Яркая радость перед Великим постом

Ольга ЛИХОГРАЙ

В Костанае по славянским обрядам проводили Зиму и встретили Весну

«В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость, перед грустью… - перед постом?» - так описывал Масленицу Иван Шмелев в своем «Лете Господне». Эти строки вспомнились, когда мы вошли в палисадник, почувствовали запах костра и блинов, увидели деревянные качели, переступили порог бревенчатого домика и попали в светлую комнату с длинными деревянными лавками и широким деревянным столом. Домик в п. Амангельды, на самом берегу реки Тобол, оказался офисом ОО «Свякровь», которое давно отмечает славянские и мусульманские праздники в соответствии с традициями.

Большуха-свекровь

Обереговых кукол делают без иглы и ножниц

Нас встретила представитель ОО «Свякровь» Людмила КРУТЯКОВА и сразу повела показывать обереговые и игровые куклы всех цветов и размеров. Подарок на отдарок, кубышка-травница, бусы-кормилки, сумочка-лакомка разместились на столе и полках офиса.

- Вот эта сумочка-лакомка сделана из натуральной бересты, - демонстрирует Людмила Сергеевна небольшой берестяной квадрат. - В нее можно конфеты, платочек и даже сотовый телефон положить! А вот эта кукла - на выхвалку, делается по определенному размеру.

Крутякова кладет на согнутую руку куклу, которая занимает место от кончиков пальцев до ямочки на локте. Такие куклы на Руси делали незамужние девки, а потом выхвалялись парням - мол, вон что я умею. А парень мог проверить, сама делала или нет: если кукла помещается на согнутой руке, значит, не обманывает мастерица.

- А вот эта девка-баба - для загулявшихся девок, - показывает Крутякова большую пышную яркую куклу и тут же переворачивает ее, превращая в полногрудую бабу. - Обычно дают девушкам, которые засиделись. Девушки говорят, что еще не нагулялись, а им намекают: догуляешься - в бабу превратишься.

Кукла большухи-свекрови - самая главная в доме

Самая большая кукла - ядреная баба в позе руки в боки и с длинным ключом на поясе - примостилась на каминной полке. Это главная кукла в доме - большуха-свекровь.

- Свекровь - хозяйка в доме, на ней все хозяйство, ее слушаться полагается, так всегда было у славян, - объясняет Крутякова. - А теща должна радоваться, что ее дочь кто-то замуж взял.

Людмила Сергеевна достает куклу попроще - с прилепленной дочерью, грустной, словно ожидающей жениха... Это и есть теща.

Делают обереговые куклы только женщины и только из поношенной одежды. В каждую вкладывают особый смысл. Если молодая жена хочет быстрее деток нарожать, ей дарят оберег, сделанный из платья, в котором ходила женщина, только что родившая здорового малыша. Мастерят куклы без иглы, прокалывать их нельзя и даже нитки для них резать ножницами запрещено. Ткани и нити можно рвать руками, зубами, складывать, формовать. Играть обереговыми куклами тоже нельзя - об этом знают даже малые дети. Отличают их крестиком, который ставят на лбу куклы. Для детских забав - только игровые.

Первый блин - к омам

К самой большой кукле масленой недели - огромному чучелу - прикасаются только девушки и женщины. В «Свякрови» в воскресенье, 22 февраля, наряд для чучела делали из старого тряпья и рваной скатерти. На крестообразный каркас попали даже детские игрушки и новое полотенце с надписью «8 Марта».

- А игрушки-то и новое полотенце за что? - интересуюсь я.

- Обматывать чучело нужно той одеждой, в которой человек болел или попал в неприятную историю. Ту, с которой негатив связан, - объясняет Людмила Крутякова. - Вот с этими игрушками неприятная история связана. А 8 Марта - праздник незамужних, не семейных женщин. Наши же ценности - сохранение семьи и продолжение рода, поэтому все, что не нужно, сжигаем.

Лицо у чучела - безликое, без глаз, носа, рта. Это тоже обязательное условие, иначе - как взглянет, как сглазит...

