«Детей бьют от педагогического бессилия»

Наталья Беспалько: «Скажите, в чем ребенок не прав, пока можете говорить спокойно»

Евгений ШИБАРШИН

Костанайский психолог - о причинах конфликтов школьников и учителей

В последнее время в казахстанской прессе появились публикации об избиении школьников учителями. Что это - единичные случаи, или они отражают нездоровые явления в нашей жизни, от которых общество в будущем получит большие проблемы?

«НГ» попросила ответить на эти вопросы психолога Костанайского детского медицинского центра «Медионика» Наталью БЕСПАЛЬКО.

«Не выдержали нервы»

- Наталья Викторовна, все мы когда-то учились в школе, отношения с учителями были разные, но чтобы ученик после «воспитательных» мер педагога оказывался в больнице с травмированной головой, как это было недавно в Актобе, что-то не помню. Это веяние нового времени?

- Нет, я не думаю. Система физических наказаний в процессе обучения практикуется еще с древних греков, а в дореволюционной России розги применялись повсеместно в гимназиях. Важнее вопрос: а в чем эффективность этой системы? Насколько эффективным является негативное подкрепление в процессе воспитания?

Лично мое мнение - что бьют детей от своего педагогического бессилия и от невозможности совладать со своими эмоциями. Но все-таки главная причина - дети не могут дать сдачи и являются своего рода одиноким деревом в поле, которое принимает на себя удар молнии. Если в семье или учебном классе накапливается статическое электричество гнева или раздражения, оно всегда разрядится в самого незащищенного. Или в самого выделяющегося. Это более характерно для школы.

А об эффективности речь вообще не идет, чаще всего ребенок пугается и не понимает, за что именно его наказывают. Особенно когда речь идет о детях в возрасте около 3 лет, которые еще не могут создавать сложные логические связи. Но и школьное воспитание будет более эффективным при правильно выстроенном позитивном подкреплении, когда поощряется хорошее поведение и игнорируются проявления так называемого плохого поведения, а также анализируются первопричины этого поведения.

- Могут ли на отношения между учителем и учениками влиять другие факторы, свойственные теперешнему времени? У детей расширились возможности выбора для игр и более серьезных занятий, а в работе учителя большая свобода ученика ущемляет его свободу воздействия на ребенка. К тому же педагог сегодня дезориентирован - он не знает, чему учить и как учить.

- Все это, безусловно, влияет. Выбор - это самая ресурсоемкая психическая деятельность. Например, от похода в магазин я порой устаю больше, чем от консультаций. Просто потому, что есть выбор, а мне трудно иногда его сделать. Хорошо, если знаю, что мне надо в магазине, и предварительно написала список.

Эту ситуацию можно перенести и на систему ценностей. Когда она сформирована и адаптирована к ситуации. Человек, делая выбор, тратит меньше внутренних ресурсов. Если учитель хорошо знает, чему учить, он тратит меньше энергии. Авторитет в своей области почти всегда не имеет проблем во взаимоотношениях с учениками, его психическая энергия подпитывается собственной уверенностью, и ученики всегда это чувствуют. Даже если он неважный воспитатель, его все равно будут уважать.

Мне, например, очень жаль учителей истории. Не понимаю, как можно вообще обучать в условиях, когда историю так часто перекраивают. В психологии тоже много различных школ, направлений, течений, это очень развивающаяся наука, но при этом цель и мотив всегда одни и те же - исследование человека, помощь человеку. При этом одно течение может не отрицать другое. У историков получается так: события одни и те же, а их трактовки разные. Представляете, каково преподавателям истории? У них проблема понимания выбора трактовок - отсюда и, скорее всего, усталость и потеря энергии в процессе преподавания, а это дополнительный стрессовый фактор.

Та же ситуация и с этическими ценностями: от светских до религиозных. Их тоже модно сейчас перекраивать по принципу кто во что горазд. А классный руководитель вынужден стараться в одном классе все это как-то объединить.

- Но еще совсем недавно была система нравственных координат, где четко различали хорошее от плохого. Что произошло?

- Если бы хорошо обученные люди внятно объясняли учителям, в чем разница между детьми и нами, взрослыми, чисто с биохимической точки зрения. Хотя бы в том, что есть разница в строении мозга. Ведь все его оболочки полностью формируются только к 21 году. В детстве идет активный процесс создания новых нейронных связей, и лобные доли, участвующие в некоторых процессах мышления, еще только формируются. Есть и особенности гормональных преобразований у детей. Та самая проблема со слишком эмоциональными старшеклассниками, которая имеет вполне реальную психофизическую основу. А есть еще особенности каждого поколения, связанные с определенными историческими моментами. Например, дети 90-х годов, выросшие в атмосфере страха, неуверенности в будущем, а то и в голоде и холоде, - они совсем другие, чем поколение, выросшее в более-менее стабильных условиях.

Более глубокие знания о природе человека, современные, которые подтверждены нейробиологическими экспериментами, помогли бы и учителям, и детям лучше понимать друг друга. Именно понимание наших общих и наших различных черт личности, на мой взгляд, дает ключ к конструктивной деятельности без насилия и эксцессов.

Разделенное поколение

- Говоря о ценностях, вы рассматривали психофизиологическую сторону. А рациональную? С кого сегодня ребенок может взять пример? Среда, в которой он сейчас живет, полна такими героями, что за будущее нового поколения становится страшно.

- Вы ставите телегу впереди лошади, мне кажется. Есть первичное - семья. Есть первичные условия, есть первичные нейронные связи. Ребенок родился и безоценочно впитывает все, что с ним происходит: как мама к нему относится, как папа, как они взаимодействуют между собой, чего больше в семье - улыбок и радости, гнева и критики или печали и грусти. Потом (в соответствии с этими приоритетами) он выбирает себе героев и выстраивает модели поведения. И лишь после этого идет в кино, где выбирает фильмы по этому запросу. Но запрос этот сформирован на основе его первичных нейронных связей.

- За последние 15-20 лет в нашей жизни многое изменилось. Если придерживаться предложенной вами схемы, как все эти новшества сказываются на формировании «первичных нейронных связей»?

- Мне кажется, есть некая полярность у нового поколения. Как общество разделилось довольно стабильно на богатых и бедных, так и семьи разделились по типу внутренних психологических отношений. У одних родителей главная проблема - гиперопека, то есть ребенок лишается права делать ошибки и проявлять инициативу, а родители все делают не вместе с ребенком, а вместо ребенка. Такая форма заботы, на мой взгляд, больше вредит, чем даже недостаток внимания. У других родителей иная крайность - они чрезмерно заняты, в редкие минуты общения дети напрягают их своими проблемами и от них откупаются гаджетами и прочими пожирателями времени. Лишь бы не трогали родителей и не канючили. Дети в таких случаях расцениваются как помеха жизни.

Но в основном родители не знают, что делать с ребенком, плохо понимают свою ответственность и основную задачу воспитания. А она довольно простая - помочь ребенку стать взрослым. Какие черты хотите видеть во взрослом сыне или дочери - начинайте взращивать их уже сейчас. И не требуйте плодов там, где не сажали семян. Хотите ответственного человека? Давайте возможность нести ответственность. Хоть маленькую. Хоть за птичку или за рыбку, за цветочек, но самому. И полностью, последовательно.

- Получается, что такие дети приходят в школу, там учителя от них требуют работу, а они к этому не приучены. Возникает конфликт?

- Самый распространенный вопрос, с которым приходят ко мне на консультацию школьники: почему они на меня орут? Они, очевидно, сталкиваются с несоответствием своего проступка и реакцией учителя. Пытаюсь объяснить, что учителя - такие же люди, у них бывают проблемы, они бывают нервные, в конце концов, важно не то, что на вас орут, важно, чтобы они вас чему-то учили. Но ребенок еще не в состоянии понять, что психические реакции накапливаются, что учителя «доставал» весь класс, а сорвался он на нем. Ребенок все принимает на свой счет, он какое-то время думает, что это он такой ужасный. Долго так думать невероятно тяжело. Настроение подавленное, самочувствие плохое, и тогда психика подсказывает: вокруг одни враги и мир непоправимо черен. Чем чаще происходят такие ситуации, тем сильнее ребенок формирует разного рода защиты от них. Это и обесценивание критики, и потеря интереса к учебе вообще, и агрессивное поведение в том числе.

Учителям не надо копить, не надо терпеть. Возник конфликт? Скажите, в чем ребенок не прав по вашему мнению, скажите это ученику сразу. Пока еще можете говорить спокойно. И самое главное - мы можем бесконфликтно критиковать только поступки человека, но никак не ставить оценки самому человеку. Как только человек начинает критиковать личность другого человека, возникают конфликт и агрессия.

Можно сказать: ты сегодня плохо сконцентрировался на задании учителя, но говорить ребенку, что он несобранный и ленивый, - недопустимо. И прежде всего неэффективно для самого процесса воспитания.

 

Досье «НГ»

Наталья Викторовна Беспалько

Родилась в 1972 году в Костанае. После школы окончила техническое училище, факультет русской филологии Костанайского пединститута, затем - отделение психологии факультета гуманитарных наук КГУ.

Работала социальным психологом в неправительственных организациях. В 2003-2009 годах проходила педагогическую практику в школе-гимназии им. Горького (Костанай).

Сейчас - психолог детского медицинского центра «Медионика» и участник Национального превентивного механизма по предупреждению пыток и жестокого обращения.

Воспитывает двоих детей.