Неприкасаемых у нас нет

Анатолий ТИХАНОВСКИЙ, ng@ng.kz

Уральские предприниматели подают пример коллегам

Наши чиновники разного ранга, возомнившие себя по должности непогрешимыми и праведными в любых своих деяниях, как многострадальный библейский Иов, не перестают удивлять свой электорат поступками, которыми, по сути, срамят и себя, и службу «государеву», на которую поставлены. И закон попирают, хотя первыми должны стоять на его страже.

Рисунок illustrators.ru

Вот пришли очередные вести в тему из Уральска. Нам это интересно потому, что деяние точь-в-точь похоже на деяния нашего костанайского чиновника в ранге градоначальника. Так вот. Оказывается, весной 2012 года тогдашний аким города Уральска волевым решением приказал убрать с улиц города все рекламные билборды и прочие рекламные конструкции. Причина? По его личному, персональному и, надо полагать, самому верному и никогда не оспариваемому мнению, они мешали автомобилистам в обзоре при движении и вообще портили вид города. Ну тогда его градоначальство так решило - и баста. А на то, что все эти рекламные конструкции были установлены в законном порядке, при наличии разрешений того же акимата и его отделов архитектуры и земельных отношений, что в них вложены громадные деньги, что они сами по себе - частная собственность, что они должны были предпринимателям прибыль принести... на это ему, градоначальнику, начхать с высокой башни. И в Уральске по приказанию этого градоначальника было снесено целых 140 билбордов!

Однако нашелся один принципиальный предприниматель, потерпевший от таких вот деяний существенный ущерб, который он оценил в 26 миллионов тенге, включая и упущенную выгоду. Пошел в суд, проявил настойчивость, как говорится, невзирая на лица, и суд выиграл. Правда, претензии на все 26 млн тенге суд ему не удовлетворил, но 9 миллионов - вынь да положь! Самое хорошее - деяния градоначальника были признаны противозаконными. Между прочим, это было ясно с самого начала и очевидно для всех. В том числе и для самого начальника. Он просто полагал, что никто спорить не станет, и себя превозносил как лицо неприкасаемое.

Самое плохое - не очень-то он и ошибся! Да, уральский суд вынес решение о возмещении  истцу, данному предпринимателю-рекламщику, 9 миллионов тенге из двадцати шести, но выплаты суд предписал делать не тому, кто все это сотворил (тот градоначальник ко времени вступления в силу решения суда акимом уже не работал), а действующему градоначальнику, который вступил в должность после, но должен, по мнению суда, ответить за предшественника. Надо полагать, здесь речь шла о должностном, а не о физическом лице. Чудны дела Фемиды нашей, не так ли?

Позвольте, но в нашем славном городе Костанае в прошлом году произошло то же самое. Ну просто один в один! Наш бывший и только что ушедший от нас на другую работу, причем более высокого ранга, градоначальник тоже дал команду убрать с лика областного центра все рекламные растяжки. Убрать, и все. Невзирая на то, что они вполне себе легитимно висели, по разрешению, что в них средства вложены, что они отдачу должны были конкретным юридическим лицам принести. И оснований никаких предъявлено не было.

Теперь пришел новый аким города, который является, как видно из уральского судебного решения, полноценным во всех смыслах наследником своего предшественника. И по делам суетным тоже. Не так ли? А ну как кто-то из наших рекламщиков пойдет по пути уральцев? Срок исковой давности три года, так что и время еще не упущено. Да вчинит иск городскому голове. Да еще и за упущенную выгоду, да по полной! Прецедент теперь есть.

Вообще-то, это было бы правильно. Исполнительный орган Ассоциации содействия предпринимательской деятельности в Костанайской области по своим каналам обязательно добудет материалы уральского дела и поможет на этом судебном прецеденте восстановить справедливость и законность и у нас.

Кстати сказать, у нас в Костанае недоразумения по вопросам рекламы, начавшиеся с осени прошлого года, так и тянутся. А только что опубликованные документы акимата города о порядке предоставления земельных участков под рекламные конструкции «…и автобусные остановки» только подливают масла в огонь. А пример этот нашим рекламщикам на заметку. Думайте сами, решайте сами…

Анекдот в тему. Приходит мужик в магазин тканей, где висит лозунг, что клиент всегда прав. Требует отмерить 20 метров ситца в горошек. Отмерили. Требует порезать на куски по метру. Порезали. Требует вырезать горошинки рисунка. Продавец: «Да вы что, сумасшедший?!» Клиент: «Да, вот справка».