До веселого масленичного костра женщины качались на качелях, мужчины перетягивали канат и дрались на кулаках, а на открытом огне румянились блины... Женщин качали, начиная с самой старшей, в почете - свекрови, за ними - тещи, а под конец - незамужние девки. Ноги нужно было поднимать высоко и тянуть к солнцу, чтобы жизненную энергию получить.

Блины пекли на двух сковородах на открытом огне

Тут же, на улице, поставили стол для пирогов и блинов. Рядом на двух сковородках на трескучих углях пекли свежие блины. Первые три не дали никому, а понесли к омам.

- Омы - это наши предки, те, которых уже нет в живых, или те, за которых некому помолиться, - пояснила, держа тарелку с тремя первыми блинами, Людмила Сергеевна. - Это со временем поговорку «Первый блин - к омам» интерпретировали, и истинный ее смысл потерялся.

Первые три блина отправились на растущую в огороде сосну, ими украсили пышные ветки, помянули предков. Следующими блинами нужно было накормить косолапого мишку, спавшего под елью. Это тоже одно из поверий: первый блин - комам, то есть медведям, которых на Руси почитали. Комы - медведи, потому что выглядят, как большие шерстяные комки. Мишкой в этот день был веселый парень в костюме медведя, его будили, кормили блинами, а уж потом шли к столу угощаться.

После сбитня - в костер

Две сковородки с горячими блинами не переставали опрокидывать в тарелки и снова заливать свежим вязким тестом. На другом огне дымился большой котелок, в котором по особому рецепту, держащемуся в секрете, варился сбитень - восточно-славянский напиток из смеси воды, вина, меда и трав. На вкус - горячительное с терпким привкусом и горчинкой. Согревает и веселит.

Сбитень разливали из большой кедровой ложки

Но и когда сбитень налили всем большой деревянной ложкой из настоящего кедра, до блинов дело не дошло! По крайней мере, для женщин. Горячие и поджаристые, их сначала раздавали мужчинам, потом женщинам по старшинству и только потом потчевали молодух - так предписывают строгие славянские традиции. Желающие могли смотреть сквозь блины на солнце - такими тонкими и кружевными они получились.

Около семи часов вечера пришло время для самого интересного и таинственного обряда - сжигания чучела, а вместе с ним - всего ненужного, хворого, негативного. Перед ярким костром все встали в дружный хоровод, долго ходили по кругу, просили друг у друга прощения, как и полагается в Прощеное воскресенье. Детей журили отдельно: за шалости, за проступки.

Когда деревянный каркас с ярким бесформенным тряпьем вспыхнул и во все стороны полетели искры, стало еще веселее. Все заботы и невзгоды улетали в небо вместе с болезнями. Девки прыгали через пламя с шутками-прибаутками.

- С 23 февраля начинается Великий, самый строгий пост, - говорит Людмила Крутякова. - Но нам скучать не придется. Будем готовиться к Наурызу, а потом к Пасхе. Объединение наше - интернациональное: есть русские, казахские, украинские, грузинские семьи, есть смешанные, мы все праздники отмечаем. У нас в месяц по 50 мероприятий бывает! И все успеваем.

Так и закончилась масленая неделя в «Свякрови» - по-шмелевски ярко и живо. Вот только до грусти в объединении дело вряд ли дойдет - настолько здесь умеют веселить и радоваться жизни.

На большое чучело Масленицы набрасывали все, с чем связан негатив

На деревянных качелях женщин качали по старшинству

Женщинам - качели, детям - горка

Мужчины соревновались в забивании гвоздей и…

…в умении драться на кулаках

Перетягивание каната устроили прямо на льду Тобола

Первые блины нужно обязательно отнести комам - медведям

Блинчики для мишки украсили малой Масленицей, которую полагается сжечь

 

Вместе с чучелом Масленицы сгорают все беды и невзгоды 

Фото, видео: Ольга ЛИХОГРАЙ, Николай СОЛОВЬЕВ