Руслан ЛАЗУТА: Дорполов пора заменять видеокамерами...

Руководитель ОО «ОСА» Руслан ЛАЗУТА

Ольга ЛИХОГРАЙ

Карагандинский защитник прав водителей о беспределе на дорогах, универсальных полицейских и психологии

Общественное объединение «ОСА» («Общество Содействия Автомобилистам»), центральный орган управления которого расположен в Караганде, совсем юное. Но за полтора года организация, отстаивающая права водителей, стала известна не только в Карагандинской области, но и по всей стране. За это время на сайте Youtube участниками ОО «ОСА» выложено более 800 роликов, на которых зафиксированы незаконные действия инспекторов дорожной полиции по отношению к водителям.

Многих инспекторов после этого уволили, многие получили выговоры. О своей деятельности, психологии водителей и полицейских «НГ» рассказал руководитель ОО «ОСА», практикующий юрист Руслан ЛАЗУТА.

- Руслан Викторович, как пришла идея создать объединение?

- В 2010 году на Youtube появился мой самый популярный ролик с инспектором Кымбатом Курмановым. При выезде из Темиртау у нас произошел конфликт. Юридически я нарушил ПДД - не включил дальний свет. Я это не оспаривал, но просил ограничиться предупреждением, а не штрафом. Есть такая норма в Административном кодексе. Выписывается протокол о предупреждении. Немногие водители об этом знают, а инспекторы практически не применяют.

В итоге я отстоял свои права в рамках закона, несмотря на нарушение. Ролик состоял из трех-четырех частей, он собрал огромное количество зрителей и комментариев в интернете. Люди увидели, что в Казахстане появился человек, который посмел(!) поспорить с инспектором дорожной полиции. Начались звонки, вопросы. Тогда для меня стали очевидны масштабы проблем водителей с дорожными полицейскими.

- Но идея созрела позже, в сентябре 2011 года. За это время я исколесил города Казахстана с дальнобойщиками, чтобы узнать проблему изнутри. Нас останавливали сотрудники дорожной полиции, я сидел, присматривался, как они себя ведут, сколько берут и т. д.

6 февраля 2012 года зарегистрировал объединение. Сейчас мы ни от кого не зависим - ни от акиматов, ни от иностранных фондов, грантов. Все держится на энтузиазме небольшой группы людей. Один из участников предоставил квартиру под офис, приобрели аппаратуру, я вкладываю личные средства плюс членские взносы.

- Название «ОСА» - специально придумывали?

- Рассматривал много вариантов, чтобы название несло смысловую нагрузку. Выпало «ОСА» - ассоциация с насекомым, которое жалит. На самом деле мы жалим в очень редких случаях. Дорожные полицейские - не наши враги, а наши оппоненты, которых мы хотим заставить соблюдать законы, чтобы, как это не высокопарно звучит, гордиться своей страной.

- Как вступить в вашу организацию, сколько стоит, что вы гарантируете?

- Членские взносы - 4 МРП в год. Водитель высылает небольшой пакет документов, мы выдаем членский билет, стикеры, наклейки с нашей атрибутикой. Рекомендуем приобретатьантикоррупционный зажим «Железный аргумент». Специальное железное устройство с ячейками для всех документов. Оно крепится либо на цепочке, либо на тросе в машине.

Водитель, согласно п. 2.1 ПДД, обязан передать документы на владельца и машину, что и делается с помощью «Железного аргумента». Но при этом забрать ваши документы инспектор не может ни при каких обстоятельствах. Изобрел зажим правозащитник из Санкт-Петербурга. В России он стоит 3000 рублей. У нас есть чертежи наших, отечественных аргументов», сконструированных нашими участниками, но нет возможности наладить производство. Если найдется предприятие, которое займется изготовлением ЖА, мы согласны передать чертежи.

- Водитель из другого города может получить консультацию по телефону?

- Толькодля членов организации она бесплатная, для других - платная, но дешевле, чем у любого адвоката. В случае конфликтных ситуаций с дорожными полицейскими даем полный алгоритм действий. Есть брошюрка бардачкового размера (помещается в бардачке) «Правила поведения водителя при остановке транспортного средства». В ней я объяснил простым языком, что делать водителю.

Начинается с того, что после взмаха жезла инспектора нужно заблокировать все двери, закрыть окна и оставить сантиметров 10, чтобы можно было общаться. Правило возникло не потому, что мы такие вредные, а потому, что были случаи, когда инспекторы вытаскивали водителей из машины, вырывали видеорегистраторы, подкидывали разные вещи - от наркотиков до патронов.

- То есть в наших дорожных полицейских живет абсолютная вседозволенность?

- В начале нашей деятельности была вседозволенность. Сейчас в Карагандинской области ситуация резко изменилась в лучшую сторону. Мы своей деятельностью заставили инспекторов периодически листать кодексы, законы. В первую очередь отпало хамство, с которым обычно вели себя дорожные полицейские.

- А каковы при этом наши водители? Как вы оцениваете уровень их юридической грамотности?

- Большинство водителей, даже ничего не нарушивших, при остановке автомобиля выбегают из машины на полусогнутых, заискивающе смотрят. Ощущение, что они уже себя виновными признали. Это психологический барьер, который у нас в крови. Даже у меня до сих пор моментально выбрасывается адреналин при остановке инспектором.

Это рабство заложено на генетическом уровне, его нужно вытравливать. Мы объясняем водителям, что, даже если вы нарушили, отстаивайте свои права. Хуже, чем есть, уже не будет. Вас не посадят, не расстреляют.

- Назовите основные принципы вашей организации.

- Их всего два. Первый - стараться не нарушать ПДД. Второй - ни при каких условиях не давать взятки дорожным полицейским.

- Вы считаете это реально?

- Да, вполне. Главная наша задача - научить как можно больше водителей отстаивать свои права, грамотно пользоваться законами. Мне кажется, мы всегда будем востребованы. Тем более сейчас, когда функции дорожной полиции собираются передать административной полиции...

- Кстати, как считаете, что изменится от этого перехода и с выходом на дороги так называемых универсальных полицейских?

- Думаю, изменения будут только в худшую сторону. Какой контингент у нас работает в административной полиции? Сотрудники, привыкшие бороться с дебоширами, пьяницами. Эту манеру общения они перенесут на водителей.

- Но официально объявлено, что эксперимент с внедрением универсальных полицейских успешно прошел в некоторых областях...

- Могу привести примеры. Когда наше объединение начинало деятельность, территорией беспредела на дорогах считался Усть-Каменогорск и вообще Восточно-Казахстанская область. Оттуда нам поступало больше всего звонков. Сейчас все меньше и реже, водители воспитали инспекторов.

Остается беспредел в Актобе. Такое трудно себе представить в других городах.

К проблемным с недавних пор стали относиться Жамбылская и Павлодарская области. Именно Павлодар и Жамбыл выбрали в качестве эксперимента для работы универсальных полицейских. Как только начался эксперимент, пошли звонки и ролики от водителей. Они рассказывали и подтверждали видео, что все ППС-ники побросали свою основную работу, скупили атрибутику дорожных полицейских, останавливали водителей через каждые 500 метров. И когда министр внутренних дел объявил, что эксперимент с универсальными полицейскими прошел успешно, мы грустно улыбались. Никаких изменений в плане улучшения безопасности на дорогах и облегчения жизни добропорядочным водителям не произошло.

- Ощущение, что «покормили» дорожную полицию, а теперь хотят дать порулить другой структуре.

- Это не секрет - административная полиция ликует. Хотя до сих пор неизвестно, что будет с дорожными полицейскими. Часть из них пойдет в штат административной полиции, чтобы обучить чему-то. Но та масса, которая выйдет на дороги, будет из сотрудников административной полиции.

- Будете воспитывать административную полицию?

- Придется, потому что эти постоянные ужесточения вызывают только протест. У нас и так приличные штрафы по сравнению с нашими зарплатами. Элементарный пример. В раннем приказе Комитета дорожной полиции было сформулировано 7 четких причин для остановки машины полицейским. В новом осталась размытая строчка - «запрещается безосновательная остановка транспортного средства». Что под этим подразумевается - никто не знает.

Этой нормой полицейские пользуются направо и налево. Останавливают под маркой «проверки документов», «сверки агрегатов» или просто «откройте багажник». Но все это, включая ОПМ и т. д., - от лукавого. Даже чтобы проверить документы, нужно основание. Я пропагандирую свое понимание - любая остановка, не связанная с нарушением ПДД либо с розыском преступника, незаконна. Я понимаю, что у нас, какую марку ни возьми, она числится в угоне. Но почему вы отнимаете у добропорядочного водителя минуты его жизни? Ищите другие способы выявления угнанных машин.

- А как же статья Административного кодекса о том, что дорожные полицейские за любое нарушение могут изъять водительское удостоверение?

- Изъять любые документы у водителя можно только по решению суда. И этой статьей инспекторы просто незаконно пользуются. Я вообще считаю, что наших дорожных полицейских давно нужно заменять видеокамерами, которые все беспристрастно фиксируют. Нет средств? Потратьте средства, которые тратятся на содержание огромного штата инспекторов, на качественные видеокамеры, и вы только сэкономите.

- Тогда почему этого никто не делает?

- Потому что нужна политическая воля. У нас захотел кто-то растонировать все машины - растонировали за неделю. Захотели, чтобы все ездили пристегнутые, за неделю все пристегнулись. А пока выгоднее содержать инспекторов и объединять ведомства...

 

Досье

Лазута Руслан Викторович, родился 19 марта 1970 г.

Окончил юрфакт КарГУ им. Букетова. Правовед. Работал в прокуратуре Караганды, Карагандинской области, затем Ленинградской области.

С 2001 года - практикующий адвокат, с 2012-го - руководитель ОО «ОСА».

Любит путешествовать и петь, выступал на концерте группы «Бутырка» в Санкт-Петербурге.