«Нежный» выпрямитель

Дмитрий ВАСИЛЬЕВ, ng@ng.kz

Как нельзя проверять генератор

В условиях зимней эксплуатации нагрузка на источники электроэнергии автомобиля возрастает, а вероятность сбоев в их работе повышается. О том, что не надо делать в таких случаях, рассказал старший преподаватель инженерно-технического факультета Костанайского государственного университета Геннадий САВЕЛЬЕВ:

- Когда в электросистеме появляется неисправность, искать ее обычно начинают с генератора или аккумуляторной батареи. Некоторые автолюбители для проверки генератора принимают простое решение - при работающем двигателе снимают наконечник стартерного провода с полюсного ввода аккумуляторной батареи (АБ). Логика простая: если после этого двигатель продолжает работать, значит, генератор обеспечивает его электропитанием, то есть он исправен. Если генератор вышел из строя, то двигатель должен заглохнуть.

Когда-то такой способ действительно помогал водителям. В современных автомобилях такие операции специалисты не советуют делать. Причина в разной конструкции выпрямителей электрического тока, который вырабатывает генератор. Дело в том, что при размыкании электрической цепи возникает электродвижущая сила, которая может повредить выпрямитель. В прежние времена на автомобилях устанавливался выносной выпрямитель из селеновых пластин, который при размыкании цепи с работающим двигателем не повреждался. В современных машинах стоит кремниевый выпрямитель. Его повреждение уменьшает отдачу генератора, и при неработающем двигателе происходит разрядка аккумуляторной батареи.

Есть тут и еще один технический «подвох». Если данный способ применить при включенных световых приборах, то с отключением наконечника нагрузка на генератор резко увеличится, выдаваемой им мощности будет недостаточно, и двигатель может остановиться. Для водителя это будет знаком, что генератор не работает, хотя на самом деле это не так.

И еще о генераторе. Зимой чаще обычного двигатель пытаются завести с помощью «прикуривателя». В таком случае мотор автомобиля-донора нужно обязательно выключать. Дело в том, что во время запуска двигателя другой машины напряжение на клеммах донорской АБ падает. Если двигатель донора в это время будет работать, его генератор начнет выдавать повышенный зарядный ток, от чего в этой машине могут перегореть предохранители или выйти из строя другие элементы электрооборудования. Чтобы этого не случилось, перед «прикуриванием» двигатель нужно запустить, дать ему поработать несколько минут, после чего заглушить и подключить «прикуриватель». После окончания этой процедуры «прикуриватель» отсоединить и двигатель опять завести.