Сделали ставку на бисквиты

Ольга ЛИХОГРАЙ

Повлияет ли на конкурентоспособность костанайских кондитеров открытие новых цехов

В следующем году АО «Баян Сулу» откроет новый цех по производству бисквитной продукции - печенья и вафель. Для этого строят отдельное здание площадью более 5 000 кв. м.

Архимед Мухамбетов обещал поддерживать костанайских кондитеров

О перспективах нового направления в сложной экономической ситуации руководство предприятия рассказало акиму Костанайской области Архимеду МУХАМБЕТОВУ. Глава региона посетил костанайскую кондитерскую фабрику в понедельник, 19 октября.

Это был первый визит главы региона на предприятие, которое давно стало брендом не только Костаная, но и Казахстана. Мухамбетову показали цеха по производству плиточного шоколада, драже и карамели.

- Самым дорогим сырьем в производстве шоколада являются какао-бобы, - пояснял президент АО «Баян Сулу» Виталий ТРАЙБЕР. - Мы делаем шоколад с содержанием какао от 35 до 82%. В год закупаем до 2 500 тонн какао-бобов в Гане и Кот-д’Ивуаре.

Аким спрашивал, как транспортируют бобы, как хранят. Оказалось, что особого хранения какао-бобы не требуют.

Когда показали строящееся здание, в котором расположится новый бисквитный цех, Архимед Мухамбетов поинтересовался:

- Сколько фабрик у украинской фабрики «Рошен», а у российского «Ротфронта»? Конкуренцию выдерживаете? И как собираетесь дальше развивать производство?

Ему отвечали, что конкуренция высокая, но развитию костанайского кондитерского производства, в частности, способствует участие АО «Баян Сулу» во всех государственных программах. Эти программы позволяют брать дешевые кредиты в тенге под небольшие проценты.

Позже, в беседе с корреспондентом «НГ», вице-президент АО «Баян Сулу» Тимур САДЫКОВ рассказал, что костанайская фабрика экспортирует 30% своей продукции. Основная доля приходится на РФ. 2015 год оказался для кондитеров сложным, но осваивать новое производство необходимо.

- В прошлом году мы выпустили рекордное количество продукции - свыше 40 000 тонн, а 2015 год - довольно сложный для нас, - сообщил «НГ» Садыков. - Конечно, девальвация российского рубля сильно ударила по производству наших изделий. Доля экспорта в РФ снизилась. Более того, мы начали терять свою долю на внутреннем рынке. И это сразу отразилось в отчетах за первое полугодие, в которых было сказано, что доля пищевой промышленности в области серьезно снизилась. Сейчас ситуация немного оживилась, но ее еще нужно выравнивать.

Логичный вопрос напрашивался сам собой: как в такой ситуации предприятие не боится открывать новое производство?

- Почему мы сделали ставку на бисквитный цех? Могу пояснить, - ответил Садыков. - В себестоимости производства шоколада 70% приходится на импортное сырье. Закупать за рубежом приходится даже молоко и жиры, потому что местная продукция, к сожалению, не проходит по качеству. И лишь 30% - это местная себестоимость - электроэнергия, рабочая сила и патока, которую мы закупаем на Чемолганском заводе.

Какао-бобы составляют львиную долю затрат. Сейчас самый дорогостоящий ингредиент высококачественного шоколада подорожал даже в долларах. Одна тонна какао-бобов из Ганы обходится в $4 000. И это не самая высокая цена. Стоимость тонны более качественных бобов из Колумбии может доходить до $6 000.

- В 100-граммовой плитке шоколада только себестоимость какао-бобов, вместе с НДС, составляет 124,5 тенге, - объяснил Садыков. - Плюс остальные ингредиенты и заработная плата. Мы в фирменных магазинах продаем свою 100-граммовую плитку за 150 тенге. В то время как плитка швейцарского может стоить 1 000 тенге.

Для того чтобы снизить зависимость от импортной продукции и затраты на производство, в АО «Баян Сулу» и решились на строительство бисквитного цеха. Основное сырье - казахстанская мука, российские жиры и сахар. Установят три линии: две для производства вафель и одну для производства печенья. Объем производства традиционного печенья «Юбилейное» и шоколадных вафель при этом не снизится.

- Один успешный финансист сказал, что кризис - лучшее время для инвестиций, - отметил Тимур Садыков. - Все кризисы рано или поздно заканчиваются, а кондитерское производство, как и любое другое, не может стоять на месте. Конкуренция высокая, поэтому развитие необходимо. Мы сделали ставку на менее, на наш взгляд, затратное производство.

Бисквитный цех будет выпускать около 13 000 тонн продукции в год. На первом этапе планируется производить 12 тонн вафель и 8 тонн печенья за одну смену. И хотя попытка в кризис накормить народ бисквитами наводит на известную аналогию об отрешенности верховной власти от простого населения, в акимате области идею поддержали.

- Я думаю, что любой предприниматель, прежде чем запускать новый проект, просчитывает все риски, минусы и плюсы, - считает руководитель управления предпринимательства и индустриально-инновационных технологий Мейрам СОКИТБАЕВ. - В целом для фабрики существует ряд преференций, государство готово поддерживать стабильное производство. АО «Баян Сулу» может послужить хорошим примером в плане правильного использования всех инструментов, предлагаемых государством.

Костанайская фабрика, в свою очередь, для привлечения спроса к своей продукции планирует увеличить расходы на рекламу.

Фото Николая СОЛОВЬЕВА