Целина. Годы созидания и творчества

Евгений ТЕРПИЛОВСКИЙ, преподаватель КГУ, кандидат технических наук
Фото из архива автора

Целина дала возможность работать на тракторах молодым людям, окончившим среднюю школу и не имевшим возможности учиться в вузах. Среди таких оказался и автор этих строк.

10 лет после войны

Освоение целинных и залежных земель в Северном Казахстане началось в год десятилетия освобождения оккупированных немецкими фашистами западных республик Советского Союза. Люди пережили тяжелый 1947 год, когда была проведена денежная реформа, когда неурожай на Украине привел к появлению «челноков», перевозивших на товарных поездах из Белоруссии картофель - основной продукт питания тех времен. В конце 40-х - начале 50-х годов на Украине и в России не хватало хлеба, поэтому призыв поехать на целину выращивать хлеб поддержали тысячи специалистов и добровольцев.

Отряд механизаторов на постоялом дворе перед отправкой в совхоз «Приозерный»

Созданные в 50-60-х годах в северных областях Казахстана совхозы имели аналогичную историю образования, а некоторые - даже одинаковые названия. Каждый совхоз имел в областном центре свой постоялый двор, где концентрировалась техника и собирались люди для первого десанта на территорию будущего хозяйства. В 50-е годы я работал трактористом в совхозе «Приозерный» Павлодарской области, расположенный в 100 км от областного центра. В 60-е годы, после окончания сельскохозяйственного института в Алма-Ате, работал в совхозах «Алексеевский» и «Карасуский» в Баян-Аульском районе, недалеко от Экибастуза.

Первые дома совхоза «Приозерный»

В первый год, кроме вспашки целинных земель, мы косили ковыльную степь, строили из саманного кирпича дома, собирали финские домики. За короткий период в совхозе были построены жилые дома, столовая (которая по вечерам превращалась в клуб), магазин, мастерская, ток и электростанция.

Наибольшие трудности люди испытывали зимой - из-за сильных морозов и метелей, отсутствия надежных тракторов и автомобилей, обладающих высокой проходимостью, для перевозки грузов с железнодорожной станции. Основные транспортные работы выполняли гусеничные дизельные тракторы, у которых в радиатор заливали керосин вместо антифриза. Для увеличения количества снега на полях ежегодно проводилось снегозадержание, причем тракторы работали круглосуточно.

Сей в грязь - будешь князь

Полевые работы в годы освоения целины выполнялись по технологии, которая применялась в России и на Украине. Основной принцип заключался в тезисе: сей в грязь - будешь князь. Поэтому в теплые апрельские дни старались побыстрее подготовить землю и к 1 мая рапортовать о посеве зерновых на большей территории. Наличие в совхозах почв с солонцовыми пятнами затрудняло выполнение норм выработки, поэтому зарплата механизаторов за месяц весной не превышала 1200-1500 рублей (в ценах до денежной реформы 1961 года).

В нашем совхозе работали комсомольцы и механизаторы Тульского оружейного и Сталинградского тракторного заводов, колхозники с Украины и демобилизованные воины-танкисты. Заведующим сельской амбулаторией был выпускник Грузинского медицинского института.

В сознании людей, работавших в 50-е годы в новых совхозах, еще сохранилось убеждение о неотвратимости наказания за любой проступок, связанный с нанесением ущерба государственной собственности, которое применялось в военное и послевоенное время. Был случай, когда во время перегона со станции в совхоз один трактор остановился, а другой наехал на него и помял топливный бак. Молодой тракторист, совершивший наезд, расплакался и произнес: «Теперь меня посадят!» Еще чувствовалась подозрительность, которая пропагандировалась в 30-40-е годы по поводу наличия «внутренних врагов». При любой оплошности и бесхозяйственности, сопровождаемой нарушением производственной и социальной жизни совхоза, сначала ползли слухи о том, что кто-то это сделал нарочно. Например, вышел из строя двигатель электростанции и совхоз три дня был без света. Оказалось, моторист забыл залить масло в поддон картера и заклинил коленчатый вал двигателя.

