более в такое сложное время, - выразил свое мнение директор Ассоциации содействия предпринимателям Костанайской области Петр СУХИНИН, - в частности, по темпам установки ККМ и терминалов. Готовясь к этому заседанию я обзвонил десять предпринимателей, вполне добросовестных, которые в 2014 году установили у себя POS-терминалы. И что - за прошедший год через них не было ни одной транзакции. Ну, может быть, оставить это как норму для крупных торговых центров, а мелкий бизнес оставить в покое. Нашей Ассоциации, кстати, пришло уведомление, обязывающее нас поставить такой терминал. Пусть, кто может, ставит в добровольном порядке. При этом мы некоммерческая организация. Просто такой подход к делу... То же касается этих навороченных ККМ. При усложнении условий реализации подакцизных товаров сегодня, если брать опять же малый бизнес, это ведет только к одному - люди сдают лицензии. По нашим данным, около 100 предпринимателей их сдали, а это значит, что доходность их магазинов падает. Этого добивались? Я понимаю, есть риски бизнеса, но все равно должен быть более дифференцированный подход. Для многих сельских предпринимателей эти требования неподъемны. И мы просим Палату предпринимателей все-таки довести эти проблемные вопросы до приемлемого завершения.

Сухинин напомнил также, что в ближайшее время требования по этим ККМ коснутся не только реализаторов подакцизных товаров. С 2017 года список обязанных пользоваться такими контрольно-кассовыми машинами в РК будет существенно расширен.

У нас так: участок под один и тот же объект сначала дают, а потом вдруг нет

«Не лезьте в парки!»

На заседании совета фигурировала и ситуация с кинотеатром «Казахстан», хозяева которого при поддержке Палаты предпринимателей добились в Верховном суде права расширять свой объект на территории Центрального сквера в Костанае. Пример звучал как сугубо положительный. Тем неожиданнее был комментарий вслед председателя Регионального совета Василия РОЗИНОВА.

- Вопрос по скверу подняло население города, - сказал он. - И ваша тяжба должна стать уроком для других предпринимателей. Когда берете землю, не лезьте в парки, скверы, вообще туда, где есть риск спровоцировать конфликт с людьми.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА