Эх, прокачусь! Или на попутках по стране

Роман ГАЙДУК

13 мгновений лета: автостопом из Костаная, общее расстояние 7 912 км

Наслушавшись сплиновского «Махнуть, что ль, куда? // Все на мне, что не собрано, // Страна велика, // Шофера - люди добрые...», житель Костаная Роман ГАЙДУК решил лично проверить масштабы страны и прочувствовать доброту шоферов. Далее - рассказ от его имени.

Возьмите меня в дорогу!

И вот ранним утром я уже стою на боровской трассе с вытянутой рукой и поднятым вверх большим пальцем. Во всем мире это означает только одно: «Возьмите меня на борт!» Вопреки песне не все водители оказались людьми добрыми, некоторые машины проносились мимо, оставляя одинокого путника на обочине. Но благодаря двум сердобольным владельцам железных коней я смог добраться до первого города моего маршрута - Петропавловска.

Прогуливаясь по его улицам, я узнал, что как раз завтра будет праздноваться День города, ну что ж, это должно быть интересно, придется переночевать. Палатку поставил на берегу озера Пестрое. Первый опыт ночевки в палатке был не очень приятным: шорохи неясного происхождения не давали нормально уснуть почти до самого утра. Да и надувной матрас - это все же не кровать. Но настало утро и я вновь отправился в город - знакомиться с его улицами, людьми. Праздник шел полным ходом: игры, конкурсы, угощения. Я наснимал видеороликов, наелся баурсаков и вволю угостился свежайшим кумысом. Вечером началось самое интересное: гонки на тарантасах на берегу все того же Пестрого. Участники гонок свои повозки мастерили, не сдерживая фантазию, - в виде юрты, бочки, кровати. Закончился праздник салютом. С ощущением счастливой усталости я вернулся в свою палатку и заснул, не обращая внимания на ночные шорохи и отсутствие удобной кровати.

Утром - опять в путь! Но поймать попутку на этот раз оказалось делом не таким уж легким. То ли разбитая трасса портила водителям настроение, то ли я не внушал доверия. Благодаря очередному отзывчивому шоферу к обеду добрался до Кокшетау. Город небольшой, уютный, чистый. После купания в прохладной воде озера Копа отправился на возвышенность, где большими белыми буквами, прямо как на голливудских холмах, написано «Кокшетау». Забравшись на сопку, увидел весь город как на ладони, а спустившись, решил некоторые места рассмотреть поближе. Так я попал в парк Победы, где с удивлением обнаружил настоящий Вечный огонь. Судя по всему, его здесь зажигают не только на 9 Мая, он горит здесь всегда, ведь я был там в июле.

Следующий пункт - поселок Бурабай, он же известный курорт Боровое. Ночь застала меня неподалеку от Бурабая, палатку пришлось ставить уже в темноте, освещая место привала фонариком. В 5 часов утра - подъем и дорога к местам, знакомым по фотографиям. Я бодро шагал по направлению к горам, поросшим соснами, - и впрямь казахстанская Швейцария.

Моей главной целью в Бурабае были знаменитые камни. Ну, это я так их для себя называл. Вообще-то, это скала Жумбактас, по легенде, на этом месте утопилась красавица, отказавшаяся выйти замуж за нелюбимого. С определенного ракурса скала действительно напоминает голову девушки с развевающимися волосами.

После купания в озере Боровом поговорил с человеком, сдававшим напрокат лодки и катамараны. Выслушав историю о моем маленьком путешествии, он любезно согласился доставить меня на загадочную скалу на катамаране. И вот исполнилось мое давнее желание: я стою на скале, которую видел только на фото. Разве ради таких моментов не стоит терпеть тяготы некомфортных ночлегов в палатке и непредсказуемость передвижения автостопом?

После крепкого сна в палатке на лесной поляне я опять меряю шагами трассу в надежде поймать машину на Астану. Долго ждать не пришлось, может, отличная трасса повлияла на отзывчивость водителей? Сменив две попутки, быстро добрался до столицы.

От столицы до столицы

Астана произвела на меня впечатление далекого заграничного города - настолько поразила архитектура. Но мне мало было лицезрения зданий, нужно было лично ознакомиться с достопримечательностями.

Желающие подняться в шар «Байтерека» образовали большую очередь. Но для азартного путешественника это маленькое препятствие. И вот я уже осматриваю Астану с высоты птичьего полета - я внутри шара! Панорамный зал находится на высоте 86 м, в центре - знаменитый деревянный глобус с 17 лепестками, каждый из которых символизирует одну из основных мировых религий. А рядом с глобусом еще более знаменитая «машина исполнения желаний» со слепком руки президента. Считается, что если положить в этот слепок свою руку и загадать желание, то оно сбудется. Ну что ж, посмотрим…

Следующий город - Караганда. Там, в большом парке, я поставил палатку и отправился на прогулку. Здесь, на набережной, по утрам много людей занимаются спортом: бегом, спортивной ходьбой, кто-то отжимается, кто-то качает мышцы на тренажерах.

Держу путь на Алматы - так хочется поскорее увидеть горы и каток «Медео». Путь до южной столицы занял три дня. И вот я стою перед катком. Как же не подняться по популярной лестнице здоровья, в которой аж 842 ступени? Для этого требуется отменное здоровье, но все же я достиг самого верха, повернулся и дух захватило - какой замечательный вид вокруг! А воздух! Хотелось набрать с собой хоть немного. Покатавшись на фуникулере, испытав себя на горных тропах, вернулся в город. Поставил палатку в парке Горького, получив предварительно разрешение директора парка, и еще 2 дня знакомился с самым красивым городом страны.

Самые жаркие города

Дорога в Шымкент - город-миллионник - заняла два дня. Запомнится он как город красивых парков, обжигающего зноя, низких цен и приставучих торговцев.

После Шымкента как-то иссякла доброта шоферов, никто не хотел подвозить меня бесплатно. Но попасть в легендарный Туркестан все же удалось. Самое сильное впечатление - мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави. К сожалению, в нем запрещена съемка, поэтому желающим составить полное представление об этом памятнике средневековой архитектуры лучше отправиться туда лично.

Сильно впечатлила и стоимость проезда в автобусе - 30 тенге! В магазине разговорился с местным жителем, этот добрый человек пригласил меня домой, накормил и предложил поехать завтра на Иссык-Куль. Завтра для меня наступило самым приятным образом - после первой в этой поездке комфортной ночевки в гостеприимном доме щедрого туркестанца.

К вечеру я уже стоял на берегу Иссык-Куля в городке Чолпон-Ата, где туристов, наверное, больше, чем местных жителей. Там я провел 3 дня, наполненных отдыхом и интересными знакомствами с хорошими людьми из России, Киргизии, Казахстана. Помогали мне все, кто чем мог: кто пирожков даст, кто пловом поделится. Такого массового радушия я еще не видел за всю свою автостопную авантюру.

А дальше я собрался в Бишкек. Найти попутку в том направлении, да еще без денег, было почти невозможно. И вдруг мне повезло. Остановилась «Тойота Ланд Крузер», ехавшая в нем семейная пара направлялась как раз в Бишкек - на самый известный рынок «Дордой». Доехали с ветерком - на скорости 220 км/час. Отпустили супруги меня только после того, как обильно и вкусно накормили, снабдили в дорогу приличным запасом пирожков, самсы, компота.

Изучая улицы, не заметил, как начало темнеть. Сумерки застали меня в каком-то проулке. Не знаю, как бы провел я эту ночь в совершенно незнакомом городе, если бы не встретившаяся на пути пожилая женщина. Я попытался узнать у нее, где здесь можно поставить палатку, а в ответ поучил неожиданное предложение уютного ночлега. Два дня я прожил у добрейшей бабы Дуси, которая не побоялась приютить незнакомца из другой страны.

Настала пора возвращаться в Казахстан. По дороге в Шу пришлось столкнуться и с равнодушием проезжающих мимо водителей, и с искренней щедростью людей, помогавших мне. В какой-то деревне, лежавшей на моем пешем пути, просто попросил воды. Хозяева распахнули передо мной двери своего дома, накормили, несмотря на все мои протесты дали в дорогу 1 000 тенге и большой арбуз, который пришлось оставить, с ним я бы далеко не ушел.

До Шу довез еще один добрый водитель, с которым, не задерживаясь в этом городе, я приехал в Балхаш. Понравились изумрудное озеро, многочисленные картинки рыбалки. На берегу я и поставил палатку для ночлега. А утром поехал в Темиртау. Запомнилась чистота города, обилие статуй, малых архитектурных форм. Но совсем близко был август, мне нужно было возвращаться домой.

Думаю, это не последнее мое автостопное приключение. Только в следующий раз хочу разделить его с напарником - так веселее и можно осилить куда более длинную дорогу.