Ежегодно в совхоз ранней весной присылали из Белоруссии, Украины или Молдавии группу выпускников сельских профессиональных училищ, которые были обязаны проработать один сезон, сдать экзамены, после чего им выдавали удостоверение механизатора. Работали и опытные, и молодые механизаторы в основном на гусеничных тракторах ДТ-54А, в том числе девчонки. Так как трактора работали на полевых работах круглосуточно, старшим трактористам, которыми были ребята, приходилось работать в ночное время.

Шефами нашего совхоза была воинская часть, откуда приехали на целину солдаты. Она была расположена в Восточной Германии. Ежегодно шефы присылали посылки - в основном спортинвентарь и спортивную форму для футболистов. Поэтому в совхозе была лучшая футбольная команда в районе, которая летом, в выходные дни играла с командами соседних совхозов, расположенных на расстоянии 50-100 км от нашего совхоза.

В урожайные годы не хватало механизаторов и техники для уборки и вывозки урожая. Для этого из республик СССР и с воинских частей привлекалось большое количество автомобилей ГАЗ-51 и ЗИС-150 с водителями. Значительную помощь в уборке оказывали студенты - не только Казахстана, но и всех союзных республик. Они работали на токах и на хлебоприемных пунктах. В те годы занятия в вузах начинались в октябре. В последующие годы студенты начали создавать строительные бригады и строить совхозные поселки.

Полигон для изобретений

Наибольшие трудности испытывали совхозы во время уборки - из-за отсутствия необходимого количества механизаторов и уборочной техники. Основными комбайнами были прицепные С-6 и РСМ-8, которые обслуживали 5 человек: комбайнер, штурвальный, два прицепщика на копнителе и тракторист. С 1958 года начали поступать первые самоходные комбайны СК-3 с дизельным двигателем 75 л. с., но работать на них в первые годы опытные комбайнеры отказывались.

По предложению рационализаторов совхоза «Белозерский» Павлодарской области в совхозах изготовляли и использовали 9-метровые широкозахватные жатки - они навешивались на СК-3 и обеспечивали образование общего валка шириной захвата до 18 м. В той же области механизатор Логинов изобрел автомат для вождения трактора С-80 по борозде во время пахоты. В Северо-Казахстанской области рационализаторы разработали механический способ переноса мерной проволоки при возделывании кукурузы квадратно-гнездовым способом. В последующие годы на целине впервые в СССР начали применять для посева и междурядной обработки кукурузы на силос широкозахватные агрегаты с гусеничными тракторами. Северный Казахстан также стал инициатором использования мощных колесных тракторов Кировского завода, используемых ранее для обороны страны.

В Кустанайской области по предложению ЦелинНИИМЭСХ были испытаны способы агрегатирования сельхозмашин с помощью тракторов-тандемов и гибких сцепок-тросов. Уже в 80 годы в ЦелинНИИМЭСХ были выполнены предварительные исследования по обоснованию зонального комплекса машин «Целина» для работы с самым мощным сельскохозяйственным трактором в мире ТЭТ-1000. Однако реформирование сельскохозяйственной науки привело к закрытию этой перспективной темы научной работы.

До середины 60-х годов на целине применялась в основном отвальная осенняя вспашка полей, широко использовались дисковые лущильники и сеялки, зубовые бороны. В 60-е годы начали использовать плоскорезы, глубокорыхлители и стерневые сеялки, позволявшие оставлять на поверхности поля часть стерни, которая защищала почву от ветровой эрозии. Наибольший вклад в создание новой технологии и комплекса противоэрозионных машин внесли научно-исследовательские институты Казахстана (ВНИИЗХ, КазНИИМЭСХ, ЦелинНИИМЭСХ) и Всесоюзный институт механизации сельского хозяйства. В короткий период времени в 60-е годы было организовано в Целинограде Государственное конструкторское бюро по противоэрозионным машинам, построен завод «Целиноградсельмаш».

С тех пор существенно изменились и структурный состав тракторов, и их характеристики. Сейчас преобладают колесные тракторы, имеющие рабочие скорости 8-10 км/час, мощность двигателя до 500 л. с., что превышает мощность трактора ДТ-54А, поднявшего целину, в 10 раз. Однако наличие дорогостоящей зарубежной техники в сельскохозяйственных предприятиях Казахстана увеличивает стоимость выполняемых работ. Поэтому основной задачей специалистов является рациональное использование мощных тракторов, в том числе на транспортных работах.

Трактористы Е. Терпиловский (слева) и И. Родионов в мастерской